«Мы не поем песни про мужские яички, как Малышева». Этот минский доктор придумал классный Youtube-блог о здоровье

«Мы не поем песни про мужские яички, как Малышева». Этот минский доктор придумал классный Youtube-блог о...
Месяц назад врач 10-й больницы Георгий Топузидис запустил блог о здоровье Dr. X, в котором рассказывает об аллергии, диете, прививках, сахарном диабете и многом другом. Зачем ему (и нам всем) нужен научно-популярный медицинский блог и что об этом думает министр здравоохранения?

Месяц назад врач 10-й больницы Георгий Топузидис запустил блог о здоровье Dr. X, в котором рассказывает об аллергии, диете, прививках, сахарном диабете и многом другом. Зачем ему (и нам всем) нужен научно-популярный медицинский блог и что об этом думает министр здравоохранения?

Что это за парень

На прошлой неделе Георгий защитил интернатуру и теперь официально стал врачом-радиологом. Это все, что связано с диагностикой заболеваний через компьютерную томографию, МРТ, рентген, УЗИ, радиоизотопной диагностикой. Радиолог может рассмотреть все что угодно в любой части тела: начиная от кисты, которая может образоваться в разных органах, и заканчивая онкологией. Радиологи могут и диагностировать, и лечить. 

 – Сейчас меня вся семья и друзья поздравляют с тем, что я официально стал доктором. Я их благодарю за это, но, если честно, пока не ощущаю себя доктором. У меня еще недостаточно опыта и знаний. Только через 10–15 лет я, может быть, начну чувствовать себя врачом. А может, потребуется еще больше времени.

 Зачем это ему? «Министр здравоохранения смотрел мой блог»

 – Ходят слухи, что в Минздраве докторов специально просят вести просветительскую работу и создавать в том числе блоги. Это правда?

– Когда министр Валерий Малашко узнал о моей деятельности и посмотрел несколько выпусков, он вызвал меня к себе. У нас была очень хорошая беседа, он мне сказал: «Молодец, коллега, делайте». Но это не было какой-то «командой» от него, не было разговоров о том, что мне нужно показывать, а что не нужно.

Я ему рассказал о своей концепции, о том, что я делаю, что хочу делать в будущем и как я это вижу. А он в свою очередь просто поддержал меня, за что ему огромная благодарность. Ведь если такими вещами будут заниматься энтузиасты, то выхлоп от нашей работы будет больше и весомее.

В БССР, когда наши родители были такими, как мы сейчас, насколько мне известно, Министерство здравоохранения действительно просило врачей раз в неделю делать какую-то просветительскую работу, но сейчас такого точно нет.

Я знаю некоторых белорусских врачей, у которых тоже есть довольно популярные блоги, и заводили они их по личной инициативе. Это ведь могут быть и просто страницы в соцсетях, то есть мы используем разные площадки.

– Но зачем тебе нужно делать блог?

– Пациенты часто задают врачам однотипные вопросы. И я долго думал о том, как бы сделать так, чтобы понятно ответить на все их вопросы, не тратя при этом время врача. Как-то ко мне самому зашли пять человек подряд с одним и тем же вопросом, и тогда я четко решил, что это будет видеоблог.

Полгода идея формировалась в определенный формат, я придумывал структуру, писал сценарии, начинал снимать. Уже вышло девять выпусков, но до сих пор у нас окончательно не сформирован формат.

Как все это снимается

У нас есть база, от которой мы отталкиваемся, но  я смотрю на реакцию людей в комментариях. Например, первые выпуски были по 15–20 минут. Сейчас я понял, что это много. Раньше видео выходили раз в неделю, а сейчас два раза в неделю и на одну и ту же тему: в первом видео вводная часть или стендап, который длится 5–7 минут, а во втором видео интервью с доктором по этой же теме, но уже на 13–15 минут. Дальше формат все равно будет развиваться и меняться. Снимать и монтировать видео мне помогают друзья.

– Как ты выбираешь темы и героев?  

– Первые темы я старался подбирать под сезонную актуальность. Летом популярны темы про аллергию, клещей, солнечные удары, ожоги. Или стараюсь выбирать темы, о которых слышали все: сахарный диабет, офтальмология.

Темы также завязаны на специалистах, которые работают со мной. В структуре нашей больницы 5 республиканских центров – это самая большая больница в Беларуси. Поэтому классных докторов у нас действительно много.

Я показываю, какие мы лечим болезни, чтобы люди знали, куда в ИХ случае можно сразу обратиться

Это очень важно, потому что люди часто знают о своей проблеме, но не понимают, какой специалист этим занимается и как к нему обратиться. И, чтобы путь до нужного врача не был извилистым, я попытался сделать его прямым: показать доктора, больницу и где они находятся.

Перед тем как снимать стендап, Георгий приходит к доктору, с которым будет делать интервью, и они вместе обсуждают тему и сценарий: правильно ли подана информация.

– Я не беру голые факты, не иду к доктору и не говорю, мол, разбирайся, покажи мне, что нужно говорить, а что нет. Я подхожу к этому очень ответственно, и именно поэтому написание сценария отнимает у меня очень много времени, как и монтаж.

Во время интервью я прошу врачей стараться избегать медицинских терминов и говорить более человечно. Но если у доктора что-то случайно проскакивает, то мы внизу даем плашку с расшифровкой.

Мы с доктором стараемся общаться не зажато, можем шутить. Но все равно, когда вы делаете интервью с врачом, задача №1 – это подать информацию, а не развлечь. Развлекаю я в своих стендапах.

