«Сделать из ученых рок-звезд». Конспект лекции шеф-редактора Arzamas

«Сделать из ученых рок-звезд». Конспект лекции шеф-редактора Arzamas
Встреча с проектом Arzamas в Минске была ажиотажной: места в Press Club Belarus на лекцию шеф-редактора Олега Коронного «Как заставить людей любить науку» разобрали за сутки. Наши друзья из 34mag.net законспектировали все самое важное.

Встреча с проектом Arzamas в Минске была ажиотажной: места в Press Club Belarus на лекцию шеф-редактора Олега Коронного «Как заставить людей любить науку» разобрали за сутки. Наши друзья из 34mag.net законспектировали все самое важное.

 


ЧТО ТАКОЕ ARZAMAS.АCADEMY?

– Летом 2014 года наш главный редактор Филипп Дзядко собрал маленькую команду и предложил записать на видео лекции действительно классных ученых. Дальше оказалось, что просто лекций недостаточно и нужно снабжать их дополнительными материалами, делать сайт, придумывать дизайн. Сначала в проекте участвовали 20 человек. Затем «Арзамас» вырос в проект, который делают больше 20 человек.


ОБ ИДЕОЛОГИИ

Первоначальная идеология Arzamas – сделать из ученых рок-звезд. Мы хотели рассказывать просто о сложном, переводить ценные знания ученых на понятный и доступный всем язык. Знание истории или литературы вряд ли поможет вам в жизни, но, скорее всего, поможет найти общий язык с единомышленниками. Наша идея – просвещать.

  


КТО ДЕЛАЕТ ARZAMAS

Всего в команде более 20 человек. Задача главного редактора – собрать команду и быть классным. Задача четырех шеф-редакторов – полностью отвечать за проект. Есть редактор, который в основном занимается аудио, а есть тот, кто занимается приложениями. В итоге команда из семи редакторов придумывает идеи, обсуждает спецпроекты и структуру курсов. Близко к этим людям находятся дизайнеры. Вместе с редактором они придумывают логику сайта и устройство материала изнутри. В штате два программиста: front-end и back-end.

От двух фоторедакторов в команде зависит настроение, потому что люди в первую очередь потребляют глазами. Фоторедактор должен найти идеальную волчицу, чтобы было смешно, или идеальную собаку. И, конечно, у нас есть выпускающий редактор, который смотрит на результат последним и говорит, что это никуда не годится.

Коммерческий отдел ищет партнеров, которые хотят делать с нами спецпроекты. Администратор редакции следит за тем, чтобы соблюдались дедлайны и чтобы мы не сошли с ума. Если редактор орудует над своей маленькой грядкой, то администратор редакции орудует над всеми, чтобы было понятно, куда тащить камень для построения пирамиды.

В основном это все люди, которые раньше работали в СМИ. Филипп Дзядко собрал команду мечты: у нас есть люди из Esquire, Lenta.ru и других изданий.

 


КАК УСТРОЕН САЙТ

Если вы оказались на главной странице, значит, скорее всего, с вами что-то не так. Потому что главная страница – это то, что интересует только тех, кто делает сайты. Пользователи обычно попадают на сайт через соцсети.

Когда я начал впервые работать в медиа в 2011 году, все, что я запомнил о рубрикаторе, – он в прошлом.

Большие проекты выходят у нас обычно раз в несколько недель. До следующего обновления на главной висит что-то из последних материалов. Когда хочется веселья, мы ставим материал, который всегда заходит. Одно из наших величайших открытий – старый материал заходит так же хорошо, как и новый.

 


О КУРСАХ

Курсы состоят из лекций и дополнительных материалов. Лекция длится в среднем пятнадцать минут. Как вы понимаете, не очень просто снимать на три камеры, а потом еще монтировать. Производство видео дорогое, а смотрит их значительно меньше людей, чем читает материалы. Однако именно видеолекции – центр нашего курса. И уже к теме лекций мы делаем дополнительные материалы: тексты, тесты, игры. Мы постепенно переходим от видео- к аудиолекциям. Во-первых, производство аудио дешевле. Во-вторых, кажется, что аудио более необходимо людям. Мы тратим время на создание графики для видеолекций, но их слушают, пока моют посуду, отвернувшись от экрана, или играя в приставку.

 


О ЖУРНАЛЕ

Когда мы поняли, что не сможем выпускать по одному курсу в неделю, мы придумали журнал. В нем выходят материалы обо всем на свете, связанном с историей культуры. Он обновляется каждый день за счет маленькой хитрости – микрорубрики. Так создается впечатление, что сайт не умер и не был закрыт Роскомнадзором. Курсы – это про образование, журнал – это просто занимательные статьи.

 


О ПУТИ МАТЕРИАЛА

Давайте проследим путь материала. К примеру, мы записали курс лекций о Париже XIX века: нашли лектора, отсняли видео. Дальше у курса появляется редактор, ответственный за него. Задача редактора – придумать дополнительные материалы вокруг курса. Да, можно написать таймлайн Французской революции, но это уже есть в «Википедии». Нам же нужно объяснить, что за чем шло, но в нескучной форме. Для такого материала мы придумываем игру.

