Эта минчанка начала гулять со взрослыми людьми с инвалидностью, а потом решила научить их бизнесу

Эта минчанка начала гулять со взрослыми людьми с инвалидностью, а потом решила научить их бизнесу
Минчанка Эльвира Королева говорит, что с самого детства понимает, что такое уязвимость. Ее родители работали переводчиками и сопровождали иностранцев – в основном ездили в чернобыльскую зону и детские дома. Сегодня Эльвира помогает молодым людям с инвалидностью поверить в себя, чтобы найти работу или открыть свой бизнес. Как они это делают?

Минчанка Эльвира Королева говорит, что с самого детства понимает, что такое уязвимость. Ее родители работали переводчиками и сопровождали иностранцев – в основном ездили в чернобыльскую зону и детские дома. Сегодня Эльвира помогает молодым людям с инвалидностью поверить в себя, чтобы найти работу или открыть свой бизнес. Как они это делают?

«Я приеду» – это проект социализации молодых людей с инвалидностью: все началось с того, что Эльвира приезжала к ним и просто гуляла. Но еще три года назад девушка поняла, что недостаточно просто выходить вместе: галереи и выставки быстро надоедают, важно помочь людям с инвалидностью устроиться в жизни. Личный доход – одна из возможностей быть самостоятельным.

Саша Зенько, с которого начался проект «Я приеду».

– Когда моя работа была связана с социальными проектами, я внимательно присматривалась, как их реализуют другие. Мне стало понятно, что можно не просто помогать в свободное от работы время, но поставить проект на какие-то рельсы и заниматься им серьезно. Я много ездила по стране, изучала другие социальные проекты, а потом попала на курс по женскому социальному предпринимательству.

К тому времени у Эльвиры уже назревал свой проект по помощи молодых людям с инвалидностью. Она говорит, что в Беларуси много помогают детям, многодетным семьям, а вот молодых людей 30–40 лет с инвалидностью почти не видно. Большую часть времени они проводят дома вместе с опекуном – чаще всего пожилой мамой. Это огромная прослойка взрослых ребят – их мамы могут просто физически не справляться.

– Я сама три года назад узнала на собственном опыте, каково это – собрать взрослого человека с инвалидностью на улицу. На улице все смотрится красиво: человек сидит в коляске, вы с ним гуляете. Но до этого нужно выйти на улицу, одевшись, что в зависимости от формы ДЦП бывает само по себе нелегко.

Когда опекун умирает, взрослые с инвалидностью чаще всего попадают в интернат – туда попали многие ребята, с которыми работала Эльвира.

– Они столкнулись с тем, что дома и родные стены помогают, а там попадаешь к чужим людям. Даже если это очень хорошие и заботливые люди, они все равно чужие. В комнате живет по несколько человек – это очень тяжело. Многие просят забрать их из интерната, потому что жить там не хотят.

– Я понимаю, что в этом плане мы бессильны. Даже приехать в гости в условиях коронавируса было проблематично. Представьте, почти год ребята, которые находятся в интернате, не могли увидеться с друзьями.

В рамках образовательной программы по социальному предпринимательству Эльвира съездила в Берлин. В Германии есть много предприятий, где трудоустроены люди с инвалидностью: они эффективно работают и достаточно зарабатывают. Конечно, просто гулять с молодыми людьми с инвалидностью – это классно, но возможность научить их вести свой бизнес и зарабатывать самостоятельно поможет по-настоящему изменить их жизнь.

– Человек с инвалидностью получает пособие и думает, что из-за этого ни о какой работе не может идти речи. Но если научиться себя обеспечивать, то даже после потери опекуна велика вероятность остаться жить в своей квартире. Конечно, многие хватаются за эту соломинку.

У нас в Беларуси есть примеры людей с инвалидностью, которые не только работают сами, но и дают возможность зарабатывать другим. Например, Саша Авдевич открыл кофейню «Инклюзивный бариста».

