«Кто не добился – лузер и неудачник». Как побороть «комплекс отличника» и страх быть некрутым

«Кто не добился – лузер и неудачник». Как побороть «комплекс отличника» и страх быть некрутым
Добиться успеха можно только через тяжелый труд и страдания? Специалист объясняет, почему эта идея устарела. 

Добиться успеха можно только через тяжелый труд и страдания? Специалист объясняет, почему эта идея устарела. 

Мы уже писали о создателях развивающего лагеря «Коллекция приключений». Сегодня основательница этой инициативы Ирина Тузина рассуждает о проблемах современного образования и альтернативных системах обучения. А еще о том, как побороть детские страхи и зажатость.

«Коллекция приключений» – это команда специалистов, которая с помощью развивающих игр, квестов и дебатов помогает детям раскрыть их таланты.

 


ВАШ РЕБЕНОК «ЗАЖАТ». ЧТО ДЕЛАТЬ?

В начале интервью Ирина рассказывает, как ее сын-интроверт из «умненького» мальчика, который постоянно сидел в своем мире, за год превратился в шутника и любимчика всего класса.

– В начальной школе сын был замкнутым, а в конце пятого класса мне классная руководительница сказала, что он стал общительнее, постоянно шутит, с ним интересно поговорить. В том году он часто ездил в лагерь. Сын не стал другом для всех, но просто позволил себе раскрыться. Сейчас он изучает программирование, пишет музыку, стихи, три года разговаривает только на белорусском языке. Человек развивается во всех направлениях. Я в одиночку такое не сделала бы, конечно.

Огромное количество детей, у которых реально богатый внутренний мир, в незнакомых условиях надевают маску, не дают себе раскрываться.

– Что делать, если родители понимают, что их ребенок зажат? Как правильно с ним разговаривать?

– У большинства подростков есть два страха, именно они мешают переходу из детского состояния во взрослое: это страх ошибок и некомпетентности. Страх быть некрутым в глазах своего окружения, который потом превращается в то, что человек не хочет быть собой. И это может продолжаться всю жизнь, потому что он однажды попробовал, у него не получилось, из-за этой попытки ему стало больно, и он боится продвинуться дальше. На это влияют и родители, и школа. Например, дома ребенок боится быть собой, потому что если он где-то ошибся, то родители сразу станут возмущаться. Если он что-то сделал не так, можно предложить ему исправить эти негативные последствия самому.

Чтобы ребенок раскрылся, нужно создать специальные условия – это, прежде всего, уважение к его личности.  Когда родители не вламываются к нему, что называется, «с ноги», а просто разрешают быть собой. Можно сказать: «Мне не нравится твое мнение, но оно твое, и я его уважаю». Второе – это похвала и поддержка. Если ребенка просто хвалить за первое место, то он потом этих первых мест и будет добиваться. Это приводит к перфекционизму и комплексу отличника. Радость от первого места длится несколько секунд, а потом надо искать, какого очередного первого места добиваться. А тот, кто не добился, – лузер и неудачник навсегда. Ребенку можно говорить: смотри, ты так старался и стал лучше по сравнению с тем, каким был вчера; ты бегал за две минуты, а сегодня за полторы. Пускай прибежал последним, но его результат улучшился. Он старался и для себя получил результат. Если поддерживать и делать акцент на сравнение с самим собой, то человек потихоньку к чему-то начнет стремиться. А если всегда хвалить за результаты, то ребенок будет искать только похвалы.  

– А что родители делают не так?

– Я бы не сказала, что они что-то делают неправильно. У них есть именно такой ребенок, с определенными сформировавшимися качествами. И родители ему дали все, что могли, из своего понимания мира. Мы все делаем ошибки, и это нормально. Если что-то сформировалось не так – это не значит, что родители ошиблись. Вопрос в том, как мы потом с этими последствиями справляемся. Мы как лагерь можем этому ребенку показать другой вариант действий – а вдруг он ему понравится?

Чаще всего родителей беспокоят плохие оценки. Это распространенный страх, что если у ребенка плохие оценки, то он будет неуспешен в жизни. И если это так, значит, я плохая мама. А оценка – это его соответствие образовательной системе. Я не буду рассуждать, хороша эта система или нет для его будущей жизни. Каждый решает для себя, и каждый волен ее менять. Можно дополнять курсами, если он считает, что это даст гарантии успеха в будущем. 