Понятно, что за 20 минут я не смогу обсудить с доктором все про ту же аллергию. И в будущем я буду еще снимать выпуски на эту тему. Частности мы не рассматриваем, потому что наш выпуск посвящен проблеме аллергии в целом, а не только пищевой или от укусов насекомых. Тут даже за час на все не ответишь – это колоссальнейший пласт науки.

Против циркачества: «Приходится объяснять, что я не Елена Малышева»

– Что коллеги и пациенты думают про твой блог?

– Пациенты пока не знают – я еще не настолько популярен. Но несколько раз я сам предлагал людям посмотреть мои видео, если они на что-то жаловались. Они, конечно, удивлялись, что видели там меня. Я сейчас буду больше работать с пациентами и буду им говорить про свой блог. Это же для людей делается, чтобы им было понятно.

Основную базовую информацию мы можем дать пациенту на консультации. А для дополнительных знаний доктор может дать ссылку на мой блог. Если это одобрено коллегами, если они говорят, что это можно смотреть, что это нормально, не клоунада и не циркачество, – почему нет?

А что касается коллег, то мои ровесники реагируют на это просто. Все доктора, которые у меня снимались, не отказывались и не говорили, что боятся камер. Мне не приходилось кого-то заставлять. А вот старшему поколению приходится объяснять, что я не Елена Малышева, что мы не поем песни про мужские яички. Но они тоже относятся к этому с энтузиазмом. И я заметил, что старшее поколение быстрее соглашается. Потому что, когда они видят, что приходит активная молодежь, они стараются помочь как можно больше, поделиться знаниями. Для меня это было небольшим открытием.

– Я не очень понимаю: почему формат Малышевой – это плохо?

– Потому что это клоунада. Песни про яички и видео про обрезание посмотрели миллионы человек – чему они их научили? Медицина – это не цирк. И моя задача – не свалиться в это циркачество. Есть прекрасные врачи, которые понятно доносят информацию. Например, доктор Комаровский. Но еще есть Елена Малышева. Насколько мне известно, она доктор высочайшего уровня, но то, что она делает в телевизоре, понижает авторитет нашей профессии.

– Кстати, можно ли верить блогерам, которые не являются врачами и рассказывают про здоровье?

– Если ты только что окончил университет, ты еще не доктор. Поэтому окончить университет и стать блогером – это еще ничего не значит. А наличие медобразования – это дополнительная ответственность, потому что ты говоришь не только от своего лица, но и от всего здравоохранения.

Да, есть люди, у которых нет медобразования, но они делают блоги про здоровье и подают информацию правильно и интересно, много читают, в их окружении много врачей, с которыми они могут советоваться. Не вижу причин не смотреть таких блогеров.

Я тоже задумывался над вопросом своего авторитета, чтобы люди мне верили. Я решил эту проблему так: подаю людям неопровержимые факты. Я даю терминологию и расшифровываю ее, например что такое «вакцинация» или «антиген». А с докторами мы обсуждает частые и частные вопросы, которые они со стороны своего опыта, знаний и авторитета объясняют. Я как молодой специалист ничего нового и сверхнаучного не рассказываю. Я просто перефразирую человеческим языком медицинские понятия. Вместо «патогенез» я говорю «развитие болезни», а вместо «этиология» – «происхождение».

И благодаря этому я делаю свой блог научно-популярным, а не просто популярным. Если бы я назывался не Доктор Икс, а Доктор Секс, снимал бы песни про яички, то у меня подписчиков и просмотров было бы в десятки раз больше. Я хочу заинтересовать людей медициной. Хочу показать, что это безумно интересно, логично и что человеческий организм очень интересен. 

Когда доктор говорит «погугли про свою болезнь» – это норма?

Как реагировать пациентам, когда врач им говорит «погугли» или отправляет на специальный сайт, потому что там все расскажут подробнее?

– Я не могу однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, я не хочу обижать коллег, потому что им приходится принимать сотню пациентов в день или делать 20–40 домашних визитов. Это очень тяжело морально, и это, наверное, проблема системы, а не отдельного доктора. У нас доктор должен работать на 1,5 или 2 ставки, чтобы нормально зарабатывать, – в этом проблема.

Но с другой стороны, наверное, тоже неправильно ничего не объяснить пациенту. Хотя, опять же, дело в том, какой посыл у конкретного специалиста.

– А если из-за таких «погугли» и блогов люди начнут сами начнут себе ставить диагнозы?

– Они могут и будут это делать. Ко мне как-то пришла молодая девушка и говорит: «Хочу сделать себе КТ-исследование грудной клетки». Я спросил, что ее беспокоит. Она ответила, что начала кашлять и чувствует что-то странное в грудной клетке, поэтому думает, что у нее рак.

Я начинаю уговаривать ее этого не делать: «Поймите, вы очень молодая, чтобы делать КТ грудной клетки: это лучевое исследование, лучевая нагрузка. Давайте мы вам просто рентген сделаем, который тоже несет лучевую нагрузку, но не такую сильную, и прекрасно увидим, что у вас там происходит».

Эта ситуация показывает, что мы должны разговаривать с людьми об их проблемах, потому что они сами себе ищут в интернете диагнозы. Мы стараемся проводить профилактические разговоры или доносить информацию через наши блоги. Мы говорим: «Мы врачи, у нас есть специализированные знания. И вам должны помогать мы, а не интернет».   

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
«Иногда к нам предвзято относятся врачи старшего возраста». Мама ребенка с синдромом Дауна о том, как изменилась ее жизнь
«Антидепрессанты не вызывают зависимости». Врач-невролог про мифы о депрессии (и не только)
Минские врачи разработали приложение для безопасного загара
поделиться