«Я боялся, что “скорая” просто не успеет доехать». Минчане рассказывают о панических атаках, а психиатр советует, как с ними справляться

«Я боялся, что “скорая” просто не успеет доехать». Минчане рассказывают о панических атаках, а психиатр ...
Для современных горожан с их ритмом жизни панические атаки – вещь, увы, распространенная. Поговорили с минчанами, которые столкнулись с этой проблемой, и взяли комментарий у психиатра. Все для того, чтобы вы не паниковали.

Для современных горожан с их ритмом жизни панические атаки – вещь, увы, распространенная. Поговорили с минчанами, которые столкнулись с этой проблемой, и взяли комментарий у психиатра. Все для того, чтобы вы не паниковали.

ЮРИЙ

– Первый приступ панической атаки я пережил года четыре назад. Посреди улицы внезапно почувствовал, что мне не хватает воздуха – будто кто-то перекрыл дыхание. Тут же возникла жуткая паника и четкое ощущение, что еще минута-две – и я просто упаду и умру. Помню, как заставил себя перебежать через дорогу и заскочить в ближайшую аптеку, где, казалось, мне должны помочь. Там вызвали “скорую”, которая забрала меня с подозрением на сердечный приступ, но в клинике это не подтвердилось. Кардиолог сказала, что с сердцем проблем нет, и посоветовала обратиться к психотерапевту. Но я как человек, относящийся к врачам с некоторым недоверием, тогда к совету не прислушался.

Атаки начали повторяться вновь и вновь. Сталкиваться с подобным на улице среди людей все-таки не так жутко: есть надежда, что тебя спасут. А у меня атаки начинались и в автобусе, и в универмаге. Но случалось это и ночью, когда я был один: я просыпался от чувства, что сердце просто вот-вот вырвется из груди, охваченный страшной паникой. На что похож этот страх? Страх смерти, жуткий и парализующий. Боялся, что «скорая» просто не успеет доехать и через считанные минуты все для меня закончится. Когда острые ощущения отступали, в себя приходил еще долго: колотило, не отпускало гнетущее чувство. Пожалуй, из того, что довелось испытать в жизни, это самое жуткое ощущение, которого не пожелаешь и врагу.

Удивительно, но в большинстве случаев приступы не имели каких-то негативных предпосылок: часто перед атаками и настроение, и физическое состояние, и даже погода – все было прекрасно, и ничто не намекало на предстоящий кошмар.

Врачи «скорой», которую приходилось в подобных случаях вызывать домой, выдвигали разные версии, начиная от опухоли надпочечника до подозрения на сердечный приступ. Благодаря знакомым медикам я прошел обследование с головы до пят. Наконец кто-то из них все же предположил, что у меня панические атаки. Я о таком на тот момент даже не слышал и отнесся к этому скептически. Да и, знаете, было как-то не по себе: я ведь такой сильный человек, взрослый мужчина, со мной такого не может быть.

Однако это было и никуда не девалось: приступы продолжались по 2-3 раза в неделю. Конечно, это очень подавляло, на фоне постоянных атак развилась депрессия, ничего не радовало, все казалось мрачным и серым. И я все-таки решил обратиться к психотерапевтам. Почему во множественном числе? Потому что считаю, что если один врач поставил вам диагноз, то еще совсем не факт, что он у вас есть. Да и психика – вещь сложная: назначат что-либо не то, и плюс к своим проблемам может и вовсе съехать крыша.

Я обратился сразу к четырем специалистам с хорошей репутацией. И, конечно, никому из них я не говорил о том, что обследуюсь и у других. В общем, по итогу все четверо поставили мне один и тот же диагноз: панические атаки. Я выбрал одного специалиста и стал лечиться у него. Врач сразу предупредил, что подобная проблема устраняется только антидепрессантами, но я решил начать с чего-нибудь полегче. Однако по итогу он оказался прав: через две недели приема лекарств, когда я был уверен, что проблема отступила, меня накрыло с новой силой.

