«Главное – чтобы членов эрегированных не было». Минский художник выпил виагры и голым пришел протестовать против цензуры

«Главное – чтобы членов эрегированных не было». Минский художник выпил виагры и голым пришел протестоват...
Нестандартная акция прошла в Национальном центре современных искусств Беларуси. Во время открытия выставки «Присутствие» художник Алексей Кузьмич полностью разделся, прикрыв самое откровенное место табличкой «Министерство культуры». Таким необычным способом художник выразил протест против цензуры.

Нестандартная акция прошла в Национальном центре современных искусств Беларуси. Во время открытия выставки «Присутствие» художник Алексей Кузьмич полностью разделся, прикрыв самое откровенное место табличкой «Министерство культуры». Таким необычным способом художник выразил протест против цензуры.

Как выглядела акция, на которой художник Алексей Кузьмич разделся догола?

Художник Алексей Кузьмич обнажился, прикрыв свои гениталии щитом с надписью «Министерство культуры». Чтобы табличка не упала, молодой человек принял таблетку виагры.

Почему художник пришел на открытие выставки голым?

Когда Алексей Кузьмич спросил НЦСИ о цензуре, ему ответили, что выставка идет под патронажем Министерства культуры, поэтому «главное – чтобы членов эрегированных там не было». Именно эта цитата вдохновила художника на акцию.

– Цель акции «Щит, или Министерство фаллокультуры» – показать, что в современном капиталистическом арт-мире художник не громовержец, который предлагает зрителю альтернативную вселенную и имеет право быть свободным и независимым, – объяснил CityDоg.by свои действия Алексей. – Чаще всего это жалкое существо, которое работает над оформлением интерьеров и торжеств за копейки. Те, кто покруче, сидят на грантах: каждому здесь нужна декорация, и художник подписывается выступать в форме работника.

Поэтому неприкрытый половой член, замаскированный щитом, – это метафора на бездействие и пассивность художника в системе современного арт-мира.

С чего вообще все началось? «Я столкнулся с цензорами»

– Когда руководство Национального центра современных искусств Беларуси пригласило меня сделать персональную выставку, первой моей мыслью было отказаться, – говорит художник. – Тем, кто знаком с белорусским арт-контекстом, понятно, что это тоталитарное и цензурированное идеологическое место, где нет места художественному самовыражению. Но я согласился на выставку, чтобы узнать, что получается, когда художник приходит в государственную арт-институцию и начинает с ней сотрудничать.

Мой персональный проект «540» с концептом перевернутого мира появился на выставке «Присутствие». 540 – это полтора оборота сальто, когда становишься на голову и не понимаешь, где находишься, все видишь в другом контексте. Мне кажется, этот перевернутый мир сейчас присутствует на государственных площадках институтов современного искусства.

В процессе работы с НЦСИ я столкнулся с цензорами. Как концептуальный художник я пишу много текстов, чтобы объяснять свои работы. Самую квинтэссенцию, то, почему эти тексты играют и заряжаются жизнью, они исключили из-за нецензурных выражений и вопросов, связанных с религией, политикой, идеологией.

Я предлагал поставить знак «18+», но мне не разрешили. Самый острый текст долго вычищали, цензура шла на нескольких уровнях. Но перед самой выставкой кому-то что-то не понравилось, и они вообще наклеили свою версию таблички, не согласовав ее со мной. Некоторые работы перевешивали вверх ногами, чтобы они не читались.

Накажут ли художника за провокационную акцию?

После выставки у Алексея Кузьмича появилась информация о том, что в Министерстве культуры было разбирательство.

– Там мной очень недовольны, потому что прочитали ситуацию как персональное обращение. Теперь решают, как со мной поступить, – поделился художник. – Что касается НЦСИ, там хотят минимизировать информацию об акции. Ходят слухи, что мои работы снимут с выставки.

Вот что говорят в Национальном центре современных искусств: «Он должен отвечать за свой поступок как хулиган»

– Акция Алексея Кузьмича не только против цензуры, она против культуры в целом. Это мое мнение как художника, – разъясняет свою позицию директор Национального центра современных искусств Сергей Криштапович. – К величайшему сожалению, сейчас стало очень популярно привлекать к себе внимание подобным образом.

А ведь если у художника достаточно таланта, он строит карьеру на таланте. Подобных перформансов в биографии Кузьмича раньше не было, поэтому мы и пригласили его в проект.

Выходка во время открытия выставки оскорбляет не только Национальный центр современных искусств, но и Министерство культуры, и все государство. Более того, я оскорблен как гражданин, потому что лично меня задевают его действия. Если бы он разделся и так же протестовал, например, в троллейбусе, это бы интерпретировали как хулиганство, а здесь – художественное выражение. В моем понимании он должен отвечать за свой поступок как хулиган.

Так что там с цензурой?

– Его никто не цензурировал – работы, которые были отобраны куратором, так и висят, их никто не трогал, – говорит Сергей Криштапович. – Если даже что-то изменили (по данным НЦСИ, жесткой цензуры не было), разве это основание для такого поступка? Алексея Кузьмича пригласили участвовать в выставке, площадь для его работ предоставили бесплатно: наш Центр ему ничем не обязан. Если художник с чем-то не согласен, нужно искать возможность убедить организаторов, а не хулиганить.

Это во всех отношениях хамство: есть же и собственная цензура. Именно самоцензура должна определять, что дозволительно, а что нет. В моем понимании свобода ограничивается теми рамками, за которыми начинается свобода другого человека. Исходя из внутренних моральных устоев, я бы себе такого не позволил.

А что Министерство культуры?

В Министерстве культуры CityDog.by попросили прислать официальный запрос. Комментировать ситуацию по телефону никто не стал.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться