Ртуть в игрушках и свинец в помаде: экологи о том, что можно найти на этикетках, если правильно их читать

Ртуть в игрушках и свинец в помаде: экологи о том, что можно найти на этикетках, если правильно их читать
Поговорили со специалистами Центра экологических решений Дарьей Чумаковой и Евгением Лобановым о потенциально опасных веществах, которые могут содержаться в еде, косметике, бытовой химии и детских игрушках. Можете начинать бояться!

Поговорили со специалистами Центра экологических решений Дарьей Чумаковой и Евгением Лобановым о потенциально опасных веществах, которые могут содержаться в еде, косметике, бытовой химии и детских игрушках. Можете начинать бояться!

Не все химические соединения, указанные на этикетках, опасны, но врага надо знать в лицо. Экологам Дарье и Евгению пришла в голову идея создать базу потенциально опасных химических веществ, содержащихся в потребительских товарах, – сейчас на сайте chemicals.ecoidea.by описано уже несколько десятков веществ, которые можно найти в составе мебели, посуды, в упаковках и даже бытовой технике. Базой довольно просто пользоваться: собираешься, например, купить зубную пасту – зайди на сайт в раздел «косметика». Триклозан, метилпарабен, пропил- и этилпарабены – все это может содержаться в средствах для чистки зубов. О каждом неизвестном слове на сайте можно найти подробные комментарии экспертов: чем может быть опасно это вещество, как отыскать «зло» на этикетке и как минимизировать риск. В общем, масса полезной информации.

– Как думаете, кому этот сайт может быть полезнее всего?

Евгений: Людям, которые столкнулись в своей жизни с аллергией и непонятно откуда взявшимися болезнями. Тем, кто задумался о качестве жизни, кто понимает, что офис, дом, окружающая среда как-то могут влиять на нормальную работу организма. Туда стоит посмотреть людям из городов, в которых располагается много химических предприятий. Но и вообще любому покупателю информация пригодится.

Дарья: Сейчас наибольший интерес проявляют молодые семьи, которые думают уже не только о себе, но и о своих детях.

– Откуда вы брали информацию для базы?

Дарья: Вся она из официальных источников – европейских, американских, частично российских и белорусских исследований, баз данных, законов.

Евгений: Мы не обладаем какими-то тайными знаниями, но раньше подобная информация была в распоряжении специалистов центров гигиены и эпидемиологии, сертифицирующих органов и исследовательских центров. А целевая группа этой базы – не ученые и не врачи, а простые потребители. Вот человеку, пришедшему, например, на рынок за продуктами, название того или иного вещества на этикетке ни о чем не скажет. И о влиянии этого вещества на организм тоже мало кто знает. Ладно одно вещество – но их десятки! Одно может и не вызвать негативного эффекта, но как повлияет на организм «коктейль» из таких веществ, никто не знает. Так что надо смотреть, что мы покупаем, и, конечно, анализировать и думать.

Дарья: Кстати, раньше подобной русскоязычной информации, собранной в одном месте, не было.

 

МОЖЕТ, ЛУЧШЕ ВООБЩЕ НЕ ЕСТЬ…

Больше всего нас интересует то, что мы едим. Одно время мир был напуган Е-добавками – со всех сторон трубили о вреде продуктов, содержащих «Е». Производители тут же поняли «фишку» и стали на каждой упаковке писать, что «Е» не содержится. По словам Дарьи и Евгения, это обман: многие химические вещества можно просто не кодировать как «Е», а писать их названия словами. Мы-то знаем, что некоторые Е-добавки не особо полезны. Но усилители вкуса и аромата, эмульгаторы, стабилизаторы и загустители вряд ли привлекут внимание.

Дарья: Е-добавками потребителя слишком напугали. Хотя среди них есть и натуральные – например, лимонная и аскорбиновая кислоты тоже шифруются как «Е». Но если на этикетке указано слишком много «Е», это говорит о том, что продукт недостаточно натурален либо улучшен с использованием большого количества синтетических веществ.

Внимательно читайте этикетку! Вот я принесла напиток – он белорусского производства, на этикетке написано, что содержит сок. Вроде бы даже полезный, но… Этот продукт содержит краситель Е 102 оранжево-желтого цвета. У нас по закону на этикетке нужно непременно писать, что такие вещества могут оказывать влияние на внимание и активность детей, то есть вызывать синдром гиперактивности. Подобные товары должны иметь предупредительную маркировку. А теперь посмотрите на этикетку – сможете ли вы отыскать эту информацию?

Долго вглядываемся в состав – ничего. И только в самом конце мелким шрифтом находим нужную строчку.

Евгений: Но вы знали, что искать! А потребитель не знает и пропускает эту информацию. Видите, вроде правила и не нарушены, но все написано так мелко, как в некоторых банковских документах (смеется).

Дарья: Приведу пример еще одного обмана потребителя: батончик, содержащий алтайский мед, семена льна, имбирь и лимон. Просто квинтэссенция здоровья! А теперь читаем состав: патока на первом месте – то есть фактически вы покупаете сахар. Потом кукурузные хлопья, жир кондитерский, овес плющеный, цедра лимона, изюм. Видите, сколько всего я уже перечислила, но семя льна даже близко не упоминается! Не говоря о меде и имбире. Смотрим дальше: солодовый экстракт, глицерин, еще что-то и только сейчас льняное семя, на каком-то энном месте, потом мед – причем не указано, какой: алтайский или, может, сибирский. А потом ароматизатор, идентичный натуральному, «мед». Получается, название не соответствует тому, что под оберткой.