Или пример Александра Макарчука из Борисова: 15 лет назад Александр потерял возможность двигаться. Но это не помешало ему открыть Фонд, а также заниматься развитием социального предпринимательства. Александр научился работать на компьютере с помощью голосовой программы и таким образом зарабатывать деньги. Более того, он научил этому и многих других людей с тяжелой инвалидностью.

– Наш Фонд занимается образованием людей с инвалидностью с последующим трудоустройством. Это направление идет медленно, но результаты точно есть, – говорит Эльвира. – Уже три года у меня открыто ИП. В разное время у меня работало до 8 человек, сейчас наняты три сотрудника. Профессиональное направление, в котором я работаю, тяжело дается людям – подбор персонала в сфере информационных технологий.

Большинство людей с инвалидностью в Беларуси мало знают о том, что даже «на группе» можно заниматься бизнесом. В основном страхи и опасения заключаются в том, что, если человек откроет ИП, его лишат пособия по инвалидности. Но на самом деле это не так. Государство, наоборот, идет навстречу и поддерживает. Например, человеку с инвалидностью не нужно платить ФСЗН, есть другие льготы.

Курс, который запускает Эльвира, будет полезен не только тем, что участники научатся открывать и продвигать собственный бизнес, но и получат много личного общения.

– У нас в Фонде был случай, когда молодые люди с инвалидностью познакомились на курсе, а потом съехались и стали жить вместе, – говорит она.

Каждый понедельник сентября Эльвира вместе с командой планирует проводить онлайн-встречи в рамках курса «Особенности предпринимательства для особенных молодых людей». На курс уже зарегистрировано 20 человек – но регистрация все еще открыта, так что к курсу можно присоединиться. Эльвира говорит, что, если получится помочь 20 участникам и участницам, это уже замечательно. Но проект планируют развивать, ведь в Беларуси живет далеко не 20 людей с инвалидностью.

Программа курса предполагает вдохновляющие истории от людей с инвалидностью, у которых уже есть свой бизнес, разработку идей и концепций самих участников. Обещают личные консультации с бизнес-тренерами, специалистами по налогообложению и юристами.

– Мы планируем отказаться от теории в пользу конкретных консультаций по поставленным запросам. Например, человек плетет что-то из бисера и хочет продавать изделия. Мы сводим его с бизнес-консультантом, который помогает разработать эффективную маркетинговую стратегию. Если кто-то хочет получить статус ремесленника или ИП, то он консультируется с юристом по этому вопросу.

Александр Бандарчик уже давно знаком с Эльвирой и сам плетет из бисера. Он уже успел зарегистрироваться как ремесленник, но все равно записался на курс, потому что хочет научиться продавать готовые изделия.
 

– Я научился плести из бисера самостоятельно. Первые работы были простенькие, я смотрел видео в интернете и пытался делать что-то сам. Стало получаться, начал усложнять технику. Потом стал экспериментировать, соединять в одном изделии разные схемы, стали получаться авторские изделия.

К Новому году сделал пару елочек, к Пасхе – пасхальные яйца. Друзья подсказали, что нужно зарегистрироваться ремесленником и можно начать продавать работы в интернете. Так хобби стало приносить небольшой доход.

Плету я очень хорошо, а вот продажами пока не могу похвастаться. Записался на курс, чтобы научиться рекламировать себя и узнать советы, как раскрутиться. Хотя из того, что я делаю и выкладывают в интернет, быстро все раскупают. Сейчас в наличии, например, ничего особо и нет.

По мнению Эльвиры, в этом деле очень важно вдохновлять молодых людей успешными примерами.

– Я всегда говорю ребятам: такие люди есть, смотрите на них и берите пример, а не жалуйтесь. В любой ситуации ищите свои преимущества.

Материал создан вместе с Центром «Живая Библиотека» и Офисом европейской экспертизы и коммуникации. Если вы знаете о других инклюзивных практиках, дайте нам знать.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героев.

поделиться