«Чем больше соберут штрафов, тем больше будет денег в бюджете». Эксперты рассказывают, откуда у Минска деньги
11
14.03.2018

«Чем больше соберут штрафов, тем больше будет денег в бюджете». Эксперты рассказывают, откуда у Минска деньги

Казалось бы, мы знаем о Минске практически все. Но задумывались ли вы когда-нибудь, где Минск берет деньги и куда их тратит? Мы поговорили с экспертами и узнали, как устроен бюджет нашего города.

Казалось бы, мы знаем о Минске практически все. Но задумывались ли вы когда-нибудь, где Минск берет деньги и куда их тратит? Мы поговорили с экспертами и узнали, как устроен бюджет нашего города.

ВЛАДИМИР КОВАЛКИН
руководитель проекта «Кошт урада»

«ЧЕМ БОЛЬШЕ СОБЕРУТ ШТРАФОВ, ТЕМ БОЛЬШЕ БУДЕТ ДЕНЕГ В БЮДЖЕТЕ»

– Бюджет Минска состоит из доходов и расходов. План бюджета – это документ, который принимает местный Cовет депутатов на сессии перед началом финансового года. И есть отчет об его исполнении, где указывается, куда фактически были потрачены деньги в течение финансового года.

У минского бюджета две крупные статьи дохода – налоговые и неналоговые. Налоговые занимают практически 90%. Большая часть из них – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и налог на различные доходы. Этот принцип работает не только в Минске, но и во всех местных бюджетах. Есть специальная формула, по которой вычисляют, какая часть прибыли остается в регионе, а какая отчисляется в республиканский бюджет.

В неналоговые доходы входят, например, средства от использования государственного имущества. Или доходы от осуществления какой-либо деятельности. Также туда входят различные штрафы и удержания. Так что, чем больше штрафов соберут наши инспекторы (начиная от гаишников и заканчивая налоговиками), тем больше будет денег в бюджете.

К сожалению, в той детализации бюджета, которая публикуется, невозможно увидеть, приносят доход или являются убыточными туристические объекты и музеи. Но можно утверждать, что чем больше достопримечательностей и культурных объектов в Минске, тем больше рабочих мест. Поскольку эти люди на своих рабочих местах зарабатывают зарплату, они точно так же формируют бюджет города.
 


«МЕНЬШЕ ВСЕГО ДЕНЕГ ДОСТАЕТСЯ МИЛИЦИИ»

Если брать все местные бюджеты, в том числе Минска, то в основном деньги тратятся на социальные нужды – здравоохранение, образование, общественный транспорт и общую государственную деятельность. Сам проект бюджета готовят местные департаменты финансов. Дальше он попадает в местный Совет депутатов, где его рассматривают в профильных комитетах.

Профильные комитеты формируются согласно регламенту местного Совета депутатов: это может быть и здравоохранение, и образование, и безопасность – все что угодно. После согласования в комитетах проект отправляется на рассмотрение всего Совета депутатов. Если депутаты согласны, они точно так же голосуют, как парламент за республиканский бюджет.

Местные бюджеты – это обычно социальная и бытовая направленность. За их счет финансируются дошкольное и школьное образование, больницы и поликлиники. Меньше всего денег достается охране и порядку – то есть милиции и Министерству обороны. Они финансируются в основном из республиканского бюджета.


КАК ЗАСТАВИТЬ БЮДЖЕТ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ?

Депутаты должны общаться с теми людьми, которые их выбирали. Спрашивать у них, как бы лучше потратить деньги. Если люди скажут, что хотят благоустроить парк, депутаты должны выступить с инициативой и предложить увеличить расходы на обустройство парков.

Например, в мировой практике есть такое понятие, как бюджет участия граждан. Смысл в том, что какая-то доля местного бюджета выделяется под гражданские инициативы. Местные жители предлагают собственные проекты, которые не противоречат местным расходам.

Например, строительство детской площадки. После того как люди предложили проекты, они подают их в местные органы власти на рассмотрение. Из всех проектов чиновники составляют список реальных.

Дальше горожане голосуют, на что потратить деньги. Тем проектам, которые победили, достается финансирование. Это очень хорошая идея, которая не первый год отлично работает в Польше, но в Беларуси пока такого нет. 

 

АНДРЕЙ КАРПЕКА
Минская урбанистическая платформа

«КАЖЕТСЯ, БУДТО ГОРОД РАСПРОДАЕТ ЗЕМЛИ НАЛЕВО И НАПРАВО»

– Минск живет за счет налогов – они составляют 90,5% дохода от общего бюджета города. Треть годового бюджета город получает из зарплат минчан в виде подоходного налога. И да, даже те, кто не трудоустроен официально, вкладываются в городской бюджет, оплачивая пошлины, налоги на собственность, товары и услуги.

