«Вот это другое дело!» Дети сами выбирают школьную форму

«Вот это другое дело!» Дети сами выбирают школьную форму
CityDog.by решил поговорить со школьниками о том, нравится ли им форма, нужна ли она вообще и как бы они сами хотели одеваться в школу.

CityDog.by решил поговорить со школьниками о том, нравится ли им форма, нужна ли она вообще и как бы они сами хотели одеваться в школу.

У детей обычно не спрашивают, в чем бы они хотели ходить в школу, – да и вообще с ними редко советуются. Мы нашли школьников разного возраста и поговорили с ними и их родителями. Получился разговор не только о форме, но и о школьной системе, преподавании и свободе современных детей и учителей.

ПЯТИКЛАССНИК АНТОН И ДЕСЯТИКЛАССНИК ВАЛИК

В этой семье трое детей: младший Антон (10 лет) перешел в пятый класс, 15-летний Валик перешел в десятый. А их старшей сестре Александре уже 21 – она учится на пятом курсе.

Валик и Антон встречают нас с улыбкой, много шутят и легко идут на разговор.

Антон, мама Ольга, Валентин

Для начала просим ребят переодеться в ту форму, которую требует от них школа. Мальчики уходят, а их мама Ольга объясняет, что «не против школьной формы, но то, что предлагают белорусские магазины, никуда не годится».

– Брюки, рубашки и пиджаки мы покупали мальчикам в Вильнюсе, потому что смотреть на них в школьной форме отечественного производителя страшно. Широкие брюки, не приталенные рубашки и сковывающий движения пиджак – они мало того что «обесфигуривают», так еще и неудобны. Лекала очень странные: подобрать размеры нам так и не удалось.

Разговор прерывает просьба Антона помочь ему с выбором. Мама отправляется в комнату к сыну, а в этот момент выходит старший брат – «готовый к серьезным деловым встречам по бизнесу», так шутит сам Валик.

Эти вещи он выбирал сам, советуясь с мамой. Одежда не относится к классической школьной форме, но выдержана согласно цвету, структуре тканей и общему стилю.

– Сейчас учителя относятся к моему стилю достаточно лояльно, брюки «трубами» не требуют. Когда одеваешься сдержанно, проблем быть не должно. Вообще, одеваться стильно меня настроила мама.

– Это я его настроил, – из другой комнаты слышится голос Антона.

– Да, Антон, безусловно, – подшучивает брату Валик, – но все же вкус привила мне мама. Поэтому, выбирая, советуюсь с ней, и если мама одобряет, то скорее вещь покупаю.

– А как одеваются сами учителя? Тебе нравится?

– Ну, такое... – смущенно отвечает парень. – Если честно, то не очень.

В этом с Валиком родители не очень согласны, но в то же время стиль сына поддерживают. Его прическа и внешний вид им очень нравится.

– Сильно отечественного производителя ругать не стоит, – считает Александр, отец семейства, – но и хвалить не за что. Мы понимаем, что вся система на государственных предприятиях сильно забюрократизирована, и, пока они соберутся сменить стиль, он уже может выйти из моды.

Ценой на товары в белорусских магазинах родители тоже недовольны, так как она не соответствует качеству, «к тому же дети так быстро растут».

Теперь мы просим Валика переодеться в ту одежду, в которой он с радостью ходил бы в школу, если бы разрешили свободный стиль. Через пару минут парень выходит стильной походкой и тут же признается: «Так я чувствую себя намного увереннее».

– Ты наверняка был в ЦУМе или ГУМе, примерял форму. Как она тебе, носил бы?

– Нет, это точно. Там для рубашки нужно еще и воздушный шар покупать, чтобы вместо живота подкладывать, – смеется старшеклассник. – Если бы там предлагали зауженные брюки, приталенные пиджаки и рубашки – тогда бы носил. Примерно как у меня. Сейчас все мои одноклассники тоже стараются выглядеть стильно.

Эти два варианта Валика устраивают. Ему повезло: в школе не требуют строгой классики. Хотя парень признался, что второй вариант, где он подобрал по цвету носки и майку, ему ближе: «Так и удобно, и стильно».

