«Этот район я бы в жизни не выбрала». Эколог о самых чистых и грязных районах Минска (ищите свой)

«Этот район я бы в жизни не выбрала». Эколог о самых чистых и грязных районах Минска (ищите свой)
По данным ВОЗ, Беларусь находится на 3-м месте по относительной смертности от болезней, связанных с загрязнением воздуха. Поговорили с экологом о том, где в Минске жить (не)безопасно.

По данным ВОЗ, Беларусь находится на 3-м месте по относительной смертности от болезней, связанных с загрязнением воздуха. Поговорили с экологом о том, где в Минске жить (не)безопасно.

Наталья Блыщик
сотрудница программы по химическим веществам и отходам Центра экологических решений

– Экологическая ситуация в Минске благоприятная, – рассказывает Наталья, пока мы прогуливаемся по одному из самых чистых районов города – Первомайскому. – И в столице ситуация лучше, чем в Полоцке, Могилеве или Гомеле. Там больше химически ориентированных предприятий, поэтому уровень загрязнения воздуха выше. Минск спасают широкие улицы и зеленые зоны.

Самые чистые районы – Советский, Центральный

– В Минске сохранились районы с хорошим балансом зеленых и водных участков, скверов и отсутствием предприятий, – продолжает Наталья, обходя лужи в районе Национальной библиотеки. – Например, Кунцевщина и Запад во Фрунзенском районе, Лошица и Серебрянка – в Ленинском.

Центральный и Советский районы выигрывают за счет расположения и большой зеленой зоны: в Советском районе из 2000 га около 500 занимает зелень. Здесь же Цнянское водохранилище – главное сооружение Слепянской водной системы.

Район Калиновского тоже можно отнести к благоприятным. Мне еще очень нравится Степянка: тут большая зеленая зона, район окружен деревьями, и ветер чаще всего нужного направления.

А вот Первомайский район – один из самых благоприятных участков столицы. Примерно 840 га занято зеленью, 10 га – водоемами.

Неплохо жить в районе за Национальной библиотекой: много зелени, никаких предприятий, хорошее проветривание. По многим климатическим и экологическим показателям этот район один из лучших.

В Зеленом Луге есть Слепянская водная система, за которую очень держатся экологи. Это просто шедевр городской архитектуры, и вдоль нее сохраняется благоприятная для жизни обстановка. Там недалеко МКАД, но ситуацию спасают деревья и хороший воздухообмен – возле водоемов всегда ветер.

Самые грязные районы – Заводской, Фрунзенский, Партизанский

– Самое неблагоприятное место в Минске – пересечение улиц Радиальной и Ваупшасова. Тут как минимум шесть предприятий и Минская ТЭЦ, а на близлежащей улице Солтыса жилые дома, – продолжает Наталья, проходя мимо завода игристых вин. – Этот район для жизни я бы никогда не выбрала.

Здесь, откуда бы ни дул ветер, все равно будет предприятие. Но есть и позитивные моменты – большая зеленая зона с одной стороны. Я надеюсь, ее сохранят, потому что она очень нужна городу.

Вообще, Минску нужно очень много деревьев, чтобы хоть как-то снизить воздействие предприятий и транспорта. Если посмотреть на спутниковой карте на тракторный завод – увидим рыжие пятна. Это все воздействие выбросов.

Почему эти районы такие грязные

Большую роль играют погодные условия. Осень – самый благоприятный сезон, потому что выпадает много осадков, город хорошо проветривается. Зима – наоборот. Холодные месяцы самые неблагоприятные, особенно ясные безветренные дни и ночи. В такие дни случаются температурные инверсии, воздух не перемешивается. То есть обычно теплые потоки воздуха идут вверх, а зимой воздух холодный и более статичный – перемешивания не происходит. К неблагоприятным месяцам добавляются июль и начало августа – очень мало дождей, горячий воздух и много пыли.

В такую погоду на предприятия отправляют предупреждения, и в некоторых случаях они обязаны отреагировать – сократить выбросы на 10–20%.

Май, июнь – период цветения. А пыльца, подобно пыли, тоже концентрирует загрязняющие вещества. Любая мелкодисперсная пыль опасна, потому что впитывает все. Превышения в воздухе может и не быть, но из-за того что загрязнители концентрируются на пыли, а мы ее вдыхаем, появляются аллергии и респираторные заболевания.

