Остаться дома: книги о минском футболе

Остаться дома: книги о минском футболе
Теперь трудно поверить, что когда-то белорусы умели играть в футбол, минчане знали в лицо всех кумиров, а на стадионе «Динамо» собирались толпы болельщиков. CityDog.by решил вспомнить о том времени, которое сохранили в своих книгах пять авторов. 

Теперь трудно поверить, что когда-то белорусы умели играть в футбол, минчане знали в лицо всех кумиров, а на стадионе «Динамо» собирались толпы болельщиков. CityDog.by решил вспомнить о том времени, которое сохранили в своих книгах пять авторов. 


Сергей Алейников

«И жизнь, и слезы, и футбол» (Минск, 1992)

Коренной минчанин Сергей Алейников – первый отечественный футболист, который написал мемуары. На страницах книги, созданной в соавторстве со спортивным журналистом Дмитрием Беленьким, – фрагменты из биографии Алейникова, которые принесли ему звание лучшего футболиста Беларуси ХХ века. Это игра в туринском «Ювентусе» и выигрыш кубка УЕФА, серебро чемпионата Европы и гол, забитый на этом турнире уже на 3-й минуте. Мемуары отражают победы и поражения минского «Динамо», в майке которого Алейников провел более 200 матчей.

Тематика охватывает основные события советского и мирового футбола 1980-х, а также главных героев тех лет (от Диего Марадоны, так и не ставшего тренером сборной Беларуси, до Марко ван Бастена). 

Книга создавалась в советское время, поэтому читатель не найдет в ней и следа интриг и скандалов.

«И мы забиваем! Едва начался второй тайм, как Гоцманов молнией врывается в штрафную спартаковцев.

– Каблук! – кричит ему на мгновение оставшийся без внимания соперников Василевский.

Сергей немедля пасует пяткой партнеру. Но к тому уже мчится на всех порах Щербак. Только бы не помешал. Нет, наш форвард проворнее. Петя наносит неотразимый удар, и мяч пулей влетает под планку. Дасаев не успевает даже поднять руки. Вот это гол!»

Отрывки из книги доступны тут.

 


Алесь Камароўскі

«Пенальці» (Мінск, 2000)

Автор появился на свет в деревне Николаевщина, откуда был родом Якуб Колас. В 1982 году, когда минское «Динамо» стало чемпионом СССР, Комаровский первым из спортивных комментаторов стал вести по-белорусски репортажи на радио и телевидении. А позднее написал две повести – «Заварожаны мяч» и «Пенальці», посвященные футболистам минского «Динамо». 

Действие первой книги происходит в последние годы существования СССР. «Динамо», еще недавно взявшее кубок Союза (это художественный вымысел – в реальности минчане проиграли в финале), теперь идет на вылет. В последнем мачте тренер выпускает на замену молодого нападающего Вадима Ясинского. Но два его партнера «сдают» игру сопернику… 

Во второй повести читатели встречаются с теми же героями. Теперь динамовцам, чемпионам независимой Беларуси, предстоит матч с голландским «Аяксом».

«Чэмпіянат рэспублікі ішоў вяла і нецікава. Дынамаўцы лёгка грамілі раённыя каманды, у якіх не было надзейнай трэніровачнай базы, вялікіх спонсараў і нават добрых футбольных палёў. Быццам смеючыся, яны на выездах забівалі ў вароты супернікаў па пяць-шэсць галоў, забівалі на любы густ, часам з выдурненнем, на спрэчку: у левы або правы верхні вугал».


 

Василий Сарычев

«Миг и судьба» (Брест, 2004)

Как и Александр Станюта, Сарычев доказывает: совмещать знание футбола и литературную ценнность текста вполне возможно. Эссе брестского журналиста написаны на стыке исторических очерков и спортивной публицистики. Сюжеты, посвященные хоккею, спортивной гимнастике и шахматам, переносят читателей то в начало ХХ века, то в современность. Но, разумеется, на первых ролях Его Величество футбол, в том числе главная команда Беларуси – минское «Динамо» и ее игроки (от Хомича до Белькевича).

В книге Сарычев в какой-то степени следует за знаменитым писателем Стефаном Цвейгом. В цикле новелл «Звездные моменты человечества» тот обращался  к истории людей, возносимых на самую вершину славы, а затем по прошествии времени безжалостно забытых. Так поступает и Сарычев.