И тут выходит Антон в бежевых мокасинах на босую ногу. Мальчик не любит пиджаки и предпочитает им свитера и кардиганы. Но в школе просят ходить строго, поэтому сейчас он в пиджаке. Мама уговаривает Антона все же надеть носки, ведь в школу в таком виде его точно не пустят. Антон долго объясняет маме, что «под такую обувь носки не носят», но в конечном счете соглашается, иначе в школу его действительно не пустят.

– Расскажи, как ты выбираешь себе одежду. Тоже с мамой советуешься?

– Да там особо не посоветуешься, – рассмешив всех и засмеявшись сам, отвечает пятиклассник. – Ну, мама, конечно, разрешает мне и самому выбирать, но иногда приходится носить то, что покупает она.

– А в белорусских магазинах ты был когда-нибудь? Тебе там хоть что-то понравилось?

– Нет. Хотя в Waikiki как-то ходил.

– Да, Антон, ты ходил в Waikiki, – по-доброму подшучивает над братом Валик.

– Не, ну у меня есть брюки «трубами», но я их давно не ношу. Больше всего мне нравилось то, как я одевался в первом классе.

– А что ты тогда носил?

– Мой любимый пиджак, но он стал мне маленький.

Пока Антон пошел в комнату переодеваться так, как хотел бы ходить в школу, родители признаются, что он не любит «донашивать».

– Антоша любит новую одежду, и, когда мы говорим ему про прошлогодние брюки: «Смотри, какие хорошие», – он сразу расстраивается, – с улыбкой рассказывают родители. – Он не понимает почему, но понимает, что его «накалывают», – подытоживает папа.

Антон вышел из комнаты в новом варианте, и на лице парня как будто было написано: «Вот это другое дело». Пятиклассник считает, что одежда не влияет на его дружбу с одноклассниками, «потому что дружат с людьми не из-за одежды».

На прощание Антон сказал, что одеваться стильно ему нравится, но селфи в своей одежде он в инстаграм уже не выкладывает, потому что «перерос этот возраст».


СЕМИКЛАССНИЦА СОНЯ

Следующей героиней нашего эксперимента стала Соня (13 лет), которая перешла в 7-й класс и новую школу. Причин для такого перехода было несколько, и одной из них все же стала единая школьная форма, которую ввели в гимназии.

Соня нашла для нас на сайте гимназии несколько фотографий.

– Мне обидно, потому что на эти фотографии страшно смотреть. Ладно, для пятого класса эта форма, может, и сойдет, но вот как в ней ходить 11-классникам?

– А обычно где вы с мамой покупаете одежду?

– В этом году к школе мне еще ничего не покупали, но вот в прошлом было много вещей из Zara и H&M. Честно говоря, мне не нравится даже думать о том, чтобы покупать одежду, скажем, в «Світанке». Но, если мне вещь нравится и только потом я узнаю о бренде, тогда это не имеет никакого значения.

Мы просим Соню переодеться в школьный вариант одежды. Девочка долго выбирает и все-таки решается на блузку из Sela и черную юбку.

– В гимназии строго относились к внешнему виду?

– Старшеклассники могли ходить даже в джинсах, и им особо не доставалось. Единственное, к чему придирались, – прически. Но наша классная руководительница была очень строгой и готова была убить даже за узкие черные брюки.

– А учителя сами как одеваются?

– Однажды классная пришла в черной водолазке, красной юбке и леопардовом пиджаке. Тогда я спросила у нее, могу ли я прийти в школу так же, на что она сказала: «Да, приходи». Остальные учителя старшего возраста одевались просто – пиджак и брюки.

Затем мы просим Соню переодеться во что угодно – главное, чтобы это был ее личный выбор.

– Прям что захочу? – уточнила Соня, перед тем как пойти переодеваться.

– Да! Хоть рваные джинсы.

– Вот это круто, – с довольным лицом уходит девочка в свою комнату.

Пока наша героиня определялась, ее старшая сестра Рита рассказала, что помимо модной одежды Соня со своими подругами уже всерьез интересуется косметикой.

– У нее есть своя косметика, только вот в школу ей не разрешают краситься. Соня каждое утро проходит чек, так как ежедневно в школу ее отвозит мама. Ну а по выходным она отрывается: ходит с подругами по кафешкам и кофейням, ведет инстаграм. Сейчас уже про все новинки мне рассказывает Соня.

