Домашняя библиотека психолога Якова Львовича Коломинского

Домашняя библиотека психолога Якова Львовича Коломинского
CityDog.by заглянул в домашнюю библиотеку профессора, председателя Белорусского общества психологов Якова Львовича Коломинского.

CityDog.by заглянул в домашнюю библиотеку профессора, председателя Белорусского общества психологов Якова Львовича Коломинского.

– Эту библиотеку я собираю фактически всю жизнь: видите, у меня вся квартира завалена книгами. Я сам автор тридцати книг, за последнее время вышло несколько новых: «Педагог среди детей», «От человека к человеку», «Психология: поэзия и проза преподавания».

У меня недавно был юбилей, и коллеги из Бреста подарили мне календарь с изображениями моих книг.

Я много пишу о психологическом развитии детей, ведь именно в детстве закладываются все основы.

И, конечно, пишу книги для педагогов, ведь я сам педагог.

В своих книгах я пишу о том, как надо формировать психологическую культуру. У нас ведь она совершенно на нуле. Я борюсь за то, чтобы у нас ввели психологию в школах. Даже написал специальную книгу для школьников: «Основы психологии».

И здесь впервые я описываю свою концепцию психологической культуры. Я иногда, когда хочу привести пример отсутствия у нас психологической культуры, говорю о том, что в нашем магазине «Центральный» на одной двери написано «Выход», а рядом на двери написано «Нет выхода». Это очень плохо, человеку и так трудно, а ему еще говорят: «Нет выхода». Например, я знаю, что в Лондоне, когда вместо «Нет выхода» написали «Выход рядом», уменьшилось количество самоубийств. Такие простые вещи.

Из написанного мною очень большое значение для меня имеет давнишняя книга «Человек среди людей». Я в шутку говорю, что после появления этой книги в 1970 году я проснулся знаменитым.

А сейчас я пишу книгу «Путь к себе». И там есть особая глава, которая называется «Книги и люди». В ней я описываю те книги, которые были мне подарены. Оказалось, что их огромное количество, я даже все не могу описать. Раньше ведь вообще было трудно купить хорошие книги: либо на черном рынке, либо нужно было сдать огромное количество макулатуры. Даже в «Что? Где? Когда?» сейчас за выигрыш дарят деньги , а тогда сидела такая старушка и дарила книгу. На одной из передач она дарила книгу «Человек среди людей». Я этим очень горжусь.

Несколько книг мне подарил известный психолог Владимир Львович Леви, человек с отличным чувством юмора. Одну книгу он подписал для моей жены такими словами: «Если муженек психолог – ты, безусловно, психиатр».

Очень хорошие книги мне подарил замечательный психолог и прекрасный человек Александр Асмолов. На одной он написал: «Индивидом становятся, человеком рождаются, а индивидуальность отстаивают». Эти слова сопровождают меня по жизни.

Свои книги дарили мне и ученики. Вот например, очень интересные книги дарил талантливый психолог А. Девяткин.

А вот моя самая первая книга «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе». Обложку для нее рисовал замечательный художник и мой добрый друг Борис Абрамович Заборов. Он сейчас живет во Франции.

Я всегда любил поэзию, у меня ее очень много. Из любимых авторов могу отметить Андрея Вознесенского. Мы как-то отдыхали с ним вместе на озере Свитязь, и он подарил мне много своих книг с автографами, я ими очень дорожу.

Очень люблю и часто цитирую на лекциях стихи Заболоцкого – «Не позволяй душе лениться».

Множество книг было подарено мне моим добрым другом психологом В. А. Сониным. Он очень любил анекдоты, мы часто соревновались, кто сколько расскажет. Даже последнюю свою книгу он назвал «Психология последнего анекдота». Такое вот печальное предвидение.

Еще у меня много сказок. Я считаю, что взрослым очень полезно читать сказки. Мои любимые – это сказки Андерсена. Я их использую в своих научных работах. Даже написал, что, если какой-нибудь психолог выдвинул какую-то идею и этой идеи нет ни в художественной литературе, ни в фольклоре, значит, он придумал ерунду.

Даже относительно знаменитой пирамиды Маслоу – там, где сначала витальные потребности, жизненные, потом потребность в обществе и в конце потребность в самореализации, – я пришел к выводу, что в русских народных сказках это уже предусмотрено. Например, приходит Иван Царевич к Бабе Яге, а Баба Яга у него спрашивает: откуда ты, добрый молодец, какого роду-племени и т.д. А он ей точно в соответствии с пирамидой Маслоу отвечает: ты меня сначала, дура старая, накорми, напои, в баньке попарь, а потом и спрашивай.

Я очень люблю, особенно когда начинаю свой курс психологии, читать стихи Евгения Евтушенко, особенно мне близко стихотворение «Людей неинтересных в мире нет». Меня даже Андрей Вознесенский порой упрекал: «Вот ты вечно Женьку цитируешь, а меня нет». Я его потом тоже стал активно цитировать. Я вообще очень люблю использовать в своих работах всякие литературно-художественные образы и выступаю против того, чтобы в психологии было слишком много вычислений. Я цитирую студентам чудесное место из «Золушки» Евгения Шварца:

Мачеха Золушки шепчется с Анной и Марианной, склонившись над большой записной книжкой, очень похожей на счетную.
Анна: Запиши, мамочка, принц взглянул в мою сторону три раза, улыбнулся один раз, вздохнул один, итого – пять.
Марианна: А мне король сказал: «очень рад вас видеть» – один раз, «ха-ха-ха» – один раз и «проходите, проходите, здесь дует» – один раз. Итого – три раза.
Лесничий: Зачем вам нужны все эти записи?
Мачеха: Ах, муженек дорогой, не мешай нам веселиться!

Я здесь высмеиваю то, что называю арифметическим высокомерием.

А еще для того, чтобы показать, что такое естественный эксперимент, я цитирую «Песню о друге» Высоцкого. Если хотите поставить естественный эксперимент – берите друга с собой в горы. И читайте художественную литературу – в нее вместилась вся психология.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

поделиться