Часть неналоговых поступлений в бюджете Минска составляет всего 3%. К ней относятся доходы от сдачи имущества в аренду и его продажи, административные платежи, доходы от конфискованного имущества. Еще 3% город зарабатывает на использовании находящегося в государственной собственности имущества (финансов). Но кредитные ресурсы не учитываются в общем бюджете города.


«ПРЯМОГО УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОРОЖАНЕ НЕ ПРИНИМАЮТ»

Главное финансовое управление Мингорисполкома составляет план бюджета. Участие в этом граждан законодательно закреплено лишь в виде представительного участия. То есть мы выбираем депутатов, а они соглашаются с бюджетом либо вносят туда свои правки.

Для того чтобы горожане участвовали напрямую в формировании расходов бюджета, нам нужны несколько другие механизмы, которых в стране пока нет. В первую очередь, партисипативный бюджет – когда определенная часть бюджета (Лиссабон в этом плане хороший пример) формируется с помощью граждан. Они сами принимают решение, какие идеи и проекты финансировать, а какие – нет.
 


Города, которые ввели партисипативные бюджеты, есть в Украине и Польше. Мы бы могли перенять этот опыт, но вместе с ним и принять проблемы, связанные с партисипативным бюджетированием. Например, не всегда горожане могут видеть на несколько шагов вперед: для этого нужно специальное образование и навыки. И тут важно, чтобы в этом процессе принимали участие эксперты, была построена именно совместная работа. Иначе можно легко уйти в популизм, в результате которого город будет развиваться односторонне на пользу лишь тех групп, которые активнее принимают участие в процессе, ограничиваясь их опытом и потребностями. Например, вместо велодорожек будут строиться только автомагистрали просто потому, что окажется, что автомобилистов больше и они сильнее как группа.


ТОП-10 ДОРОГИХ ИНВЕСТИЦИЙ МИНСКА

Инвестиционная программа – это та часть бюджета, о которой из открытых источников информации известно больше всего: в ней речь идет о конкретных объектах. Инвестпрограмма включает в себя проекты, результаты которых мы будем наблюдать и использовать десятки лет: дороги, школы, транспорт, инфраструктура ЖКХ – практически вся материальная среда города. Значимыми самостоятельными сферами из перечисленных в инвестпрограмме являются лишь некоторые: например, «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство», «Транспорт», «Здравоохранение», «Образование» и так далее.

В десятку самых дорогих инвестиций Минска за 2017 год попали объекты транспортной инфраструктуры, стадион «Динамо», который в прошлом году так и не успели сдать, президентская больница в Ждановичах, которую все же закончили, реконструкция 4-й городской клинической больницы, подготовка территории аэропорта «Минск-1» под строительство многофункционального комплекса «Минск-Мир» (обозначенного в инвестпрограмме как «экспериментальный»), свинокомплекс с замкнутым циклом в Логойском районе и административное здание на Д. Сердича, 12.

Самый дорогой объект, который строит город, – это третья линия метро. 97% всех инвестиций города на общественный транспорт уходит именно на развитие подземки. Поэтому не удивляйтесь, что трамвай у нас громкий и медленный – на его развитие уходит лишь чуть больше 1% инвестиций в этой сфере. Что, на мой взгляд, абсолютно нелогично, ведь трамвай может быть не менее эффективным и быстрым, а вот стоимость строительства 1 километра трамвайного полотна ориентировочно в 30 раз дешевле метро.
 


Третья линия метро (объект №1 по объему инвестиций), как и Южная магистраль (объект №8 по объему инвестиций), строится в том числе и для обслуживания многофункционального комплекса «Минск-Мир» (объект №5 по объему инвестиций), что делает этот МФК самой важной инвестплощадкой города. И это при том, что строит его частный застройщик. Повезло ему!

Самый же дорогой архитектурный объект, в который инвестирует город, – это стадион «Динамо» (№2 в нашем списке), за цену реконструкции которого город мог бы построить порядка 30 км трамвайных линий по качественным совеременным технологиям (сейчас они составляют 26 км). Ну или один бонусный километр метро, что тоже пригодилось бы к существующим 37 км.


А МОЖНО ПОЖЕРТВОВАТЬ ДЕНЬГИ В БЮДЖЕТ?

Серьезная часть прибыли, которую получают горожане, уходит на налоги. Мы деньги в бюджет и так жертвуем каждый день. Если есть желание пожертвовать деньги городу, то лучше это делать через общественные инициативы и краудфандинговые кампании, под конкретные вещи и дела. Ведь контролировать расходы своих налогов минчане, по сути, не могут.

Городские активисты могут попросить деньги на свои проекты из бюджета, но чаще всего им ответят, что денег нет. И это логично, потому что бюджеты всех райисполкомов и ЖЭУ строго расписаны и принимаются заранее – они не очень гибкие к таким вещам. С другой стороны, скорее всего, помогут: средства не дадут, но могут что-то установить из имеющихся материалов. Главное – не опускать руки!

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: из личного архива героев.