Белорусы в Освенциме разделись догола и убили овцу – это была арт-акция. Вот что про нее думают минчане

Белорусы в Освенциме разделись догола и убили овцу – это была арт-акция. Вот что про нее думают минчане
Узнали, что минчане думают про акцию художников в Освенциме и про ее итоги.

Узнали, что минчане думают про акцию художников в Освенциме и про ее итоги.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

24 марта 2017 года у ворот бывшего нацистского концлагеря Освенцим группа художников-перформеров Love Macht Frei из 12 человек (Беларусь, Польша, Германия) провела хэппенинг. Участники разделись и сковали себя наручниками, а на воротах с надписью Arbeit Macht Frei повесили баннер с надписью Love. Двое из них зарезали овцу. Позже участники пояснили, что акция была антивоенной и призывала остановить вооруженные конфликты в мире.

Организаторов акции, белорусов Адама Беляцкого и Никиту Володько, убивших овцу, приговорили к тюремным срокам. Первого лишили свободы на 1 год и 6 месяцев, оштрафовали на 2 тысячи злотых (около 630 долларов) в пользу организации защиты животных. Володько приговорили к 1 году и 2 месяцам лишения свободы. Обоим запрещено заводить животных на протяжении 10 лет.

Остальные обвиняемые получили штрафы в размере 10 тысяч злотых и ограничение свободы на 1 год.

 

ЧТО МЫ ПОКАЗЫВАЛИ

 

ВОТ ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ДУМАЮТ МИНЧАНЕ

РОМАН
журналист

– Да, я слышал новость об этой антивоенной акции. Если быть откровенным, то ее посыл я уловил достаточно плохо. Понятно, что ребята хотели обратить внимание на то, что мы не усвоили уроки прошлого и не стоит забывать про Освенцим.

Я стараюсь не осуждать категорично какие-либо вещи и реагировать нейтрально, то есть не говорить радикально «да» или «нет». Если все-таки разводить какую-либо дихотомию, я бы сказал, что мне, скорее, это не нравится. Во-первых, тема такая деликатная: Освенцим, где погибли сотни тысяч людей – и погибли они не 300 лет назад. Сейчас это еще такая слишком болезненная и жесткая штука для подобных художественных методов.

Во-вторых, убить с этими целями животное? Я ем мясо, но, мне кажется, убивать животных для таких художественных целей – перебор. Однако я отдаю себе отчет, что есть часть аудитории, для которой это будет более понятно и доступно, у них свои мотивы и понимание вещей.

Идея, с которой вышли художники, бесспорно, крутая. Но форма ее реализации – не знаю. Вероятно, я просто консервативно смотрю на такие штуки. Раздеваться и убивать ягненка на таком месте – явный перебор. Это как на могилу прийти. Слово «Love» конечно, все разбавило.

Мне сложно представить, как это должно выглядеть, чтобы было клево.

Наказание на самом деле тоже несоизмеримое. Я бы предложил дать участникам штраф и 10 суток заключения, например. Я не сидел в тюрьме, но полагаю, что даже неделя там бесследно не проходит. На год и больше даже за такую жесть многовато.

Мне не нравится, с одной стороны, акция, с другой – приговор. Если говорить о том, что хуже, то наказание победило.

 

ГЕОРГИЙ
занимается архитектурно-строительным проектированием

– Мои эмоции к этой ситуации в целом исключительно отрицательные. Это осквернение памятника. Идеи можно доносить по-разному. Точно так же они могли сделать у памятника жертвам Первой мировой войны, все одно и то же.

Позиция против войны отличная, но не то, как они сделали. Картошку можно есть по-разному. На стадионе в Германии недавно была акция о погибших. Люди массово пришли, свечки зажгли, постояли, послушали, высказали свою позицию. А здесь участники хотели привлечь к себе внимание. Они пиарили себя, а не свои идеи.

Что касается наказания, то в каждом государстве свои законы. Их наказали в соответствии с этими законами – вот и все. Я думаю, у нас бы их наказали похуже. У нас все гонятся за европейскими ценностями. Вот вам европейские ценности: адекватное наказание за неадекватные действия.

 

АНДРЕЙ, АННА
директор рекламного агентства, проект-менеджер

– Сама идея, в принципе, интересная и заслуживает внимания. Идея и само желание показать это, месседж, который закладывался изначально, довольно толковый и понятный.

Но место реализации всего этого не самое продуманное. Для многих людей попадание в Освенцим – это очень сильное эмоциональное переживание. Место, где очень многие потеряли своих близких и родственников. Проводить какой-либо перформанс там – это не очень уважительно по отношению к тем людям, которые приехали туда почтить память. Это примерно так же, как если ты придешь на свадьбу к своим друзьям и начнешь выть за упокой своего дедушки.

Действия участников мне также немного неясны. Не думаю, что это самое интересное и концептуальное выражение. Попсово, как для художников. Хочется понять, реально ли была такая логика их действий, как они объясняют. Искусство имеет гораздо большее количество форм и способов выражения.

Если говорить о том, чем все это закончилось, то здесь тоже перебор. Можно было ограничиться административными наказаниями: штраф, исправительные работы в том же Освенциме. Но лишение свободы больше чем на год – слишком. Возможно, это был показательный жест, что не стоит делать подобные вещи в подобных местах.

 

ЕВГЕНИЯ
дизайнерка

– У меня есть устоявшееся мнение по любому вопросу, который касается акций, протестов и различных перформансов. У нас есть законы, которые мы не можем изменить и которые нельзя нарушать, то есть люди об этом предупреждены. Мне кажется, если ты заведомо знаешь о том, что это наказуемо, не стоит так делать. Есть более свободные и демократичные страны, где это имеет место быть, у нас же нет. И Польша еще недостаточно развита в этом плане.

Если честно, не каждый сможет понять и увидеть в этом акцию. Людей должны готовить к такому. Должно было быть вступление, что сейчас последуют такие-то действия, которые ради этого и будут значить следующее. А если все резко и непонятно, то люди от недопонимания начинают интерпретировать по-своему. Вероятно, это одна из причин, почему они остались непонятыми.

Любые перформансы сопровождаются какой-то вступительной лекцией. Сама идея имеет место быть. Но зачем убивать животное? В ответ на эту акцию нужна еще акция в защиту животных.

С мерой наказания, как я думаю, перестарались, предупреждения и штрафа было бы достаточно.

 

АРТЕМ, ТАТЬЯНА
врач, студентка

– Акция сама по себе – хрень, а убийство овцы было крайне неправильным жестом. С человеческой точки зрения это неправильно. Кому что уже можно доказать? Про Освенцим все давно всё знают. Люди реально думают, если они разденутся и сделают двадцатиминутную акцию, то что-то новое расскажут или докажут миру? Кривоватый такой флешмоб, честно говоря. Это неуважение к музею, людям и жертвам. Как бы участники ни объясняли свои действия – это не повод убивать животное.

Мера наказания за это чрезмерно серьезная. Ну, разделись, устроили трэш, это не более чем штраф, так как намеренно и в публичном месте. Единственное, за убийство животного можно было бы принять более жесткие меры.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
«Очень плохо» и «пускай извинятся». Что думают архитекторы о бизнес-центре на Октябрьской площади, который показали вчера
«Жить в этом городе – значит видеть солнце пару раз в месяц». Что иногородние студенты думают о Минске
Минчанки, которые носят хиджаб: «Многие думают, что мы не моем голову»
поделиться