«Мужчины писали, что это сексизм». Как активистка из Украины запустила в Минске проект для женщин в бизнесе

«Мужчины писали, что это сексизм». Как активистка из Украины запустила в Минске проект для женщин в бизнесе
В рубрике Grass Roots мы рассказываем об инициативных горожанах, которые меняют Минск к лучшему. Юлия Малькова переехала из Украины в июне 2015 года и тут же запустила ProWomen.by, помогающий женщинам в бизнесе. Сегодня девушка рассказывает, как пришла к своему проекту и зачем бесплатно организовала 30 мероприятий за 2 года. 

В рубрике Grass Roots мы рассказываем об инициативных горожанах, которые меняют Минск к лучшему. Юлия Малькова переехала из Украины в июне 2015 года и тут же запустила ProWomen.by, помогающий женщинам в бизнесе. Сегодня девушка рассказывает, как пришла к своему проекту и зачем бесплатно организовала 30 мероприятий за 2 года. 


«Было много вопросов, но мне некому было их задать»

– Мы не те люди, которые долго собираются и медленно делают, – объясняет Юлия причину быстрого старта своей активистской карьеры в Минске. – Например, мой муж запустил проект в поддержку сноубординга в Беларуси, потому что он этим «болеет». А для меня было важно сделать что-то для женщин. Мы оба считаем, что каждый из нас может что-то сделать для того сообщества, в котором мы сейчас находимся, и реализовать свои потребности.

Расскажите, чем вы занимались в Украине до переезда в Минск?

– Я обучалась гостиничному бизнесу и потом долго работала в этой сфере. Прошла все ступени: от ресепшиониста до специалиста по маркетингу и пиару в отделе продаж. Но после Майдана туристическая отрасль схлопнулась: гостиницы перестали принимать туристов, многих сократили – в том числе и меня. Я оказалась в некоммерческом секторе и гражданских проектах. Это были образовательные программы, политический мониторинг, работа в медиа. Поэтому моя главная компетенция – маркетинг, пиар и коммуникации.

Мне всегда хотелось сделать что-то для женщин, но я думала, что это будет бизнес: приехав в Минск, я решила остановиться на сервисе аренды платьев. Я как раз дописывала бизнес-план, когда оказалось, что сюда пришел другой подобный сервис по франшизе из Украины.

Я забросила идею, но в процессе подготовки бизнес-плана поняла, что у меня есть потребность в каком-то бизнес-сообществе, куда я могу прийти и задать вопросы, которые меня волнуют. Я рассчитывала проект максимально подробно, узнавала, как сертифицировать и растамаживать платья. Было много вопросов о том, как это работает, но мне некому было их задать, поэтому я писала официальные обращения в органы, которые этим занимаются.

И вот эта потребность в информации привела меня к мысли, что, наверное, есть такие же девушки, которые сейчас хотят начать свой бизнес, и у них тоже есть вопросы, которые некому задать и не с кем об этом поговорить. Я решила проверить это на деле: купила домен, хостинг и запустила промостраницу, где было написано, что скоро стартует проект с бизнес-лекциями для женщин и, если хотите поучаствовать, оставьте ваши данные. Параллельно шла реклама в соцсетях – я решила, что если наберу какое-то количество регистраций и увижу отклик, то буду продолжать. Многие женщины заинтересовались. 
 


«Раньше я не была к этому чувствительна и не замечала тОГо, что вижу сейчас»

Я получила ряд негативных комментариев от мужчин. Они писали, что это сексизм, – и меня очень зацепила эта тема. Я захотела разобраться в терминах «дискриминация» и «сексизм». Для меня было важным понятно и аргументированно объяснить свою позицию: почему я делаю проект только для женщин. Так я начала свое образование в этой теме и пришла к ценностям, с которыми дальше буду жить и работать.

Для ProWomen я проходила стажировки в Израиле и США. В программе Community Connections у нас было много визитов в организации, которые занимаются проблемами женщин, их вовлечением в политику, развитием женского лидерства. Меня поразило, что в городе на 200 тысяч человек, где проходила моя стажировка, было 90 организаций, которые занимаются помощью женщинам в абсолютно разных ситуациях или сферах: помогают, например, женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, или несовершеннолетним матерям-одиночкам.

Я узнала больше про права женщин в целом, мне было важно и интересно смотреть на их опыт, чтобы внедрить какие-то идеи в собственный проект. Важно было посмотреть не только на то, как они борются с гендерными проблемами, но и как развивают локальное сообщество, как привлекают партнеров из бизнеса.

Я не прекращаю свое образование в сфере гендера. Раньше я не была к этому чувствительна и не замечала того, что вижу сейчас.
 

