Адметныя: познакомились в студии детского творчества, поженились и открыли красивый handmade-бизнес

Адметныя: познакомились в студии детского творчества, поженились и открыли красивый handmade-бизнес
В рубрике «Адметныя» мы рассказываем о минчанах, которые стали заниматься своим делом – и преуспели. Сегодняшние герои, Наталья и Виктор Бердниковы, пять лет назад познакомились на курсах керамики, а год назад решились на семейную керамическую мастерскую.

В рубрике «Адметныя» мы рассказываем о минчанах, которые стали заниматься своим делом – и преуспели. Сегодняшние герои, Наталья и Виктор Бердниковы, пять лет назад познакомились на курсах керамики, а год назад решились на семейную керамическую мастерскую.

Мы встречаем Наташу в холле Института физики, вместе проходим через пустынный двор академического корпуса, а потом долго идем коридорами научного учреждения. Год назад именно здесь родилась семейная мастерская Moon Ceramic: вдоль белых стен на полках и стеллажах стоят сотни ярких кружек, тарелок и чайников, залитых светом из большого окна. В мастерской нас уже ждет Витя, Наташин муж, который начинает раскатывать глину для будущей тарелки.

Наташа работает с глиной полжизни – она с детства хотела рисовать, но не смогла поступить в художественную школу и пошла на керамику: «Когда я в 13 взяла первый кусочек глины в руки, то поняла, что это – мое, и на протяжении следующих 13 лет почти все время лепила – правда, был один перерыв в два года, когда я только поступила в университет, совсем не связанный с керамикой. Когда отучилась, у меня встал выбор: или идти по профессии и становиться экологом, или вернуться к тому, к чему лежит душа, – так я решила вернуться к керамике. Сначала это было скорее хобби, я просто лепила для себя и не зарабатывала на этом».  

Но керамика – это не только лепка из глины: чтобы изделие стало прочным, его надо обязательно обжечь в специальной печи, так что Наташа ходила в студию детского творчества на улице Славинского. Именно там они с Витей и познакомились: «5 лет назад у меня в жизни был переломный момент – я отчислился из одного университета и уже учился в другом на инженера-программиста, но понял, что и это – не мое. Я долго искал, где же смогу научиться работать с глиной, – и в результате пришел в студию на Славинского». 

К собственной студии ребята шли очень долго: Moon Ceramic появилась только в прошлом июне – до этого Наташа и Витя занимались глиной в свое удовольствие и не продавали керамику. Началось все с того, что 4 года назад молодая семья решила, что работать на кого-то им не хочется, и открыла собственный магазин хенд-мейда в ТЦ «Силуэт» – для него ребята делали украшения и прочие мелочи, что-то привозили. «Мы начинали с игрушек, украшений и работы с ремесленниками, но сейчас стараемся делать упор на то, что производим сами», – говорит Наташа. Витя добавляет: «С ремесленниками работать сложно: когда ты говоришь, что делаешь наценку на изделие в 50%, они очень расстраиваются. А ведь для того, чтобы хорошо чувствовать себя на рынке, платить за аренду, отдавать налоги и еще что-то зарабатывать, надо делать 100-процентную наценку. Мы посчитали, что нам выгоднее самим делать продукцию и продавать по своей цене, чем брать у кого-то на реализацию». Сейчас ребята используют магазин как место, где можно показать всю свою посуду, но продают ее и в других магазинах.

Наташа предпочитает лепить из глины вручную, а Витя, наоборот, работает с гончарным кругом – оба показывают нам, как создается посуда в разных техниках, и заодно рассказывают о них. Оказывается, глина требует терпения: весь процесс изготовления одной вещи занимает около трех недель – сначала тарелку или чашку лепят, потом около десяти дней сушат при минимальном доступе воздуха, потом обжигают в печи два дня, после красят и снова обжигают, уже в течение трех дней. Тысяча градусов – минимальная температура обжига, позволяющая сделать качественную прочную вещь, причем нарастать она должна очень медленно, чтобы посуда не растрескалась. Для обжига не подойдет домашняя духовка – нужна специальная печь. 

Год назад ребята решили, что пора покупать собственную печь для обжига керамики: так стало понятно, что придется искать отдельное помещение и производить больше посуды, чтобы окупать затраты, – немецкая печь обошлась в 3 000 $. Помещение искали долго – многие владельцы, услышав слово «печь», тут же пугались и отказывались, но Институт физики Академии наук, где сразу несколько кафедр занимаются лазерами, был не из пугливых. Месяц аренды тут стоит около 5 миллионов, но сейчас, через год после старта, ребята подумывают о смене помещения – хотят найти место просторнее, ведь теперь они не только вдвоем занимаются гончарством, но и обучают людей – нынешняя мастерская не способна вместить всех желающих.

– Когда мы начали лепить и выкладывать фото нашей студии, многие стали писать нам: «Мы бы тоже хотели попробовать, не могли бы вы научить нас лепить из глины?» – говорит Наташа. – На первом мастер-классе я так боялась, что ни у кого ничего не получится, что у меня даже дрожали руки. Но получилось у всех, люди ушли довольными, а меня это так вдохновило, что сейчас мы проводим мастер-классы каждые выходные.