«Если бы чудо произошло и сборная оказалась в Японии (на чемпионате мира по футболу – Д.М.), в силу сделанного им в том отборочном цикле Геннадий Тумилович, безусловно, стал бы главным действующим лицом такого свершения. Историю движут массы, но приводят в движение герои. Когда-то нас учили, что герой – это личность, сосредоточившая в себе лучшие качества своего народа. Тумилович вряд ли подходит под такое определение – он, скорее, крайнее проявление того, чего не хватает типовому белорусу. 

Мы мечтаем о чудесах в жизни, не задумываясь, что все великое – дело рук немного гениев и чуть-чуть сумасшедших». 

Отрывки из книги можно почитать тут.


Александр Станюта

«Городские сны»

«Сцены из минской жизни» (Минск, 2009)

Большинство читателей знает этого автора как сына великой купаловской актрисы Стефании Станюты и дедушку гимнастки Мелитины Станюты. Но он был не только доктором филологических наук, писателем и биографом своей матери, но и ярым фанатом. Неудивительно, что действие его романов, происходящих в послевоенном Минске, разворачивается в том числе на стадионе «Динамо». Обладающий по-настоящему фантастической памятью, Станюта передал в своих книгах наблюдения, впечатления и рисунки далекого прошлого. Поэтому главная ценность его романов для болельщика и любителя истории – в передаче атмосферы прошлого. Читая Станюту, вы словно переноситесь на машине времени на полвека назад.

«Да, в Минске стадион, футбол и все, что с ним связано, с первых послевоенных лет, особенно потом, в 50-е, в 60-е, были местом для беззаботности, для выплеска энергии, рвавшейся наружу криком, свистом, и для коротких, всегда удачных убеганий в сладостную молодую лень. Здесь можно было сразу позабыть о тяготах весенней сессии, экзаменах, зачетах и, развалясь на солнце, прикрыв тетрадкой глаза, часами слушать гулкие удары по тугим мячам или смотреть, ни о чем не думая, на пеструю круговерть этих шаров, желтых и белых, на мельтешение цветных маек, следить за тренировочными бросками знаменитого вратаря, гадать-угадывать, он в левый нижний угол полетит или же вправо вверх, пытаясь вытащить мертвый мяч из самой девятки». 

Отрывки книги тут, тут и тут.


 

Эдуард Малофеев

«Футбол! Вправо, влево и в ворота!»

(Санкт-Петербург, 2001)

Легендарный динамовский форвард, ставший не менее удачным тренером, Эдуард Малофеев вошел в историю как автор концепции «искреннего футбола». Его подход подразумевал верность атаке, красивую игру на зрителя и неучастие в договорных матчах. Звезда Малофеева взошла в 1982 году, когда он привел минское «Динамо» к победе в чемпионате Советского Союза. Но и позднее Эдуард Васильевич Малофеев (сокращенно ЭВМ) добивался значительных успехов (например, едва не вывел сборную Беларуси на чемпионат мира). 

Разумеется, в своей книге автор обходит многие острые углы (например, как тренер убирал из команды Георгия Кондратьева, одного из своих лучших бомбардиров). Но при этом рассказывает множество баек, а также раскрывает многие подробности внутрифутбольной жизни (например, как его увольняли из той или иной команды).

 

«Когда в счет трансфера Сергея Алейникова минское «Динамо» получило из-за границы новый автобус, водитель нашего «рафика» Петр Юшко завершил его осмотр странными словами:

— Ой, какой плохой автобус пригнали! Не любят тебя, Роман, в клубе. Ох не любят!

— То есть как плохой, почему? — удивился Левкевич (водитель динамовского автобуса – Д.М.).

— А тут, видишь ли, специальная система установлена, — сказал Юшко. — Прежде чем заводить, надо вот сюда дыхнуть. Так что этот автобус ты даже с легкого похмелья не заведешь.

— Ничего, я специально на этот случай противогаз куплю, — не оставаясь в долгу, ответил Роман». 

Электронная версия доступна тут.

 


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, google.com, behance.com.

Еще по этой теме:
Остаться дома: новый «Доктор Кто», приключения Бека, футбольные путешествия по Европе
День в пижаме: сериал «Фарго», фильм про корейскoго бандита, юные звезды футбола
Девушки, играющие в регби: «Обычный спорт, не травматичнее балета»
поделиться