«Манты-понты» закрылись, «Быстрый Ли» продают – что происходит с ресторанным бизнесом?

«Манты-понты» закрылись, «Быстрый Ли» продают – что происходит с ресторанным бизнесом?
Сегодня в Facebook «Манты-понты» сообщили, что закрываются. Это не первое и, видимо, далеко не последнее закрытие минского общепита в ближайшее время. CityDog.by разбирался, кто виноват и что делать.

Сегодня в Facebook «Манты-понты» сообщили, что закрываются. Это не первое и, видимо, далеко не последнее закрытие минского общепита в ближайшее время. CityDog.by разбирался, кто виноват и что делать.

Вчера из бистро «Манты-понты», которое еще год назад планировалось сделать первым в сети из 10 ресторанов по всей стране, начали звонить клиентам и отменять забронированные на выходные столики. Сегодня заведение на своей странице в Facebook объявило о прекращении работы. Причины просты: «В сложившихся экономических реалиях мы, к огромному нашему сожалению, не сможем оставаться на прежнем месте. […] Мы постараемся как можно быстрее найти новое помещение. […] А пока бистро «Манты-понты» временно закрыто».

Владельцы кафе и ресторанов оказываются в непростой ситуации: с одной стороны, нужно оплачивать счета за аренду помещения и закупку продуктов по новым ценам, с другой стороны, необходимо считаться с упавшими доходами клиентов. Кто-то стал продавать бизнес, а кто-то решил использовать сложившуюся ситуацию. 

ВСЕ НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО

Павел Мошевич, владелец доставки китайской кухни «Быстрый Ли», занимается ресторанным бизнесом уже 15 лет. И его заведение недавно тоже столкнулось с проблемами:

– Во-первых, выросли цены на аренду помещения, цены на закупку продуктов, а покупательская способность упала. Часть продуктов подорожала значительно: поскольку еда у нас не традиционная для Беларуси, мы используем много оригинальных азиатских продуктов – естественно, они выросли в цене. В то же время в кармане у людей деньги обесценились. И мы стоим как на линии фронта: с одной стороны, тебе все повышают – стоимость на закупку продуктов, аренду, стоимость электроэнергии, – а с другой стороны, приходит клиент, у которого раньше было, допустим, двести тысяч чтобы поесть, а теперь есть только сто.

В сложившейся ситуации владелец «Быстрого Ли» собирается продавать бизнес, хотя и не уверен, действительно ли его заведению это сейчас нужно:

– Да, появилось объявление о продаже, но это не означает, что здесь крах и нужно срочно спасаться бегством. Мы спокойно продолжаем работать. Я, конечно, не исключаю возможности продажи бизнеса, но мне скорее хотелось бы найти партнера, с которым из кризиса можно было бы выйти на совершенно другом уровне. Тем более есть примеры объединений, слияний и поглощений, которые порой делали компании монополистами на рынке. И зачастую подобные случаи происходили именно в кризисные времена.


ВСЕ ПРОДАЮТСЯ?

Что происходит с ресторанным бизнесом, который обыватели считают самым прибыльным? Руководитель отдела коммерческой недвижимости компании «Бизнес-Недвижимость» Алиса Рыжиченко рассказывает, что пик сделок купли-продажи в этом сегменте пришелся на середину 2013 года: за то, чтобы приобрести отдельные объекты готового бизнеса, люди сражались. Покупка бизнеса в то время на 80% означала, что предприятие не будет убыточным.

– Если 2013 год был успешным для сделок в области бизнеса общественного питания, то в начале 2014 года произошел характерный спад. В сложившуюся ситуацию привнесло коррективы упрощение процедуры получения разрешительной документации для ведения данного бизнеса. В связи с этим бизнесы не покупали, а открывали, к примеру, на административно-торговых площадях, без полноценной кухни. После проведения чемпионата пошли проверки, нужно было перепрофилировать помещения. Люди столкнулись с трудностями, им было проще продать бизнес, чем сделать соответствующим всем требованиям. Те, кто открылся перед чемпионатом, продержались на плаву восемь месяцев максимум.

Так многие заведения были выставлены на продажу – и сложившаяся ситуация не разрешилась до сих пор. К тому же потенциальные покупатели ждут стабильного курса.

А КОМУ СЕЙЧАС ХОРОШО

Алиса Рыжиченко уверена, что сейчас хорошо себя чувствуют сетевые рестораны, которые ориентированы на низкие арендные ставки, высокие объемы продаж и большую проходимость, которую обеспечивают, например, гипермаркеты и торговые центры.

– До сих пор часто открываются кофейни. Обычно после недолгой работы этот бизнес продается. Кофейне в центре города, где арендные ставки достигают 40-60 € за квадрат, каким бы кофе ты ни торговал, сложно вытянуть такую сумму. Кофейни выгодны, если это целая сеть, отдельно стоящие быстро умирают.

Но открыть новое заведение можно и в кризис, уверен Владислав Луневич, замдиректора «ЛАЎКА» и ENZO cafe. Владислав признался, что он с партнерами сейчас заканчивает подготовку нового места. По словам Владислава, при создании нового заведения тщательно продумывается, как избежать нерентабельности: точно просчитывается бизнес-план, разрабатывается план маркетингового продвижения и т.д.

– Сейчас мы доделываем ремонт и закупаем оборудование. Все идет медленно, потому что берем на это деньги из собственной прибыли – в кризис она стала меньше, хотя и так не была сверхприбылью.

В новом месте «все будет очень демократично и бюджетно», говорит Владислав и делится своим скепсисом по поводу некоторых коллег:

– Когда я смотрю на то, что сейчас открывают другие люди, то не понимаю, что творится у них в голове. Ведь нужно принимать, где и в какое время мы живем! Либо у тебя большая наценка и приходит один человек в день – и ты вроде бы остался с прибылью, либо наценка маленькая, но есть большой поток клиентов.

Впрочем, и эти советы для некоторых минских заведений оказались бесполезными, если судить по количеству помещений и готовых бизнесов, выставленных на продажу...

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Почему в Минске закрываются культовые бары и кафе?
поделиться