Евгений: Обратите внимание на маленькую хитрость: основные компоненты пишутся в начале. То есть если это сок, то сначала напишут, что содержится сок, а уже потом вода, сахар и прочее.

Дарья: Да, можете провести эксперимент и зайти в отдел соков в тетрапаках – поизучать составы. Поймете, сколько там натуральных соков.

 

…И МЫТЬСЯ ПРОСТОЙ ВОДОЙ

…Если, конечно, эта вода уже не загрязнена чем-то опасным. Нет, специалисты не призывают выбросить из дома всю бытовую химию – но они уверены: покупая порошки, шампуни и зубные пасты, нужно хорошенько изучать состав.

Дарья: Бытовая химия содержит две группы веществ, вызывающих подозрения: это полифосфаты (фосфаты и фосфонаты) и ПАВ (поверхностно-активные вещества). Полифосфаты уже запрещены в ЕС для промышленных моющих средств, используемых в химчистках и профессиональных прачечных. И вскоре даже обычные пользователи будут покупать порошки и кондиционеры с совсем другим составом.

Евгений: Почему в ЕС запретили использование таких порошков? Потому что в Швеции одно время потребители сильно обеспокоились тем, что начало «цвести» Балтийское море. Потом экологи Швеции опубликовали снимки Балтики, сделанные спутником, – фотографии шокировали: цветущие водоросли почти полностью покрывали поверхность моря (377 тыс. кв. км при общей площади Балтики в 415 тыс. кв. км. – Ред.). А ведь такие водоросли выделяют опасные токсины, из-за которых гибнет рыба. Цветение вызвано тем, что в море появляется питательная среда – увеличивается содержание фосфатов. А они как раз поступают в воду с коммунально-бытовыми стоками. До превращения Балтики в болото пока далеко, но о проблеме уже задумались. К сожалению, производители очень быстро переориентировались. Они поняли, что раз в Швеции так сильно озабочены экологией, а в странах Восточной Европы всем плевать, то можно на Восточную Европу делать одни порошки, а на Скандинавию – с совсем другим составами. Их приоритеты – сделать продукт массовым, а значит, он должен быть довольно дешевым. Если говорить о влиянии на окружающую среду – разве корпорации платят штрафы за то, что остатки этого моющего средства попадают в воду?

Действительно ли в креме так много натуральных компонентов?

Дарья: В общем, лучше выбирать порошки бесфосфатные, в крайнем случае с содержанием полифосфатов менее 5 % – такие придется поискать, но они есть. А еще выбирайте моющие средства с минимальным содержанием анионных ПАВ, а детские средства для стирки лучше выбирать на основе природных ПАВ, потому что анионные ПАВ «истончают» кожу, делают ее более уязвимой, а если поступают в организм, то могут накапливаться в органах. Да и для окружающей среды такие ПАВ опасны: если они попадают со сточными водами в моря, озера и реки, то образуют на поверхности воды пленку, вода становится специфичной на вкус, да и запах другой.

 

А ДЕТЯМ ЛУЧШЕ ПОКУПАТЬ ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

У нас в стране достаточно хорошая система санитарного контроля – специалисты в лабораториях проводят гигиенические экспертизы игрушек: соответствует ли конструкция игрушки требованиям законодательства, сделана ли она из качественного сырья и т.д. Несмотря на это, на рынок все равно «просачиваются» подозрительные кубики и мячики, детская посудка и косметика. Попадающий на витрины сомнительный товар из стран Юго-Восточной Азии – вообще темная лошадка. Например, очки и надувные манжеты для плавания, детская бижутерия и солнцезащитные очки вообще не подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности детских игрушек». А со всем этим ребенок контактирует, и во всем этом можно найти токсичные металлы. Например, «посеребренные» и «позолоченные» украшения, детская декоративная губная помада могут содержать свинец, ртуть и массу всего опасного.

Евгений: Что самое неприятное – даже крупные фирмы сейчас используют тяжелые металлы при производстве детских игрушек. Технология давно не менялась – все делают так, как привыкли. Свинец и ртуть входят в состав красок и пигментов. Многие игрушки окрашены в очень яркие цвета – в их в составе наверняка можно найти и ртуть, и свинец. А они могут снижать коэффициент интеллекта, вызвать агрессию, поведенческие расстройства – в общем, массу всего.

Дарья: Игрушки – одна из самых проблемных категорий товаров: целые партии игрушек отклоняют на этапе сертификации. Но, к сожалению, на рынке или в несанкционированных точках продаж вы редко встретите продавцов, которые торгуют сертифицированным товаром. Один из советов, как выбирать адекватные игрушки, – внешний вид. Надо, чтобы у вас не было ощущения, что это сделано где-то под забором. Не должно быть сколов, каких-то дырок, торчащих кусков пластмассы. Не должно быть неприятного запаха. И, конечно, попросите показать сертификат соответствия на приобретаемую игрушку.

Евгений: Лучше вообще покупать игрушки известных производителей, а не какие-то обезличенные. И, повторюсь, изучать этикетки. Если речь идет об игрушках, скорее всего, состава на этикетке вы не обнаружите, но тут потенциальную опасность игрушки можно различить по некоторым косвенным признакам. Думаю, в этом деле поможет база потенциально опасных химических веществ в потребительских товарах. 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, Taja Spasskova.

Еще по этой теме:
Когда экология начнет влиять на стоимость жилья?
За день: Экологи проверили на нитраты фрукты из минских магазинов – что лучше не покупать?
Хороший вопрос: что можно и что нельзя выбрасывать в контейнеры для раздельного сбора мусора
поделиться