«Актеров избивали и бросали на пол». Почему первый в Минске фестиваль квестов превратился в драку и ералаш

«Актеров избивали и бросали на пол». Почему первый в Минске фестиваль квестов превратился в драку и ералаш
Фестиваль квестов KvestFest вызвал бурю негатива у участников и синяки у актеров. Создатели ExitGames.by, первого минского рейтинга квест-комнат, пробуют разобраться в причинах неудачи.

Фестиваль квестов KvestFest вызвал бурю негатива у участников и синяки у актеров. Создатели ExitGames.by, первого минского рейтинга квест-комнат, пробуют разобраться в причинах неудачи.

KvestFest, первый в Беларуси масштабный фестиваль квестов, проходил в минувшую субботу в фойе Малого зала Дворца Республики. Как ни старались организаторы, а первый блин получился традиционным: вместо ожидаемых 1,5 тысяч участников пришло около 400 человек (но и этого было достаточо), общий квест-погружение был провален, а вторая часть фестиваля вовсе отменена. Почему так произошло, мы и попытаемся понять.

 

СМЕНА СЦЕНАРИЯ

Накануне фестиваля в Париже произошла серия терактов. Из этических соображений организаторы KvestFest решили отказаться от сценариев «Ограбление торгового центра» и «Необычное похищение» для общего квеста. И заменили их на один сюжет – «Психбольница». Вот и представьте: сценарий, который репетировали полгода, пришлось переписывать за несколько часов. По словам главного координатора фестиваля Матвея Грамовича, старый сценарий попытались адаптировать к новому, но...

Почему мероприятие просто не перенесли? Во-первых, объясняет Матвей, из-за больших финансовых и психологических потерь; во-вторых, помещения Дворца Республики забронированы на полгода вперед. Впрочем, списывать все неудачи на форс-мажор тоже неправильно.

ОРГАНИЗАЦИЯ фестивАля: в чем были проблемы

Проблемы начались с этапа анонсирования. Организаторы обещали, что KvestFest будет разделен на две части: «Ограбление торгового центра» с 15:00 до 19:00 и «Необычное похищение» с 20:00 до 24:00. Но при этом забыли объяснить, что обе части, по сути, будут одинаковыми и нет смысла покупать два билета сразу на обе. И это мы молчим про то, что каждая часть фестиваля делилась еще на две (презентация отдельных проектов и общий квест-погружение).

Стоило предупредить, что презентации начинаются в 15:00 и слабо привязаны к конкретному времени, а общая квест — только в 17:00. В итоге в 15:15 у входа в Малый зал Дворца Республики толпилась очередь из сотни человек, а уже внутри многие зрители, которым были неинтересны презентации, скучали в течение двух часов.

Не было внятной навигации: ни на сайте, ни на самом мероприятии. Многим зрителям пришлось обходить здание по периметру, чтобы определить вход по толпе ожидающих.

Конечно, на проведение фестиваля сказались и форс-мажорные обстоятельства – по большому счету, на многое можно было бы закрыть глаза. Если бы удалось проникнуться квестом-погружением.

 

КВЕСТ-ПОГРУЖЕНИЕ: ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛИ СТАЛИ ДРАТЬСЯ С АКТЕРАМИ

Именно квест-погружение должен был стать центральным событием, объединяющим в одной игре всех участников фестиваля.

По сценарию всем игрокам назначили роли, которые они должны были отыграть, у всех была общая миссия. Как рассказал позже Матвей Грамович, среди 400 участников было около 150 актеров, 30 из которых были явными – они отыгрывали сумасшедших и санитаров. Остальные актеры затерялись в массовке, чтобы накалять градус.

Но в итоге из четырех сотен в игру были вовлечены около трех-четырех десятков участников, не считая явных актеров. «А скрытые актеры не смогли толком поучаствовать – опять же из-за смены сценария, – объясняет Грамович. – Это тоже возможная причина утраты контроля над игрой».

Большинство участников не понимали, что происходит. Они просто сидели или бесцельно ходили туда-сюда и смотрели на происходящее. Чтобы уточнить сюжетный план, мы связались с одной из актрис.

А В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЛСЯ НОВЫЙ СЦЕНАРИЙ ИГРЫ?

По сценарию, новое руководство захватывает лечебницу и устанавливает в ней свои порядки. У игроков, получивших роль пациентов, есть цель – они должны узнать код сейфа, в котором лежат важные документы. Но о цели нужно догадаться – по подсказкам и действиям врачей.

В бумагах в сейфе указано реальное положение дел: безобразные агрессивные врачи – это и есть истинные пациенты, чьи личные дела лежат в сейфе. Пациенты-заложники, – это настоящие работники больницы, которых накачали лекарствами, чтобы лишить рассудка. После вскрытия сейфа пациенты осознают реальность и приходят в себя. Затем и вовсе захватывают самозванцев. Все заканчивается победой добра над злом.