Хорошо, говорит родитель, тогда я хотел бы научить ребенка дисциплине, чтобы он получал хорошие оценки. Мы уточняем: то есть вы считаете, что его нужно научить быть дисциплинированным, выполнять чьи-то задания, а за это получать хорошие оценки? Мама подумала и сказала: нет, скорее, она хочет самодисциплины, чтобы он сам себе ставил цели. И если каждый раз задавать вопрос «зачем», то родитель может кардинально изменить свое мнение. Он начинает с пониманием относиться к ребенку, который может быть занят тем, что ему интересно, и поэтому забрасывает школу. Или он ничего не делает, потому что парализован какими-то страхами – с этим ведь придется дальше жить.

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОНЯТЬ, ЧЕМ ОН ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ?

– В лагере приключений мы даем детям возможности что-то реально сделать и испытать себя – то, что часто не удается в реальной жизни. Если не давать им испытывать себя в 10–12 лет, то в более позднем возрасте они только начинают это делать. Ребенок проходит испытания, где все окружение показывает: мол, смотри, а у тебя здесь хорошо получается и вот здесь. Он получает обратную связь и видит свои качества. Если говорить о возрасте 10–12 лет, то у нас есть программа о профориентации «Цивилизация. Экологический десант. Часть 2». Это фантастическая история о пришельцах, цивилизации, экологии. В ней заложена еще одна тема – профессии будущего. Берем реальный список этих профессий и немного их проигрываем. Благодаря игре ребенок видит горизонты своего развития и ориентируется, куда ему хочется больше. Не все сейчас упирается в IT. Например, урбанист-эколог или разработчик образовательных траекторий (эта специальность уже введена в 48 вузах России), игропедагог. В двух последних областях мы продвинулись уже далеко. Это, в общем-то, мы и делаем с детьми уже девять лет и можем поделиться опытом. Мы стоим на позиции, что ребенка нельзя насиловать ни в чем, он должен развиваться естественно. А мы даем возможности делать это как можно лучше.  

Очень важно, чтобы он сам сделал выбор: для этого, например, мы проводим дебаты. Дети часто близки к тем вещам, о которых мы им хотим рассказать. Чаще всего они сами все это рассказывают, а потом я говорю, что большая группа ученых долго работала и пришла к таким же выводам.  Или, например, вы таким образом думаете, а ученые считают наоборот. Я точно не знаю, чем будет заниматься большинство из них, но знаю, куда будет направлено их развитие.

Детям в школах внушают, что на работе начальник должен, грубо говоря, издеваться, но это не так. Учителя часто вообще не имеют опыта и представления о том, как работают современные предприятия, или судят по своему устаревшему опыту или старым шаблонам. Между тем, продвинутые компании используют современные технологии управления персоналом. Сейчас одно из популярных направлений у эйчаров – управление талантами. Когда выявляются таланты, нужно делать так, чтобы они развивались в благоприятной среде. Важно, чтобы человек подходил к жизни с созидательным и творческим отношением, а не потребительским.

 

ТО ЕСТЬ ЛЮБОГО РЕБЕНКА МОЖНО ИЗМЕНИТЬ?

– Как в лагере зажатого ребенка «переделывают» в раскрепощенного? 

– Зажимы бывают не только телесными – очень много эмоциональных зажимов. Бывает, что ребенок и двигается прекрасно, и умен, но, как только дело касается проявления эмоций, у него просто ступор – не пущу никого глубже и сам никуда не пойду, потому что эмоции проявлять нельзя. Они ведь тоже где-то в теле застревают – невыраженные эмоции просто позже проявляются.

Ребенок к нам приезжает с маской – только чтобы его не ранили. А когда он попадает в атмосферу, где может быть собой и ему будет хорошо, то может высказывать свое мнение, какое бы оно ни было. И его примут.

Мы в игровых темах никогда не касаемся политики, религии и не занимаемся как таковой психокоррекцией. Любая психокоррекция – это очень интимная вещь. Мы туда не лезем. Мы создаем большое количество возможностей для развития. Ребенок хочет проходить эти приключения, потом мы ему даем немного сложные задачи, чтобы философский разрыв был небольшим. Таким образом мы даем траекторию развития, а медицинские показания – это индивидуально.

