«Особенно минчанам понравилось наше авто». Как в советский Минск попадали Alfa Romeo и другие иномарки

«Особенно минчанам понравилось наше авто». Как в советский Минск попадали Alfa Romeo и другие иномарки
На старых фотографиях Минска нет-нет да и увидишь иностранные машины. Откуда они попадали в страну, закрытую «железным занавесом»? Разбирался блогер Александр Лычавко.

На старых фотографиях Минска нет-нет да и увидишь иностранные машины. Откуда они попадали в страну, закрытую «железным занавесом»? Разбирался блогер Александр Лычавко.

Несмотря на, казалось бы, закрытую границу и ограничение контактов с иностранцами, импортные автомашины появлялись в стране Советов несколькими путями.

Во-первых, иностранные машины закупали (порой очень окольными путями) наши автозаводы, НИИ и конструкторские бюро для изучения технической начинки моделей, чтобы потом ее творчески переосмыслить и поставить на конвейер уже продукт советской разработки.

Во-вторых, по территории Советского Союза проходило немало международных ралли и отдельных автопробегов – тогда на наших улицах могло быть сразу несколько иномарок, если не десятков. Вот, например, в 1956 году французские журналисты из еженедельника Paris Match Доминик Лапьер и Жан-Пьер Педраззини с женами отправились в автопробег протяженностью 15 тысяч километров по маршруту Париж – Варшава – Минск – Москва – Горький – Харьков – Киев – Сухуми – Тбилиси – Сочи – Краснодар – Харьков – Москва – Минск – Париж. Подробно эту историю можно почитать здесь, а вот и фото универсала Simca Vedette Marly с французами на площади Победы в Минске.

«Первая русская толпа. Первый большой город: Минск, 600 000 жителей, столица Белоруссии. Люди обращаются к нам, особенно любопытен им автомобиль, окрашенный в два цвета». Фото с сайта Photosimca.free.fr.

В-третьих, иностранный автомобиль могли подарить какому-нибудь выдающемуся советскому гражданину. Скажем, Брежневу то и дело дарили представительские автомобили (частенько – руководители стран, в которые генсек прибывал с визитом), а Юрию Гагарину аэрокосмический концерн Matra подарил голубой спорткар Matra Bonnet Djet 5.

В-четвертых, иномарки приобретались киностудиями для съемки фильмов о зарубежье. «Семнадцать мгновений весны», «Приключения Электроника» и многие другие киноленты показывают нам забугорную жизнь с порой вычурными машинами, чуждыми советской школе автодизайна.

В-пятых, автомобили социалистической заграницы закупали партиями для работы в советских учреждениях, на заводах и фабриках, в автобазах и автопарках. Трамваи, троллейбусы и самосвалы Škoda и Tatra, автобусы Ikarus и так далее – пожалуй, это самые яркие примеры импорта иностранной автотехники из дружественных нам стран.

Вот на фрагменте известного фото 1964 года Жака Дюпакье мы видим улицу Захарова в Минске. За грузовиком достаточно редкой модификации ГАЗ-53Ф можно разглядеть легковушку с еще старыми, желтыми номерами. Это Škoda 1201, а третья фара над лобовым стеклом говорит нам, что это, скорее всего, автомобиль скорой помощи. На еще одном снимке Дюпакье можно разглядеть такую же «Шкоду», припаркованную у входа в Дом правительства.

В-шестых, иностранные машины могли привозить наши граждане из командировок или военной службы за границей. В конце восьмидесятых военные везли из Германии на родину «Трабанты» и «Вартбурги», кто-то где-то раздобывал румынскую «Дачию», ну а кто-то обходился машинами из и вовсе «не заграницы» – из Польши.

В Польше выпускалось немало автомобилей. Слагали анекдоты про «Малюх» – Polski Fiat 126р, но польская автопромышленность была представлена более широко. Polski Fiat 125p – почти близнец нашего «жигуленка», такие тоже встречались в Минске. Кому-то удавалось привезти Polonez.

Ниже на фото улицы Ленина аккурат под портретом вождя виден белый фургон. Это Nysa 521/522 – автомобиль из польского города Ныса, который выпускался на заводе Fabryka Samochodów Dostawczych (бывшей мебельной фабрике) также в пассажирском, милицейском, медицинском исполнении. «Ныса», получившая у нас ласкательное имя «нюська», официально экспортировалась в СССР.

А вот на фото у здания НИИ галургии (мы его знаем по ресторану «Белая вежа») по улице Максима Горького (сейчас – Богдановича) в сторону улицы Киселева едет еще один польский фургон – марки Żuk. Он выпускался в Люблине на заводе Fabryka Samochodów Ciężarowych в разных исполнениях и тоже поставлялся в СССР.

Еще из социалистических иномарок отметим фургон Avia семейства А15/А20/A30, выпускавшийся в Чехословакии. У нас эти машины были в основном синего цвета, нередко использовались как почтовые фургоны и как машины со звукоусилительной аппаратурой для митингов, демонстраций, концертов. Вот один такой синий красавчик рассекает пустой проспект Газеты «Правда» в сторону улицы Голубева.

Завершим разговор о машинах соцстран в Минске грузовиком Škoda 706RT, который выпускался на заводе LIAZ в 1958–1985 годах. Вероятно, это снимок Александра Моклецова, сделанный, как и однотипный с ним кадр, летом 1966 года. Мы видим, как чехословацкий грузовик везет газовые баллоны из города по Могилевскому шоссе.