На этот раз семиклассница выбрала яркие бирюзовые джинсы, кроссовки и серую футболку. И что важно – распущенные волосы, с которыми сейчас в школе все строго.

– А как вы относитесь к школьной форме? – спрашиваем у Натальи, Сониной мамы.

– Честно говоря – плохо, ведь это один из способов управления людьми. Я свободная личность и хочу, чтобы мой ребенок тоже был свободным. Моя работа связана с индустрией красоты, и я считаю, что одежда – это способ проявления личности. Но в рамках приличия: есть ограничения, это несомненно, но возможность проявлять себя даже через цвет и фасон костюма должна оставаться.

Я не исключаю дресс-код, который существует во всех офисах: его важным ограничением являются короткие юбки, глубокие вырезы – все, что напоминает нам о сексуальности и ведет к нерабочей обстановке. И этому нам нужно учить своих детей, но загонять их в рамки одного сарафана – это слишком. Я за то, чтобы все понимали, что такое одежда для работы, одежда для отдыха и для романтического свидания.

– А у вас c Соней возникает недопонимание при выборе одежды?

– Конечно, но всегда добиваемся компромисса. Просто Соня такой человек, который не станет носить то, что ей навязали, если ей эта вещь не нравится. И для нее не имеет значения, откуда привезли эту вещь и сколько она стоит. За некоторые вещи в школе ее ругали: я понимаю, что строгая одежда помогает держать человека в каких-то рамках и показывает ответственность происходящего. Но в то же время, когда ребенку запрещают кожаную обувь черного цвета, которая сейчас в моде, только из-за светлой подошвы – этого я понять не могу.

Наталья добавляет: «Главное, чтобы одежда не стала поводом лишний раз зацепить ребенка». Ведь Соню ни разу не отправляли в школу ни в розовых джинсах, ни в леопардовом пиджаке. В то же время семикласснице трудно подобрать одежду белорусского производителя, ведь девочка очень стройная и высокая.

Конечно, из двух вариантов Соне больше понравился свободный стиль: она смело позировала, чувствовала себя свободно и уже готова была идти в новую гимназию.

 

ЧЕТВЕРОКЛАССНИК ЖЕНЯ

Наш следующий герой в этом году тоже сменил школу. Женя (9 лет) подготовился к 1 сентября – в этом ему помогли родители. Мальчик всегда советуется со своей мамой, а она, в свою очередь, старается выбрать для сына стильные варианты, чтобы «не возвращаться опять во времена совдепа».

– В прошлой школе к одежде относились очень строго, – вспоминает Надя, мама Жени. – И я поняла, что это было скорее не требование самой школы, сколько настрой классного руководителя. Причем она была не намного старше меня.

Когда Женя учился во втором классе, Надежду вызвали в школу. Маму попросили одеть сына строже, ведь общая для всего класса майка-поло с эмблемой и темный мужской кардиган с брюками не устраивал учительницу.

– «У вас нет ничего серого?» – спросила меня классная руководительница. Тогда я поняла, что это человек старой советской закалки, который не отступится ни от чего. Она даже не могла принять того факта, что дети могут ходить в школу без пиджака.

Пока мы разговаривали, Женя успел переодеться, пару раз посоветовавшись с мамой, и как примерный школьник вышел из своей комнаты.

Обувь Жене выбирал папа – привез ее из Греции, а белая рубашка осталась с первого причастия, которое было у мальчика в мае.

– Вас сильно ругали в школе из-за одежды?

– Да, и моего друга. Он тоже ушел из школы из-за этого. Его зовут Коля, и мы с ним лучшие друзья с первого класса.

– А сейчас продолжаете дружить?

– Да, дружим. Он мой самый лучший друг!

– Новая школа нравится тебе больше?

– Ага, моя новая учительница очень добрая. Она даже оценки нам чуть-чуть повышает, хочет добиться, чтобы я хорошо учился. И она тоже верит в бога.

Надежда не раз слышала негативные высказывания: и по поводу красной рубашки, и по поводу некоротких стрижек Жени. Мама не дождалась нового учебного года и перевела сына в новую школу в конце прошлого – как раз в начале четвертой четверти.