Основная проблема Минска – транспорт. Более 80% загрязнений приходится именно на него, остальное – предприятия. Так, в 2016 году предприятия выбросили в атмосферу 18,1 тыс. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт – 121,9 тыс. тонн. Печально, но с каждым годом эта проблема только нарастает.

Если представить себе карту загрязнений и выделить неблагоприятные участки, то однозначно это все транспортные узлы и потоки: проспекты Дзержинского, Независимости, Партизанский и другие главные транспортные артерии Минска. То же самое – вокруг кольцевой.

У каждого предприятия есть своя санитарно-защитная зона – до 50 метров вокруг завода. Но Минск постоянно уплотняется, поэтому санитарные зоны стараются максимально сократить. Тем не менее, по законодательству, территория защитной зоны должна быть озеленена, поэтому не просто так по контуру каждого завода высаживают деревья – это все природоохранные мероприятия.

В Минске больше западных и северо-западных ветров, поэтому все предприятия сконцентрированы на юго-востоке. Это сделали для того, чтобы с заводов дуло не на город, а наоборот. Но именно по этой причине Сухарево и Малиновку нельзя назвать экологически чистыми. ТЭЦ-4, например, построена в неблагоприятном месте, и вся грязь вместе с ветром движется на эти микрорайоны.

Каменная Горка расположен недалеко от кольцевой, которая вносит свой вклад в загрязнение. Хотя буквально вчера проезжала возле «Каменки» и видела зеленостроевцев. Выполняли свой план по озеленению территорий вокруг кольцевой, видимо. Но пока все-таки от МКАД жилые дома отделяет только пустырь.

Наименее благоприятный район Минска – Шабаны. Жилой массив расположен без учета розы ветров и принимает на себя загрязнение Заводского района и всего города.

Какие у всего этого последствия?

Большое влияние качество окружающей среды оказывает на работу центральной нервной системы – в городе люди всегда более нервные. Микрочастицы (пыль) в воздухе порождают кашель, приступы астмы, аллергии и приводят к увеличению случаев смертности из-за респираторных заболеваний.

В городе периодически наблюдается превышение концентрации формальдегида (бесцветный газ с сильным запахом), который выделяют различные строительные материалы и транспорт. Формальдегид вызывает головную боль, бронхиальные недомогания, хронический насморк, раздражение глаз, аллергические реакции и хронические заболевания дыхательных путей.

Как решить проблему загрязнения?

Озеленение. Из-за того, что в городе сильная засоленность почвы, растения не приживаются, многие растения вырубают или чрезмерно подрезают. Вдоль главных проспектов города можно видеть пустующие лунки, в которых должны были быть деревья, защищающие от шума и пыли.

Любая дорога должна иметь защитные полосы, поэтому сейчас озеленяют территории вдоль МКАД. Это действительно очень важно.

Велодвижение. В городе постепенно развивается велодвижение. С большего благодаря общественным организациям, но и город делает шаги навстречу велосипедистам. Выбор в пользу велосипеда или другого экологически дружественного транспорта – это то, что каждый может сделать для чистоты окружающей среды.

Много разговаривают про пешеходные улицы. Они особенно важны для центра города – снизится нагрузка от выхлопных газов.

Сокращение промышленных выбросов. Долго и давно твердят о переносе некоторых производств за город, но это дорого. Проводятся работы по модернизации очистных сооружений. Предприятиям ставятся условия по сокращению санитарно-защитных зон.

Создание экотроп. Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут в зеленой зоне района, где можно не только прогуляться, но и получить дополнительные экологические знания. Первую такую тропу создали в Каменной Горке. В этом году они появились еще и в Московском, Центральном и Советском районах.

Стратегия устойчивого развития. В Беларуси есть Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2030 года. Она определяет дальнейшую жизнь в этом городе и стране в плане благополучия. По ней разработана водная программа и программа по управлению отходами. Предусмотрели и сокращение выбросов, в том числе увеличение доли более экологически чистого общественного транспорта. То, что есть, – довольно прогрессивные шаги для нашей страны, если принимать во внимание, что экология здесь не для всех является приоритетом.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Когда экология начнет влиять на стоимость жилья?
Минск не вошел в топ-100 экологичных городов планеты
Квартиросъемка: двухуровневая квартира с экологичным дизайном для семьи с двумя детьми
поделиться