ЕСТЬ СЛОВА, С КОТОРЫМИ ЛИЧНО МНЕ ТЯЖЕЛО СМИРИТЬСЯ.
НАПРИМЕР, «МАРКЕТОЛОГИНЯ»

– Интересно, а что говорят феминистки про ваш проект?

– Я не могу сказать, что проект откровенно феминистский, хотя у него есть ценности, близкие феминизму. ProWomen расширяет права и возможности женщин, их экономическую независимость. Но, несмотря на это, я получаю много негативных комментариев как со стороны феминисток, так и со стороны нефеминисток. Последние обвиняют проект в том, что он слишком феминистский и не затрагивает вопросы семьи. Да, мы не ставим это на первое место, но я не позволю кому-то в проекте сказать, что «ты неполноценная женщина, потому что у тебя нет детей». Это невозможно.
 


У нас как-то выступала Лариса Пекурова – мама пятерых детей и основательница клиники женского здоровья «Ева». Она рассказывала о своем бизнесе, который неотделим от семьи. На это феминистки сказали: «Почему вы зовете женщин из бизнеса, которые в том числе говорят о материнстве?» Или могут ругать нас, потому что мы почти не используем феминитивы.     

У нас есть женщины-спикеры, которые не хотят, чтобы они к ним применялись. Есть слова, с которыми лично мне тяжело смириться. Например, «маркетологиня». Я не готова к этому. Но некоторые слова я считаю нормальными: это «экспертка», «специалистка» – их я использую.  
 

«МНОГИЕ ЖЕНЩИНЫ ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ИМ НЕ ХВАТАЕТ
РОЛЕВЫХ МОДЕЛЕЙ И ИСТОРИЙ УСПЕХА»

Когда мы разговариваем со спикерами о том, что хотим донести через лекцию, то выделяем два основных направления – это вдохновение через личную историю и советы «Как это сделать»: запустить рекламу или краудфандинговую компанию, привлечь инвестора. Многие женщины, приходящие к нам на лекции, говорят, что им не хватает ролевых моделей и подробных историй успеха для полного понимания того, как люди развивают свой бизнес. Вот прямо пошагово – и очень часто из-за таких вопросов аудитории у нас выходят личные доверительные истории от спикеров, что было бы маловероятно, если бы на наших лекциях присутствовали мужчины.

Ни один бизнес не был построен без фейлов и факапов, но в нашей бизнес-среде не принято об этом говорить, хотя это важная часть успеха. Часто эти провалы наши лекторы затрагивают в своих историях. Даже мой личный пример может это хорошо иллюстрировать: да, я работаю до двух ночи, я одна в своем бизнесе и у меня что-то не получается, но в этом нет ничего страшного. Такие истории мотивируют людей.   

Одни из топовых тем лекций – это маркетинг, дизайн, айдентика для малого бизнеса, даже инстаграм. То есть все, что связано с продвижением и маркетингом.  
 

«для меня очень важно делать встречи доступными»

Когда я приехала в Минск, мне сразу бросилась в глаза высокая стоимость билетов на бизнес-лекции экспертов. По меркам Украины, 15–20 долларов за билет – это дорого. Я не знаю, как сейчас, но два года назад в Киеве почти каждый день проходили классные бесплатные мероприятия. И тебе только оставалось выбирать, куда идти. В Минске сейчас появляется больше мероприятий. Это, конечно, здорово, но в том числе стоимость билетов на них послужила причиной делать наши лекции бесплатно.

Проект задумывался как полностью некоммерческий, потому что для меня очень важно делать встречи доступными, чтобы включать в сообщество тех, кто не готов за лекции платить. Потому что сейчас эти люди вообще исключены из городского бизнес-сообщества. Многие из тех, кто только начинают что-то делать, не имеют специального образования, и часто у них нет бюджета, например, чтобы нанять специалиста по маркетингу.

Когда мы поняли, что не получается найти дополнительное финансирование проекта, решили сделать еще и платные мероприятия – бизнес-завтраки на 25–40 человек, чтобы быть на плаву.
 


«БЕЛОРУССКИЕ МЕДИА РЕДКО ПРИГЛАШАЮТ ЖЕНЩИН-ЭКСПЕРТОВ»

Сейчас в нашем сообществе около 1300 женщин. Мы не вводим ограничений по возрасту или по роду занятий. Средний возраст – это 25–35, но, конечно, есть женщины и старше, и младше. Чаще всего это те, у кого уже есть свой малый бизнес, либо те, кто хочет его открыть: они имеют какую-то идею и для ее реализации хотят получить дополнительные знания.

За два года мы провели около 30 мероприятий. Больше 90% посетительниц говорят о том, что они получили ту информацию, которую искали, и она была для них полезна. Но кроме лекций мы делаем сильный упор на онлайн-формат – начали развивать сайт как медиа.