От автомобилей соцстран перейдем к машинам государств капиталистических. И поможет нам в этом Ли Харви Освальд, предполагаемый убийца президента США Джона Кеннеди. Вот черно-белый снимок на Центральной площади Минска, где еще стоит памятник Сталину. Кто эти люди в окружении машины и не сам ли это Освальд стоит в клетчатой рубашке, можно почитать страничку из дела здесь.

Есть и увеличенный фрагмент цветной версии этого кадра. Мы видим, что автомобиль – кабриолет, что у него британские номера и что тем не менее руль у него расположен слева. С помощью блогера и любителя «автокорчей» Владимира Садовского мы разгадали, что это Singer Gazelle III, выпускавшийся с 1958 по 1963 год.

Фрагмент фото с почти пустым Ленинским проспектом, на котором всего лишь по две полосы движения в каждую сторону. Стоят еще обе «глушилки», ближе к монументу Победы можно разглядеть оранжевый «Икарус». В правой части кадра – красный Volkswagen Transporter T2 (1967–1979) с прицепом, на котором швейцарские номера.

Недавно CityDog.by писал о том, как московский диссидент Виктор Сокирко летом 1982 года приезжал с семьей в Минск. В статье сказано, что «Виктор Сокирко приезжал в Минск до и после этого путешествия и в этих поездках, видимо, также делал снимки города». На одном из кадров площади Ленина мы видим перед Домом правительства несколько автомобилей: «Москвич» и «горбатый “Запорожец”» слева, а также две иномарки справа. В белой иномарке легко угадывается французский Citroen DS, а модель правой четко определил Владимир Садовский: это Opel Rekord C (выпускался в 1966–1971 годах). Номера у «Опеля» тоже швейцарские.

Интересно, что точно такой же кадр, но сделанный с разницей в несколько секунд, нашелся в архиве РИА «Новости»: его авторство приписывается Ю. Иванову, а датировано фото сентябрем 1971 года. Обратите внимание, что справа в кадре виден и Volkswagen Käfer, он же «жук».

А вот фото из книги Василия Коледы «Мінск учора і сёння». Фотограф снимает площадь Ленина с подъемного крана, который возводит высотный корпус пединститута. В центре площади – ни много ни мало – двухэтажный автобус. Жаль, что сгиб на развороте книги мешает нам его рассмотреть детальнее.

Кстати, об автобусах. С 1957-го и по крайней мере по сентябрь 1960 года английская компания Excelsior European Motorways пускала автобусы по регулярному маршруту Лондон – Москва. Тур длился 15 дней, две ночи туристы проводили в Варшаве и шесть раз ночевали в Москве. По маршруту ходил автобус марки Bedford в исполнении кузовного ателье Plaxton. Вот он попал в кадр фильма 1958 года «Мы живем в Минске».

Закадровый голос говорит: «Старый английский рабочий Бурген из Манчестера был рад, что на улицах Минска он мог поговорить на родном языке. Бурген не случайно попал в Минск, ведь автобус Лондон – Москва курсирует теперь через наш город».

В этом же фильме мы видим и еще один автопробег – на знаменитых автомобилях «Дю-шево»: Citroën 2CV. В кадре их сразу четыре штуки. А вот приветливо машущие им минчане стоят прямо на проезжей части.

Закадровый голос: «Группа туристов совершает путешествие по Европе на этих автомобилях-лилипутах».

«А эти туристы торопятся на Детскую железную дорогу», – говорит закадровый голос. Детинушки на автомобиле почившей марки De Soto (модель Fireflite 1956 года) явно нарушают правила дорожного движения. К тому же едут в обратную сторону: сзади промелькнула башня КГБ, впереди их ждет площадь Ленина и, возможно, ресторан фабрики-кухни. В правой части кадра тоже какая-то иномарка.

А завершим рассказ об иномарках фотографиями знаменитого мотеля под Минском, на Брестском шоссе. Это хоть и не совсем в столице, зато там чуть ли не ежедневно в советское время можно было видеть зарубежные машины. Вот опять два снимка, сделанных с разницей в несколько минут. Похоже, фотограф словил момент то ли автопробега, то ли слета любителей Alfa Romeo: слева бордовая Alfa Romeo GT, затем зеленый Volkswagen Karmann Ghia (1955–1975), дальше зеленая Alfa Romeo Giulietta и две машины – зеленая и белая – опять-таки Alfa Romeo GT.

На этом фото Alfa Romeo Giulietta уже уехала, справа за белой Alfa Romeo GT припарковался какой-то седан, за которым – белый Fiat 500.

Наконец, третье фото – с иностранного аукциона. Сам придорожный кемпинг с рестораном не выжил, а остановка пригородных автобусов так до сих пор и называется – «Мотель».

Фотографий советского Минска с иностранными машинами больше, чем в нашей подборке. Но зачастую автомобили очень мелкие или нечеткие, - так, что их трудно распознать. Как, например, на этом снимке ГУМа. Видите эту черную машину справа?

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: из личного архива автора.

Еще по этой теме:
Mad Minsk. Граффити «стерва» на авто и попрошайки ананасов
Минчанки на больших автомобилях: «Не успеваю замечать реакцию водителей на себя»
Три важные новости про парковки во дворах и автомобили в городе
поделиться