Зачем сортировать мусор, если все вывозит одна машина? Лучше выбирать бумажные пакеты? А аэрозоли вредны? Разбираем 10 самых популярных экомифов

Зачем сортировать мусор, если все вывозит одна машина? Лучше выбирать бумажные пакеты? А аэрозоли вредны...
Поговорили с экоактивисткой о самых популярных экологических мифах и узнали, что все не так однозначно.

Поговорили с экоактивисткой о самых популярных экологических мифах и узнали, что все не так однозначно.

мария сума

экоактивистка, экспертка Zero Waste, координаторка проектов «Центра экологических решений»

– Смотря о какой стране идет речь, – объясняет Мария. – У нас в Беларуси, например, нет требований к использованию слов «эко», «био», green или organic. За этими словами нет реальной сертификации – они просто используются в дизайне упаковки. И это часть гринвошинга (маркетинговый прием, который позиционирует продукт или бренд более натуральным и экологичным, чем он есть на самом деле, с целью увеличения прибыли. – Ред.).

Чтобы определить экологичность продукта, для начала надо посмотреть на его состав: не должно быть различных Е-добавок или производных от нефтепродуктов, упаковка должна быть перерабатываемой.

Вообще, если вы беспокоитесь об экологичности, лучше покупать продукты в больших упаковках или на развес. А для меня еще важно, какое это производство: массовое или локальное. Лучше поддержать второе.

Другой момент – социальная активность производителя. Социальные вопросы имеют экологическую подоплеку: если производитель выносит производство в страны с несильным экологическим законодательством, не заботится о выбросах в окружающую среду, то, как правило, и социальные гарантии работников будут невысокими.

Есть три поколения ламп: обычные лампы накаливания, ртутные и светодиодные. Последние два – энергосберегающие. Чаще всего энергосберегающими называют ртутные лампы. Они на самом деле сокращают использование электроэнергии.

Но есть и другой нюанс: в них содержатся пары ртути. Это тяжелый металл, нейротоксин. Такие лампы требуют специальной утилизации. Как правильно от них избавиться, можно посмотреть на greenmap.by или в приложении «Зеленой карты».

Если считать по весу, то у нас в Беларуси большая часть мусора – это органика. Если по объему – да, пластик. Он весит мало, но занимает много места на свалках.

Это если говорить про отходы населения. В промышленности же другая ситуация. Самый большой производитель отходов в нашей стране – «Беларуськалий». Там много разных групп отходов: остатки от солей и другое. На самом деле все терриконы, которые вы видите в окрестностях Солигорска, и есть отходы.

На уровне потребления – да. Электротранспорт уменьшает проблему выброса углекислого газа в окружающую среду. К тому же он тихий, а в городах есть проблема и со звуковым загрязнением. Но электромобили не панацея.

Производство и утилизация батарей, аккумуляторов для такого транспорта довольно опасны. Так что мы как бы решаем проблему выброса углекислого газа, но в то же время приходим к образованию опасных отходов.

Здесь нельзя сказать однозначно. С экологической точки зрения лучше то, что будет служить дольше. Так продукт уменьшает свой экологический след – это ресурсы, энергия на создание товара, отходы от него.

Бумажный пакет лучше с точки зрения утилизации. Но его производство не отличается от целлофанового. Целлюлозная промышленность – одна из самых токсичных. К тому же он мало служит. Может казаться, что такие пакеты делают из вторсырья, из-за коричневого цвета, но это браунвошинг (еще один маркетинговый прием, когда у потребителя создается впечатление, что все, что сделано из коричневой бумаги, – продукт переработки. – Ред.). На самом же деле из вторсырья делают очень мало пакетов.

Пластиковые пакеты, если они плотные, перерабатываются. К тому же их легче отмыть, и они дольше прослужат. Но это не относится к тонким фасовочным пакетам, а больше к плотному полипропилену.

Биоразлагаемые пакеты делаются из сырья кукурузы, крахмала или тростника – но для их утилизации нужны специальные условия: такие пакеты должны идти на компостирование. В Бресте есть станция по компостированию и получению биогаза, но пакеты туда не попадут. Там компостируют общий мусор или покупают органику у юрлиц.

Фермерские продукты не равно полезные и безопасные. Непонятно, использовались ли для их выращивания пестициды, какие были удобрения.

А вот органические – это продукты, у которых есть сертификат, в котором говорится, что пестициды, гормоны роста и прочее не применялось.

Так что безопаснее не фермерские, а именно органические товары. Но найти их тяжело – нужно лично связываться с фермерами.

Сегодня это уже не так. Раньше в аэрозолях, лаках, кондиционерах и холодильниках были фреоны, которые разрушали озоновый слой. Но Беларусь подписала и ратифицировала Монреальскую конвенцию по сокращению использования фреона – так что во всем этом фреонов уже давно нет. Они могут быть разве что на станциях нелегальной заправки кондиционеров.

Недавно мы провели исследование: что такое для вас экологический текстиль? Для многих ответом стали натуральные ткани. Но я бы сказала, что при выборе ткани стоит смотреть на цель покупки. Пальто из натурального хлопка прослужит вам недолго – так что в этом случае лучше выбрать синтетику.

Визуально система мусора у нас выглядит как четырехпоточная: пластик, бумага, стекло и общий мусор. Но по факту она двухпоточная: перерабатываемое и неперерабатываемое. И мы постепенно к этому переходим.

Сейчас во дворах появляются два контейнера: смешанное сырье и пластик/бумага/стекло. Если одна машина забирает мусор сразу из этих двух – это нарушение законодательства. Фотографируйте номера и пишите жалобу, потому что мусоровоз поедет сразу на полигон.

Если во дворе стоит четыре контейнера и машина собрала пластик, бумагу и стекло, она едет на досортировку. Дело в том, что у нас мало что может быть переработано: например, из пластика – только ПЭТ-бутылки и плотный полипропилен (баночки от геля, тазики, плотные пакеты). Поэтому весь этот мусор смешивают и вручную сортируют.

Но если вы выкинули пластик в общий мусор, то он пойдет сразу на полигон без досортировки.

Да – ученые пришли к этому давно. Конечно, извержение вулкана тоже приводит к изменению климата на какой-то территории. Но все эти природные явления меняют климат лишь на какое-то время.

Сейчас есть четкая зависимость изменения климата от увеличения количества парниковых газов. Так что то, что мы сегодня переживаем, – вина человека и последствия антропогенного воздействия людей на окружающую среду.

Но на самом деле климат бы менялся и без нас – правда, не такими темпами.

 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героини.

поделиться