У нас, например, был ребенок, который приехал на первую программу и его было сложно оторвать от телефона – которые, кстати, не запрещены, потому что это часть личности ребенка. В финале мальчика даже удалось вывести на сцену, и он сказал что-то. Потом, когда этот ребенок приехал на вторую программу и начал уже рождать какие-то идеи, мы удивились, а на третьей программе он уже занимал лидерские позиции. Он ездил очень часто, и даже был момент, когда он импровизировал в одной театральной постановке. Мало кто из стендаперов смог бы так. Сейчас этот человек работает у нас инструктором. Мы сотрудничаем, потому что он понимает, что это его развивает и помогает в любой другой работе.

– А вы любого ребенка можете изменить?

– Я не могу сказать, что все дети меняются, потому что некоторые из них уже сильные и самодостаточные люди. Я думаю, что их родителям с ними безумно тяжело, их не подавить ни в чем. И они так ведут себя по жизни. Что мы можем дать такому ребенку, казалось бы? Как правило, ему очень важно показать, кто рядом с ним, чтобы он не начал давить других людей, чтобы он умел строить свою команду, объединять людей и вести к цели безопасными способами. Такие примеры тоже есть. Они не меняются, но то, как они себя ведут, когда вырастают, как они создают свои команды и как достигают целей, – это восхищает.

 


ДОБИТЬСЯ УСПЕХА МОЖНО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЯ?

– А какие у вас есть программы?

– Если мы берем детей от 6 до 9 лет, то они играют в сказку. Когда ребята становятся героями, то прежде всего переживают эту историю и формируют для себя какую-то ценность.

Есть программа «Японский городовой» – это история с играми, квестами и дебатами на семь дней, в которой исчезает городовой и детям нужно выяснить, почему он исчезает, где сейчас находится, какие оставил следы, почему в городе без него становится плохо. В целом это игра о том, что мир может быть добрым только тогда, когда ты сам делаешь добро. Но мы эту истину ни разу за программу не озвучиваем. Истина должна родиться изнутри, иначе это просто внешне навязанное мнение. И, проходя через эту игру, дети для себя что-то понимают. В конце, когда они приходят на последнее чаепитие, просто рассуждают об игре, о том, что важно в жизни, они про основную идею говорят своими словами. Мало того, ребята в конце одной из программ решили сделать открытки и попросили нас передать детям, у которых нет родителей. Они решили, что таким образом создадут волну добра.

Если брать детей 10–12 лет, там тоже история о глобальных ценностях. Но в действие уже вносится много личных испытаний. Когда человек что-то разгадывает, склеивает, переползает, он понимает, что способен делать и как думать.

Эта игра учит ребенка формировать уверенность в себе, основанную на его реальных действиях. То есть он опирается на свой личный опыт и знает, что самостоятельно сможет что-то сделать. И не важно, в реальной жизни он это сколотил или в игре.

– А как вы придумываете эти игры?

– Когда я пишу приключение, то сразу формулирую генеральную мысль, которую должна очень четко донести до команды. Преподаватели уже в процессе игры не озвучат эту идею детям, но обязательно в конце будет ситуация, когда ребята выскажутся, и, если они эту основную мысль сформулируют сами – значит, нам удалось ее продвинуть. Команда может сильно менять все, что написано, потому что мы не знаем, какие приедут дети, – под них мы всегда подстраиваемся. Наблюдаем, что им нравится, а что нет. Первые дни всегда уходят на то, чтобы сплотить детей и окунуть в атмосферу сотрудничества. Начало игрового сюжета варится в том, чтобы каждый проявил свои качества, чтобы посмотреть, как они между собой общаются. Каждый вечер проходит планерка. Есть расписанная программа действий, но инструктор на планерках говорит: вот Петя проявляется так, а Вася так. После того как стало понятно, куда кому двигаться, завтрашний день может быть переписан. Изначально инструкторы знают, что делать, но это командная работа. У каждого есть свое мнение, свое понимание ребенка – это тоже очень полезно. Еще мы постоянно миксуем тренеров. Если дети начинают ездить к одним и тем же инструкторам, то они хуже развиваются.

У меня есть увлечение: я постоянно читаю исследования в области нейробиологии. Там сейчас просто революция происходит. У нас даже есть программа, когда дети превращаются в клетки мозга: это в основном про долговременную и кратковременную память, связи между ними. Благодаря ученым мы уже знаем, что связи в мозге хорошо формируются, когда человек получает удовольствие от того, что он делает.  