Что следует отметить: актеры играли санитаров и пациентов действительно живо. В белых халатах они кричали на «пациентов», хватали их за руки и шеи, стаскивали с «кушеток» на пол. Между собой актеры играли натурально, а с игроками старались вести себя полегче.

Но иногда актеры явно перегибали палку, делая игрокам больно. В итоге действо закончилось тем, что когда по сюжету нужно было противостоять санитарам, пациенты не остались в долгу и отплатили той же монетой. По словам Грамовича, пять актеров – парней и девушек – заработали синяки!..

Агрессию и грубость со стороны участников Матвей Грамович называет одной из причин неудачи квеста-погружения. По его словам, пришедшие на KvestFest гости применили физическую силу и выключили несколько главных актеров из игры, поэтому потерялся контроль над ней. Актерам пришлось импровизировать. Из роли они выходить не стали, стараясь сохранять атмосферу.

– Из-за того, что народ был утомлен и озлоблен ожиданием и непониманием происходящего, понеслось откровенное сумасшествие: люди начали швырять актеров в конференц-зал, хотя в это время эти актеры должны были находиться в другом месте, – рассказал нам один из актеров. – Практически с середины все пошло не по плану – нам приходилось и держать роль, и пытаться как-то развернуть действие, чтобы эту феерию завершить.

Сказалась психология толпы: зритель воспринял актеров как непосредственное поле действия, видимо, забыв, что мы такие же живые люди, а такого отношения не заслуживает ни один человек. Актеры действительно сильно пострадали. Нескольких душили, парней избивали и еще одну актрису несколько раз швырнули об пол. Ни один актер до самого финала ни на минуту не вышел из роли, несмотря на хаос. Потому что любое дело, за которое мы беремся, мы доводим до конца.

Участники фестиваля пишут в соцсетях, что отдельные посетители были пьяны, что умножало общий градус агрессии и сдвигало границы – у некоторых актеров даже украли атрибутику. «Оказалось, что формат фестиваля, к сожалению, не подходит для белорусской публики», – подытоживает Грамович. Хотя агрессию – как и многие проблемы, возникшие на фестивале, можно было предупредить более тщательной подготовкой.

 

ЧТО МОЖНО БЫЛО УЛУЧШИТЬ В КВЕСТЕ-ПОГРУЖЕНИИ

Дать стартовые инструкции. Участники просто не понимали, что творится: ни общей миссии, ни своих задач – только история о том, что они находятся в психбольнице. Каждому дали роли пациентов – но никто не знал, что с ними делать.

– Надо четче давать подсказки игрокам или перед игрой, или в процессе, потому что было непонятно, что делать, – говорит гейм-дизайнер Диана, принявшая участие в квесте в качестве игрока. – Не хватало плана, разбития игры на конкретные части – а некоторые части были слишком затянутыми.

Погрузить в игру: участникам можно было бы помочь познакомиться с ролью.

– Был микрофон. Для начала можно было попросить участников присесть и закрыть глаза, представить, как на них влияет указанное в бумажке с ролью заболевание, – говорит после игры Евгения, гейм-писатель и организатор ролевых игр живого действия. – Затем попробовать общение в парах – на все ушло бы минут 15. Но человек проиграл бы свое заболевание и легко повторил бы его в игре.

Размежевать мир игры и мир реальности. Например, в квеструмах игра начинается с момента, когда за тобой захлопнулась дверь или с глаз снята маска. Здесь же актеры появились и сразу начали играть, застав неготовых игроков врасплох. Не помешала бы символическая граница, после которой участник включался бы в мир игры.

Предусмотреть процедуру выхода из игры и роли и предупредить участников о границах допустимого. Все это можно было сделать на этапе подготовки. Правда, даже ее отсутствие не отменяет ответственность каждого игрока за свои действия.

 

ЧТО ВСЕ-ТАКИ БЫЛО ХОРОШО

Многие вещи на KvestFest удались. Неплохо прошел городской квест от партнеров фестиваля shukaj.by, который был бесплатным и начался в 12 дня. Интересной была и презентация проектов – первая двухчасовая часть мероприятия.

Симпатичную инсталляцию сделали Pod Zamkom, рекламируя свой новый квеструм «Во сне с Фредди Крюгером». В клетке, вместо прутьев которой были цепи, томилась невинная девушка, а перед клеткой стоял сам Фредди и раздавал участникам загадки. За разгадку каждой с клетки снималась одна цепь, чтобы в конце концов девушка освободилась. Все это минут сорок длилось под зловеще-ироничный трек Receptor feat. K.I.R.A. «Lullaby».