Например, у нас есть игра «Переживите все революции». С ее помощью мы рассказываем хронологию Французской революции в занимательной форме. Мы описываем ситуацию и придумываем механику. В финале я получаю карточку с результатом, которая отправится в соцсети и заставит моих друзей поучаствовать в этой викторине жизни и смерти.

Затем нужно найти человека, который напишет текст. Обычно сложно найти автора, который хорошо пишет и много знает. Возможно, придется переписать текст восемь раз. Когда закончатся баталии с автором, показываем текст научному специалисту для фактчекинга. Кстати, лектор никак не контролирует дополнительные материалы.

В создании сложносочиненного материала участвуют программист, дизайнер, корректор, выпускающий редактор. И такой материал сразу запоминается. Нужно постоянно удивлять чем-то новым, чтобы у вас всегда был имидж инноватора.

 


О соцсетях

После выпуска материала нужно донести его людям. Мы, конечно, выкладываем его в соцсети. В разных соцсетях мы ведем себя по-разному. У Facebook невероятный, никому не понятный алгоритм. Facebook не любит, когда вы часто выкладываете материалы. Например, лайфстайл-сайты, у которых есть сообщества в Facebook, выкладывают материалы каждые полчаса. У них три-четыре лайка – полный отстой! Мы выкладываем в Facebook материалы два-три раза в день – и у нас все хорошо: сотни лайков, куча перепостов.

Скажу максимально банальную мысль: нужен классный заголовок. Не стоит перебарщивать и обманывать людей, писать в нем то, чего нет в материале.

«ВКонтакте» – немного другая аудитория, минимально другой язык, больше постов. Там мы делаем посты значительно чаще: примерно раз в два часа. Есть заблуждение, что «ВКонтакте» обязательно нужно выкладывать мемы. Мы их не используем. У нас 210 тысяч подписчиков, и за всю историю ведения «ВКонтакте» мемы мы постили только три-четыре раза.

У нас есть «Одноклассники». Чтобы сделать классный проект, нужно выйти из зоны комфорта. Нам важно, чтобы нас читали не только в столицах, но и в регионах. В «Одноклассниках» сложно. Что бы мы ни написали, в комментариях нас обвинят во всех смертных грехах. Нужно писать очень аккуратно: никаких шуток и желательно о России. Например, мы хотим разместить в «Одноклассниках» материал с биографиями персонажей былин. Вместо подводки «Боже, вы удивитесь, когда узнаете, что Илья Муромец убил сына, а Добрыня Никитич отрубил руки свой невесте!» мы пишем: «Наши исконные, прекрасные, отечественные былины. Смотрите, читайте, комментируйте».

Мы пользуемся рассылкой. Это такой олдскульный метод, но более-менее действенный. Редактор, ответственный за выход новых материалов, пишет письмо. Процент открытия – 50%. Мы делаем рассылку через MailChimp. Это отличная вещь, чтобы не вызывать программиста всякий раз, а попытаться сделать это своими руками.

 


Какие материалы работают

В десятке самых популярных материалов почти все – тесты. Если у вас есть желание придумывать интерактивные глупые штуки, проводите больше времени за видеоиграми.

«Элементарный путеводитель по философии ХХ века» – материал-шпаргалка, который хорошо работает. У человека есть представление, что он зайдет и сразу обо всем узнает. Скорее всего, он сохранит такой материал в закладки и не будет его читать. Тем не менее это делает материал популярным и полезным, к нему можно обращаться перед экзаменом.

«Все, что нужно знать о…» в нескольких пунктах – это один из самых эффективных и действенных форматов. Если нужно рассказать о большой теме и выжать информацию по максимуму, нужно обращаться к нему.

Списки и рекомендации на интересную тему вроде «Что читать/смотреть/слушать на каникулах» заходят всегда хорошо.

Формат мифов. Например, материал «23 мифа, которые раздражают ученых» оказался крайне популярным.

Объяснения на пальцах. С этим все понятно.

 


О монетизации

У нас есть меценат, который поверил в нашу идею и вместе с Филиппом придумал этот сайт. Еще у нас есть коммерческий отдел, который ищет партнеров и предлагает им спецпроекты. Вообще, продавать вещи об истории и культуре намного проще, чем о чем-то другом. Конечно, компаниям хочется, чтобы с их брендом ассоциировалось что-то хорошее. А что может быть лучше просвещения и образования?

 

 

Организатором мероприятия стал Press Club Belarus.
Следить за новостями и мероприятиями клуба можно на его странице.


  

Еще по этой теме:
«Не можете решить проблему? Бегите!» Ученый о том, как тренировки влияют на настроение и самооценку
«В школе за каждый шаг дают по рукам». Эксперт об инфантильности, нейронных связях и возможностях стать лучше
Скажите: пригодился ли вам диплом о высшем образовании?
поделиться