Мы перешли на транквилизаторы. Перепробовали несколько вариантов и остановились на самом подходящем. И все равно временами атаки возвращались, мне становилось хуже. В конце концов я сдался и начал принимать антидепрессанты: надо было слушать врача раньше, поэтому в чем-то я, пожалуй, виноват и сам. Я пил препараты 6 месяцев и с тех пор уже года три как с паническими атаками не сталкиваюсь. Да и друзьям со схожими проблемами теперь советую не бояться антидепрессантов – из огромного их разнообразия точно можно подобрать что-то подходящее и больше не бояться однажды сойти с ума из-за страха.

МАРИЯ

(имя изменено по просьбе героини)

– Первый раз с панической атакой я столкнулась около полугода назад и с тех пор периодически их испытываю. Часто это начинается по вечерам: внезапно накрывает дикая паника, бешено бьется сердце, и от ужаса буквально трясет. Может, конечно, у меня слишком хорошо развита фантазия, но часто приступы ничем не обоснованы – я могу на ровном месте начать бояться, что в дом войдет кто-то чужой, чувствовать опасность. Мы живем на одиннадцатом этаже, и вокруг много посторонних звуков: то что-то скрипнет от ветра, то на лестничной клетке послышится шум. Иногда я просто сижу в страхе, не отрываясь смотрю на дверь и боюсь, что кто-то выглянет из проема. Доходило до смешного – я настолько паниковала, что вешала на ручку входной двери детскую погремушку, чтобы услышать, если кто-то войдет.

Иногда приступы паники начинаются посреди ночи: могу проснуться от бесконтрольного страха перед чем-то непонятным. Даже когда основная волна спадает, потом долго не могу успокоиться и заснуть заново – мандраж не отпускает.

 

Не могу точно сказать, чем вызваны эти проблемы, хотя эмоциональных всплесков в моей жизни сейчас хватает: у меня двое маленьких детей, плюс муж часто подолгу не бывает дома из-за работы, и я остаюсь одна. Конечно, бывают и стрессы, и усталость. Свой декретный отпуск я, по сути, провожу в четырех стенах. Взаимодействие с окружающим миром сводится к общению с мужем, детьми и выездам на маникюр. Родные и близкие далеко – с ними только «вайбер» и «вотсапп». Думаю, это постоянное нахождение в замкнутом пространстве, вечный «день сурка» и отсутствие развлечений и спровоцировали такую проблему. Когда муж дома, мне, конечно, спокойнее. Но, стоит ему уехать на работу, приступы паники охватывают чаще и острее, хотя раньше ни темноты, ни замкнутых пространств не боялась.

К специалистам я не обращалась, хоть такие мысли и приходили. Пока стараюсь сама себя контролировать, как-то успокаивать и справляться со своими эмоциями самостоятельно.

АЛИНА

(имя изменено по просьбе героини)

– С паническими атаками я столкнулась в студенческом возрасте. В первый раз дело было в период сессии. Нельзя сказать, что я слишком тяжело переживала период экзаменов, но какой-то стресс определенно был. Не знаю, он ли повлиял на то, что произошло, но перед очередным зачетом я «словила» приступ: в очереди перед аудиторией вдруг стала задыхаться, руки начали трястись, а всю меня охватил дикий страх. Паника была ужасная – никогда в жизни я не испытывала большей тревоги.

Друзья хотели вызвать «скорую», но все прошло так же быстро, как началось, хотя «отходняк» был еще пару часов. В общем, зачет в этот день я так и не сдала. Все тогда, кстати, решили, что я так разволновалась перед ответом, но самое смешное, что во время приступа я и думать о нем забыла. Боялась я в тот момент какой-то непонятной опасности для своей жизни, но уж точно не плохой оценки. Помню, что потом было очень неловко и стыдно перед одногруппниками за это: находиться в состоянии беспомощного испуганного ребенка, когда ты, по сути, человек взрослый и умеешь себя контролировать, – так себе удовольствие.

Подобные случаи повторялись еще пару раз, когда я была одна дома. Беспричинно вдруг охватывал дикий ужас, перехватывало дыхание, и бешено колотилось сердце: я отчаянно боялась, что произойдет что-то ужасное. Нет, я не просто предчувствовала, я была точно уверена, что что-то случится. Хотя, как потом анализировала, оснований для этого не было никаких – ни ужастиков я накануне не смотрела, ни с парнем не ссорилась, тишь да гладь. Приступы продолжались не больше десяти минут, но серьезно – это были самые долгие минуты в жизни.