А неподалеку стоял стол, за которым шла карточная игра в «21» и разыгрывались скидки на квеструмы.

Еще одна квест-компания «ВЗаперти» презентовала свой выездной квеструм «Отравление» – простой по загадкам и оформлению, со стенами из разборных стендов, рассчитанный на прохождение за полчаса.

Battle Game устроили милые битвы на резиновых мечах – прообразах римского гладиуса – и стрельбу из лука.

Очередь долго держалась возле презентации очков c технологией видео на 360° от VR-STUDIO.

Три стола облепили любители настольных игр.

Даже в квесте-погружении были удачи: какое-то количество участников все-таки включилось в игру и поняло задания. Выложились и красиво сыграли актеры, а критические ситуации им удавалось разрешать, не выходя из роли.

«Категорического провала не было, – говорит Грамович. – Поступает много и положительных комментариев». И с ним можно согласиться: в целом-то мероприятие состоялось, подвел на KvestFest только общий квест.

.

 

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

Анастасия и Артем – опытные квестеры с как минимум тремя десятками квеструмов за плечами.

Анастасия: «Я не поняла, что здесь случилось. На квест это не похоже, скорее на массовую истерию. Передать атмосферу “психушки” удалось. Но, может быть, это можно назвать живым квестом».

Артем: «Это достаточно интересный, пусть и не очень удачный, эксперимент. Большой шаг в индустрии для Беларуси и Минска. Надо делать что-то такого формата, и для многих это станет опытом».

Лена учится на инженера и танцует – она не участвовала в квестах, зато играла ту самую невинную душу в инсталляции с Фредди Крюгером: «В целом идея классная, но организация квеста подкачала. Я всю игру не понимала, что происходит. Стоило сделать больше знающих людей, чтобы они направляли толпу. Какая-то часть игроков ходила по комнатам и разгадывала шифры, а другая сидела и думала, что сейчас нас куда-то заберут».

Светлана (справа), опытный квестер и директор магазина: «Мне очень понравилась игра актеров. Но было непонятно, что делать нам. Например, когда ты приходишь в любую квест-комнату, у тебя есть предыстория и миссия. А здесь не было».

Сами актеры в целом остались довольны участием. Студенты Миша, Виктория и Маша играют в студенческом театре БГУ «На балконе» и психологическом театре пластической импровизации АКМЕ.

Маша: «Мы сами не ожидали, что окажется так интересно».

Виктория: «Интересный опыт! Никогда такого не было в Беларуси, и никогда такого не было в нашей практике».

 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

«Идею сохранить планируем, но фестиваль в данном формате вряд ли», – говорит Грамович. Несмотря на проблемы, идею квеста-погружения он продолжает считатать жизнеспособной и интересной.

Привлечь участников на второй фестиваль квестов из-за негативного опыта будет сложнее. Но с другой стороны, теперь видно, что можно делать иначе и как избежать ошибок. Отвратит ли неудачный фестиваль минчан от квестов как таковых? Едва ли. Самый популярный сегодня жанр – это квеструмы, комнатные квесты. Большинство купивших билет участников знакомы именно с ним, а живой квест, который не получился во время фестиваля, – это совсем другое дело. И популярности квеструмов или, например, городских квестов от этого не убавится.

Но провести параллель с нынешним состоянием квеструмов можно: KvestFest продемонстировал общую для многих квест-комнат проблему – недостаток подготовки. И если на фестивале это было скорее форс-мажором, ведь подготовка к нему велась со множеством репетиций почти полгода, то для многих квест-комнат она системна, потому что дополняется недостаточно серьезным отношением к делу. В квеструмах, куда команды приходят на один и тот же сценарий ежедневно, появляется изношенный до безобразия реквизит, шаблонные загадки, бездумный сервис, завышенные цены, даже грязь – во многих комнатах есть хотя бы один из этих минусов.

Каждый имеет право на ошибку. А вместе с ним – ответственность за нее. Координатор Матвей Грамович ответственность несет: отвечает на вопросы, занимается возмещением денег за билеты на отмененную вторую часть. Сделать первый фестиваль квестов в заполненном квестами городе – хорошая инициатива, за которую можно благодарить. А также желать исправить ошибки и попробовать снова. Пусть даже первый KvestFest вышел комом.

ExitGames.by специально для CityDog.by.

 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Выбраться из комнаты за час – в Минске стали играть в японский квест
Создатель рейтинга квестов: «За 500 000 руб. в Минске можно сыграть как в потрясающий, так и в ужасный квест»
Организаторы первого KvestFest в Минске: «Это будет нереально огромный квест на 1 500 человек»
поделиться