Веды: как бесплатно получить европейское образование, не выезжая из Минска

Веды: как бесплатно получить европейское образование, не выезжая из Минска
Поговорили с Алексеем Браточкиным, одним из создателей ECLAB, о неформальном образовании, раскрепощении студентов и медиаграмотности в белорусских условиях. У вас еще есть несколько дней, чтобы подать заявку и целый год бесплатно развивать в себе навыки 21-го века.

Поговорили с Алексеем Браточкиным, одним из создателей ECLAB, о неформальном образовании, раскрепощении студентов и медиаграмотности в белорусских условиях. У вас еще есть несколько дней, чтобы подать заявку и целый год бесплатно развивать в себе навыки 21-го века.


– Что это за универ такой  ECLAB?

– Мы не говорим, что это университет. Это годовая учебная программа – то, что сегодня называют неформальным образованием. Речь идет не только о каких-то специфических гуманитарных профессиях, но о широком спектре профессий, в которых можно использовать эти навыки: журналисты, архитекторы, дизайнеры, программисты и т.д.

– Как вообще появился европейский колледж Liberal Arts в Беларуси?

– Критических точек зрения относительно современного белорусского образования очень много. Нам было интересно попробовать, сработает ли какая-то другая образовательная модель в местных условиях. Модель Liberal Arts предполагает, что студенты сами выбирают курсы, очень много разговаривают на занятиях, делают немало самостоятельной работы, тесно общаются с преподавателями… Насколько это в наших условиях возможно? Оказалось, возможно.

Одновременно возникла идея, как оформить нашу задумку не в терминах, привычных здесь, вроде «мы учим такой-то профессии, через год вы сможете работать там-то», а попытаться объяснить тем, кто у нас учится, что с ними происходит во время учебы. Долго искать не пришлось – существует концепция навыков 21-го века, она распространена и обсуждается за пределами Беларуси уже не меньше 10 лет. И на Западе ее пытаются вводить уже со школы. Речь о том, что важны не конкретные знания, которые вы получаете, а то, как это происходит и что вы со всем этим делаете. Есть целый набор характеристик, которыми должен владеть современный человек: критическое мышление, креативность, информационная и медиаграмотность, коммуникация, сотрудничество.



– Ну, критическое мышление получить просто – достаточно же просто путешествовать…

– Мне кажется, недостаточно. Можно сравнивать, но сравнение будет работать, если ты понимаешь контекст этой разницы. Критическое мышление значит, что вы в состоянии сами сформулировать проблему, проанализировать, проинтерпретировать – на самом деле это не очень легко. Исходя из моего опыта преподавания в университете, я могу сказать, что многие не привыкли задавать аналитические вопросы в работе с текстом.

– Насчет вопросов – быстро ли студенты вливаются, начинают задавать вопросы или приходится сражаться с местной молчаливостью и выжимать по чуть-чуть?

– Я не хочу обобщать, но это, наверное, культурная черта – часто кажется, что вопросы вообще мало задают. В обычных университетских аудиториях для этого практически нет возможности – много людей, не задал вопрос и не задал. Чтоб переломить это, нужно время. Для того мы и организовали вводные курсы. Пытаемся всячески помогать студентам: обучение в ECLAB комфортно, никто не попытается негативно комментировать ваш вопрос. Наоборот, у нас поддерживают желание задавать вопросы. И через какое-то время все раскрепощаются, это очень хорошо.

– А сколько курсов в колледже?

– Мы предлагаем 5 концентраций и порядка 40 курсов. В прошлом году обучение было полностью бесплатным, в этом – есть и платные, и бесплатные места. Все зависит от того, как человек напишет эссе и пройдет собеседование.

– Почему появилось название «концентрации»? Это что-то вроде факультетов в университете?

– Мы долго думали, какое слово использовать для обозначения внутренней структуры. Модель Liberal Arts не предполагает получения конкретной профессии. Если мы, например, знаем, что факультет готовит определенных специалистов, учит какой-то профессии, то Liberal Arts – это скорее общее образование. Но в рамках этого общего образования мы решили выделить несколько фокусов – на чем люди больше хотят сосредоточиться, о чем бы они хотели узнать чуть больше. Поэтому у нас появилось слово «концентрация» – это не профессиональная специализация, не конкретная профессия, а область, которая будет интересна человеку.


– Какое у вас соотношение онлайн- и офлайн-занятий?

– Все занятия проходят офлайн. У нас есть желание в будущем развивать дистанционное обучение. Но то, что мы ведем обучение в реальном времени и пространстве, тоже очень важно, потому что модель Liberal Arts предполагает тесную коммуникацию с преподавателями и внутри группы. Мой собственный опыт участия в вебинарах и скайп-сессиях показывает, что для такой коммуникации необходимо серьезное техническое оснащение – как минимум хорошая скорость интернета. В Беларуси это пока сложновато. Естественно, при интернет-общении участникам сложно еще и удерживать внимание.