У нас принято считать, что результатов можно достичь только через неимоверно тяжелый труд. На самом деле существует другая концепция жизни: можно делать что-то с удовольствием, вдохновенно и при этом достигать еще больших высот. Этой концепции мы тоже учим. 

И эта концепция жизни, что человек должен чего-то достигать через страдания, хорошо отражена в той же классической литературе. Поэтому детям неинтересно это читать: они не понимают, зачем страдать, они живут в другом мире. Удовольствие можно получать от того, что ты что-то делаешь и кому-то помогаешь. Ребята становятся на активную жизненную позицию. Это не работа над собой, а драйв.

 

ПРОСТО ОКОНЧИВ ШКОЛУ ИЛИ ВУЗ, ВЗРОСЛЫМИ НЕ СТАНОВЯТСЯ

– А какая главная цель у  «Коллекции приключений»?

– Какие бы мы ни давали навыки и знания, в общем-то, из ребенка мы хотим вырастить взрослого человека. Взрослые люди не получаются просто так, окончив школу или вуз. Вырастить из маленького ребенка большого ребенка, чтобы он всю жизнь им и оставался, на самом деле совершенно просто – нужно его кормить, одевать, удовлетворять базовые потребности. Можно напичкать знаниями, но вследствие этого он не станет взрослым. Во-первых, взрослый человек – это тот, кто берет на себя ответственность. Во-вторых, он достаточно уверен в себе, понимает, куда идет, зачем и на что опирается. 

Опора человека – это все его ценности и убеждения: например, мир добрый или злой. Человек от этого отталкивается, он так видит мир. Потом личные качества – ответственность, уверенность в себе.

– А есть ли в вашем лагере конкуренция между детьми?

– Все дети настроены на конкуренцию школой и окружением. Когда ребенок попадает к нам в первый раз, мы создаем среду сотрудничества. В сюжетной игре есть разные роли: кто-то может делать одно, кто-то совсем другое. Инструктор подчеркивает вклад каждого в общий процесс. Простой пример – квест. Дети бегут, и им нужно в каком-то месте найти подсказку. Один человек нашел и радуется, но если бы те пятеро, которые были с ним, не обнаружили эту поляну, ничего бы не вышло. Мы объясняем, что нужно благодарить тех, кто вам помогал. Потому что очень часто ребенок не понимает, что, достигая своей цели, воспользовался чужими ресурсами. В 10–12 лет это проявляется очень сильно. К 13–17 годам ценностный пласт все еще продолжает формироваться. Если человек к этому возрасту понимает, какие у него есть способности, то он начинает думать о том, чего можно через эти способности достичь, и начинает пробовать себя уже во взрослых проектах.

Для 13–17 лет у нас в лагере есть театральная импровизация «Танец с тенью». Есть определенный набор правил, который позволяет не допускать вседозволенности. Смысл этой игры в том, что есть сокровище, клад, непонятно кем спрятанный, и его надо найти. У каждого свои мотивы, чтобы сделать это. Есть сюжетная задача, и у каждой роли своя позиция. Актерское мастерство в целом способствует раскрепощению. А в игре можно очень просто и безопасно протестировать свои качества. Это же не ты, а всего лишь роль. И в следующий раз ребенок уже уверенно начинает пробовать что-то подобное. Человек очень хорошо должен знать свои сильные стороны.

В 13–17 лет ребята решают именно такие задачи – это либо фантастическая история, либо творческий проект, либо имитация взрослого проекта. Например, когда ребята делают спектакль, мы им даем информацию о менеджменте проекта: как его сделать быстро. Некоторые после этого нам звонят и говорят, что по такой же технологии в школе сделали проект. 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, unsplash.com.

Частное унитарное предприятие по оказанию услуг «Дюжина Приключений»,  УНП 192461315

Еще по этой теме:
«В школе за каждый шаг дают по рукам». Эксперт об инфантильности, нейронных связях и возможностях стать лучше
«Мозг нужно держать в чистоте». Нейроанатом – о том, как перестать нервничать и меньше уставать
«Все, что можно было монетизировать в сфере образования, было монетизировано». Профессор о том, что происходит с образованием в стране и мире
поделиться