У ребят можно пройти целый курс керамики, а можно – всего два занятия: сначала за несколько часов сделать 3-4 изделия, а потом, через две недели, когда ваша посуда подсохнет и будет обожжена первый раз, прийти и покрыть ее эмалью. На такие курсы ходят и постоянные покупатели, и те, кто просто хочет отвлечься от работы за компьютером, – спрос настолько большой, что для учеников Moon Ceramic купили вторую печь. Теперь пять дней в неделю наши герои сами лепят посуду, а по выходным ведут мастер-классы. «Но иногда мы можем сделать себе выходной», – смеется Наташа.

Производя посуду, ребята смотрят на отклик людей: «Сейчас мы делаем серию с муми-троллями, потому что, слепив одну чашечку с ними, мы получили много сообщений с просьбой сделать больше – так что один день я делала только чашки с муми-троллями». Теперь Наташа может потратить целый день, делая только тарелки или только чашки: «Все-таки у нас тут уже небольшое производство. Это не хобби, когда ты сегодня хочешь полепить, а завтра не лепишь, – это наша работа, с которой мы живем, поэтому лепим каждый день. Хотя отдыхать тоже надо». Совсем недавно ребята на две недели съездили в отпуск в Грузию, но Витя говорит, что считает это «нашей ошибочкой»: по его словам, мастерской надо «еще работать и работать».

Мы обращаем внимание, что керамика ребят совсем не похожа на ту, что можно найти в белорусских сувенирных магазинах. Витя смеется: совсем недавно он захотел вступить в Союз народных ремесленников, но его не взяли – сказали, стиль не подходит. Наташа говорит, что национальные темы они тоже поднимают, но по-своему: сейчас Moon Ceramic готовят к росписи серию посуды с белорусскими фразами и присказками. «Может быть, и хорошо, что ни я, ни Витя не окончили вуз по специальности керамика, потому что нас бы научили, что правильно делать вот так и так, а птичек сажать на чашку совсем неправильно. Возможно, отучившись в университете, мы и не добились бы своего стиля – а тут мы работали сами для себя, сами учились, сами осваивали новые техники, и получился стиль, очень отличающийся от того, чему учат в университете».

– Наше преимущество сейчас в том, что мы такие пока одни – мы не работаем в народных стилях, а делаем европейскую керамику, используем глазури и ярко раскрашиваем посуду. Мы стараемся делать очень яркие вещи, причем разную посуду – ведь все люди разные, и мы хотим, чтобы каждый, кто что-то у нас покупает, нашел близкую ему вещь.

Чашка Moon Ceramic стоит 180 000 – 200 000 руб., в случаях очень сложной росписи – до 250 000 руб. «Если бы материалы были местными, а мы не платили за доставку, не переплачивали бы посредникам, то цена была бы ниже», – говорит Наташа. Сейчас ребята используют четыре основных материала – белую и красную глину, фарфор и фаянс. Глину в основном везут из Москвы, Вильнюса и Украины – в Беларуси есть месторождения красной глины, из которой производят только чашки и кружки на гончарном кругу.

– Мы относимся к глине как к волшебному материалу, потому что из него можно слепить абсолютно все, – рассказывает Наташа. – Я люблю каждую вещь, которую леплю. И очень приятно, когда люди приходят на маркеты и говорят, что посуда, которую они купили у нас, становится их любимой. Когда мы начинали, то даже и не думали, что будет такой отклик.

– На данный момент самым главным в нашем деле я считаю необходимость связать творчество и деньги, – говорит Витя. – Для меня сейчас это очень сложно – я не могу пока найти гармонию между этими вещами и постоянно из-за этого переживаю. Но нам хватает на жизнь – надеюсь, что не будет еще одного кризиса и люди не перестанут покупать посуду.

– Но тут все зависит от мастера, – подхватывает Наташа. – Если он растет, старается и делает каждую вещь лучше предыдущей, то у него всегда будут покупатели, а если мастер остановился на каком-то уровне, то людям надоест.

– У нас семья, мы старались придумать что-то свое, что будет нас обеспечивать, – говорит Витя. –  Когда мы начинали, то не знали наверняка, сможем ли окупить мастерскую. Покупая печь, мы просто решили, что хотим заниматься керамикой: нам это в любом случае будет в радость, а печь, на худой конец, будет стоять дома или в гараже – и мы будем делать керамику для себя.

– Сначала керамика была нашим хобби, – объясняет Наташа. – Но, когда стал вопрос о покупке печи, оборудования и открытия мастерской, это превратилось в нашу профессию. И сейчас, по прошествии года, мы очень рады, что тогда рискнули и открылись.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

ООО «ЭС ЭМ ДЖИ», УНП 190247301

Еще по этой теме:
Адметныя: как в 25 лет построить процветающий бизнес мечты
Адметныя: как семеро минских барменов открыли школу в старом заводском цеху
Адметныя: как привезти идею из Нью-Йорка и реализовать ее в минской котельной
поделиться