Официальная статистика Беларуси говорит о том, что женщины недопредставлены в медиа в качестве экспертов, а в среде бизнеса и экономики их всего лишь 17%. Мы хотим показать, что среди женщин есть много экспертов.

Проект помогает нашим авторам, тоже женщинам, профессионально развиваться в своей области. Сейчас у нас 17 авторов и 95 уникальных материалов на сайте. Поэтому высокий уровень их профессионализма – еще одна важная социальная миссия нашего проекта. Они пишут материалы на основе своего опыта, у них есть конкретные эффективные кейсы, например, по запуску рекламы.

Все, кто участвуют в проекте, включая меня, пока волонтеры. Люди вовлекаются на разных этапах, на разные задачи и на непродолжительное время. И мне очень жаль, потому что уходят классные специалисты, с которыми хочется работать, но мне пока нечего дать им взамен. Мне бы хотелось, чтобы у нашего сайта и проекта в целом была постоянная команда, но для этого пока нет финансовой возможности.       
 

«В ПРОШЛОМ ГОДУ Я СТАЛА ПОСЛОМ
ВСЕМИРНОГО ДНЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ»

Этот день инициировала одноименная организация из Нью-Йорка (WED), а в 2014 году их поддержала ООН. Теперь этот день проводится ежегодно в 144 странах.

Страна присоединяется к этой инициативе в тот момент, когда в ней появляется амбассадор. Это женщина, которая напрямую связана с деятельностью по развитию женского бизнеса или занимается какими-то социальными проблемами женщин. Для того чтобы стать амбассадором, подается заявка. И среди претенденток они выбирают ту, которая больше разделяет эти ценности. У меня подписан контракт на 3 года.

Это день придуман для того, чтобы отметить достижения женщин в белорусском бизнесе и мотивировать тех, кто хочет начать свое дело. Мы провели его 17 ноября в формате, напоминающем бизнес-конференцию – 8 выступлений плюс дискуссия. Мероприятие поддержал «Белагропромбанк». 
 

«ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ МАМ В ДЕКРЕТЕ ИЛИ ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ МАМ?
А ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ?»

– Вы недавно написали пост о том, что из-за финансовых вопросов, возможно, прекратится работа вашего проекта. Это так? И как теперь будет построена работа ProWomen? 

– Я с самого начала рассчитывала на то, что проект будет получать гранты, потому что он имеет для этого большой потенциал. За два года я написала порядка 12 заявок, но выиграли мы только один грант, который в итоге не смогли получить из-за проблем с его регистрацией. Потом мы запустили опцию пожертвований и за полтора года собрали всего 200 долларов.

Но при этом, если говорить о законодательстве (и это моя принципиальная позиция), все должно быть максимально прозрачно. Мы не получили поддержки от бизнес-сообщества, поэтому начали развивать еще и дополнительные платные мероприятия – бизнес-завтраки, о которых я уже говорила. Благодаря этому мы сейчас начинаем выходить в какой-то плюс.  
 


Доноры хотят, чтобы наш проект занимался женщинами уязвимых групп – это матери-одиночки или женщины с инвалидностью. А я сознательно не хочу никого исключать из сообщества. Я не могу делать свой проект только для мам в декрете или только для многодетных мам. А что будут делать все остальные? Где они будут получать необходимую поддержку? Я не могу вот так просто отбросить часть аудитории. Все это время проект поддерживался за мои личные деньги, но недавно я потеряла работу. Поэтому больше такой возможности у меня нет.

ProWomen зарегистрирован как некоммерческая организация, и государство предъявляет к ней определенные требования: нанять бухгалтера в штат или на аутсорс, иметь директора с зарплатой, должен быть юридический адрес, где будет работать хотя бы один человек. В итоге у проекта есть ежемесячные траты, которые нечем покрыть.

Я понимаю, что проекту было бы легче в рамках гражданской инициативы, тогда у нас были бы абсолютно безденежные отношения со всеми. Но учреждение уже зарегистрировано. Это было сделано, чтобы получить возможность искать гранты. Теперь у проекта есть сайт, логотип, узнаваемость, и я не могу его просто так свернуть. Возможно, с января я буду планировать запуск дополнительных коммерческих проектов.    

Но я всегда держу в голове правило, которое зачитывают в самолете: «В случае разгерметизации салона сперва маску нужно надеть на себя, а потом на ребенка». И в тот момент, когда у меня не будет денег на себя и мне придется занимать деньги для проекта, я точно закрою его.  

 Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by и 34mag.net.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото:Сitydog.by .

Еще по этой теме:
В 50 лет стать шансонье: бизнес-консультанты советуют, как научиться зарабатывать больше
Диванные активисты: как улучшить город не выходя из дома
«Жалость должна быть конструктивной». Минские активисты о том, что делать, если нашел бездомное животное
поделиться