– Как вообще проходит учеба?

– Необходимо выполнять задания, мы выставляем оценки на протяжении всего курса обучения. Оценки мы ставим в щадящем режиме, сообщаем их только индивидуально – это не предмет коллективного обсуждения. Все комментарии рассылаются в письменном виде.

– Сколько часов в неделю обычно занимает учеба в колледже?

–Я бы разделил занятость на две части. Одна – это прямое офлайновое обучение, в день обычно это две пары после шести вечера. В неделю – от двух до четырех раз. Люди приходят к нам, мы вступаем в коммуникацию: что-то обсуждаем, что-то показываем. Но при этом есть и самостоятельная работа: например, на курсах по массовой культуре к занятию нужно посмотреть фильм, чтобы было что обсуждать на встрече. Или прочитать несколько текстов. Иногда нужно презентацию дома подготовить, иногда – ответить на какие-то вопросы к текстам. Конечно, это требует определенных навыков и привычек. Выпускники говорили, что вначале было немножко трудно привыкать к ритму, но потом втягиваешься. И через некоторое время тексты, которые казались тяжелыми, уже такими не кажутся.

– Сколько человек в группе?

– От 6 до 14 человек. Можно записываться на отдельные курсы, а не тратить целый год на все занятия внутри концентрации.

– А какие курсы самые популярные?

– Не хочу выделять кого-то из коллег, у нас все курсы авторские – больше таких нигде не найдете. Изначально многие к нам поступали на концентрацию «Массовая культура и медиа» – она самая популярная. Сейчас появилась новая концентрация «Гендерные исследования», это был один из самых популярных курсов в прошлом году. Несколько раз мы проводили оценку курсов – студенты нам писали, что им больше всего понравилось, оценивали коммуникацию с преподавателем, обратную связь. Курс по гендеру был оценен очень высоко, поэтому появилась такая концентрация.

– Как написать эссе, чтобы точно поступить?

– У нас на сайте есть памятка «Как писать эссе». Мы уже предложили несколько тем – 5 вопросов. Можно выбрать один из этих вопросов и в его рамках изложить свое видение. Мы предлагаем сделать попытку написания академического эссе, которое приближено к рассмотрению какой-то проблемы: нужно сформулировать проблему, привести аргументы, сделать заключение, обозначить использованные источники. Объем – 5 000 – 6 000 знаков, это несколько страниц. Вроде бы простое задание, но у минчан нет привычки к подобным письменным работам. В школе, в вузе игнорируют то, что называется эссе, в то время как за пределами Беларуси это привычная образовательная практика.

В этом году мы сделали журнал E.note, который можно скачать на сайте, там есть примеры эссе и итоговых заданий, которые слушатели написали в конце курсов. Эти эссе разные, но все интересные, и для некоторых это был первый опыт. Стоит пытаться для того, чтобы понять, что ты можешь.

– Выбранный вопрос ведет к какой-то концентрации или можно брать любой?

– Мы предположили, что вопросы должны исходить из набора концентраций, но система у нас такая: вы можете написать эссе по любой из тем. После поступления на протяжении 1,5-2 месяцев у вас идут вводные курсы из разных концентраций. После вводных курсов вы сами принимаете решение, на какой из концентраций продолжать. Эссе тут является пробой пера – смотрите, что к чему. После вводных курсов у многих меняется представление о том, куда они хотят.

– Чему в итоге научится студент ECLAB?

– Обсуждения, дискуссии дают основания к критическому мышлению. Эссе, микропроекты и исследования развивают привычку ставить вопросы, использовать исследовательские методы. При этом студенты должны презентовать свои работы: возникают навыки презентации, коммуникации – разговаривать надо и письменно, и устно, при этом придерживаться какого-то стиля. Я как преподаватель много переписываюсь со студентами – условно это можно назвать таким виртуальным коворкингом. Исследуются конкретные белорусские кейсы, привязка очень важна. Это то, что привлекает многих в обучении, – люди приходят с каким-то конкретным белорусским опытом и хотят его понять. Исследуем тексты в медиа – формируется медиаграмотность: за год люди получают новое представление о том, на что они привыкли смотреть достаточно стереотипно. Меняются точки зрения – это очень интересный процесс.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: ECLAB, Katlego Phatlane.

Еще по этой теме:
Стать первым и заработать на образовании: какие тренды пришли в Минск, а где ниши еще свободны
Веды: как не быть тряпкой и не бросить онлайн-курсы уже через день
«Там тепло, светло и мухи не кусают», – зачем минчане продолжают учиться после первого высшего
поделиться