Сейчас Женя собирается в школу с удовольствием, ведь его классная руководительница относится лояльно и к кардиганам, и к тому, что у детей могут быть разные стрижки.

Просим Женю выбрать свободный вариант одежды в школу. Парень быстренько бежит в комнату: он уже придумал, в чем ему будет комфортнее всего. К тому же за Женей уже пришли друзья – все ждут его во дворе.

– Женя, а какой вариант одежды из двух тебе больше нравится?

– Первый.

– Ты бы хотел ходить в школу в брюках и рубашках? – удивленно переспрашиваем мы.

– Ну да. А что, красиво же, – улыбается мальчик.

– А если нужно было бы надеть костюм с пиджаком и брюками со стрелками?

– Нет, я пиджаки не люблю. Мне нравится то, в чем я хожу сейчас. Люблю такие кофты.

– Кардиганы? – уточняет мама.

– Да, точно.

Женя рассказал, что в их школе главное «то, как ты учишься, а не одежда». Поэтому четвероклассник любит ходить в школу «в стиле кэжуал», который помогли составить ему мама и папа.

ПЯТИКЛАССНИЦА ВЕРА

Когда мы приходим в гости к последней семье, 11-летняя Вера пьет на кухне кофе и смотрит что-то важное в телефоне. Она отдыхает после бассейна: сегодня у девочки была первая тренировка после летнего перерыва.

Оказывается, пятиклассница с этого года тоже переходит в новую спортивную школу, где она сможет больше времени уделять спорту. Ее мама Зоя этим довольна, ведь ее средняя дочь Ира уже когда-то оканчивала эту школу.

– Тем более в прошлой школе как-то слишком фанатично относились к одежде. Ей даже запретили носить синий сарафан в горошек, – возмущенно вспоминает мама. – Она носила его с белой блузкой, было так красиво! Правда, каждый раз нас отчитывала учительница. То же касалось туфель и многих других мелочей.

Просим Веру переодеться в строгий школьный вариант одежды. Пока девочка одевается и сушит волосы, чтобы заплести косичку – «ведь в школу с распущенными никто не пустит», – мы узнаем, что и в Верином случае одной из причин перевода в новое место стали слишком строгие критерии к форме.

– В прошлой школе требовали только черный, серый и белый цвета – ничего другого. Вот так, как одета я сейчас, – показывает пятиклассница.

– В новой школе уже можно будет так не ходить?

– Да. В прошлой школе, когда я надевала сарафан в горох, меня называли матрешкой, – смеясь, вспоминает девочка.

– А тебе самой в чем бы хотелось ходить в школу?

– Вообще, в школьной форме, только с какими-то поблажками. Например, чтобы можно было выбирать одежду ярких цветов.

Верина мама когда-то работала в ЦУМе – там же девочке покупали одежду в школу. Но Зоя объяснила, что ей удавалось отыскать что-то приличное в магазине только потому, что она работала там. «У меня было больше возможностей рассмотреть и ассортимент, и качество». Сейчас часть одежды для Веры покупают две старшие сестры, когда ездят за границу.

Наша героиня переодевается в свободный стиль. Она очень рада, что сейчас может надеть свои любимые шорты, в которых ей строго-настрого запрещено ходить в школу. По словам Веры, первый сарафан – не самый ее любимый, поэтому из двух вариантов она все же выбирает шорты и майку.

– Мне кажется, форма не имеет значения. Если ты ходишь в школу учиться, то форма никак на это не повлияет.

– Говорят, что по одежке встречают. Ты сейчас пойдешь в новый класс, одноклассники будут по-разному одеты, повлияет ли это на то, с кем ты станешь общаться?

– Нет, – немного подумав, отвечает Вера. – Если одежда хорошая, а человек плохой, то как с ним общаться? Из-за одежды что ли?

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Наш эксперимент: знают ли родители, чем занимаются их дети-айтишники
Наш эксперимент: смогут ли минские подростки на неделю отказаться от гаджетов?
Наш эксперимент: как будут выглядеть девушки, одетые в вещи с бесплатной ярмарки
поделиться