О том, что такое панические атаки, я знала на уровне обычного обывателя и до собственного опыта не представляла, что это так страшно. Иногда понимаю, что начинаю паниковать только от мысли, что это может повториться снова, но быстро ставлю себя на место. Обращаться к специалистам пока не собираюсь – слышала, что явление это вполне нормальное и распространенное, несмотря на то, что говорят о нем немного. Тем более, последняя атака была больше года назад, так что причин для волнения нет. Но, если бы случаи повторялись и учащались, непременно пошла бы к психологу. Иначе так и с ума сойти недолго.

 

ОЛЕГ АЙЗБЕРГ

врач-психиатр

Что это такое?

– Панические атаки – это приступы сильной тревоги, которые сопровождаются симптомами и с физиологической, и с психической стороны. Первый компонент, телесный, характеризуется учащенным сердцебиением, повышенным давлением, дрожью, потливостью, а также различными неприятными ощущениями в сердце, животе и груди. Второй компонент – психический. Обычно это страх смерти, страх тяжелой болезни, боязнь потерять контроль над своим поведением.

Приступы паники могут продолжаться как несколько минут, так в некоторых случаях и несколько часов. И случаться они могут даже с абсолютно здоровыми людьми. Обращаться за помощью нужно, когда атаки повторяются регулярно и снижают качество жизни. В таких случаях у человека формируется страх повторения приступов, он начинает избегать мест и ситуаций, в которых это произошло, а в тяжелых случаях люди вообще перестают выходить из дома. У некоторых формируется страх болезней, и они постоянно обследуются у врачей различных специальностей.

 

Непосредственных провокаторов атаки вроде стресса или повышенного возбуждения может и не быть: иногда паника может начаться буквально на ровном месте. По сути, с таким явлением может столкнуться как человек, находящийся в состоянии продолжительного стресса, так и тот, чья жизнь вполне спокойна и благополучна. Однако у страдающих от приступов часто есть генетическая предрасположенность к тревожным расстройствам.

 

Куда обращаться и как лечить?

На Западе, как правило, этим занимается семейный врач: он назначает медикаменты и рекомендует обратиться за психотерапевтической помощью к врачу-психотерапевту или психологу-психотерапевту.

За медикаментозным лечением у нас стоит идти к врачу-психиатру или врачу-психотерапевту. А за психотерапией можно обратиться к врачу-психотерапевту или к психологу, у которого есть опыт лечения тревожных расстройств.

Нужно знать, что единственное эффективное медикаментозное лечение, которое может помочь, – длительный прием антидепрессантов, но это необходимо только части пациентов, для многих достаточно лишь психотерапии. Бояться приема антидепрессантов не следует: у современных антидепрессантов нет каких-либо серьезных побочных эффектов.

 

Какова профилактика?

Если вы склонны к тревожным расстройствам, в первую очередь вам необходимо наладить режим сна. Также рекомендуется избегать приема алкоголя в любом количестве – при паническом расстройстве даже бокал вина может спровоцировать атаку. Исключить нужно и напитки, содержащие кофеин: кофе, чай, колу. Для снижения тревожности помогает регулярная физическая нагрузка – бег, плавание, езда ни велосипеде, игровые виды спорта.

 

Средства для «улучшения» мозгового кровообращения, капельницы, физиотерапия, барокамера, иглотерапия – все это не дает никакого результата, потому делать этого не стоит.

 

Что делать во время приступа?

Если вас настиг приступ панической атаки, постарайтесь взять себя в руки: оставайтесь на месте, никуда не бегите и дышите ровно. Носите с собой бумажный пакет: в случае приступа дышите в него, обилие углекислого газа может помочь снизить панику. Некоторым помогает резинка, стянутая вокруг руки: болевые ощущения могут отвлечь от испытываемого страха. Главное – помнить, что вашей жизни на самом деле ничего не угрожает.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: архив героев, pixabay.

Еще по этой теме:
«Страх начинает отпускать, паника пропадает». Как мы учились правильно дышать и справляться со стрессом (+упражнения)
Социологи: горожане депрессуют и паникуют из-за экономики
«У нас средневековые нравы плюс атомная бомба». Ася Казанцева о мозге, браке и панике
поделиться