«Меня спросили: “Ну что, стала рождественским тортом?”» Эмигрировавшие белоруски – о феминизме и сексизме в своих странах

«Меня спросили: “Ну что, стала рождественским тортом?”» Эмигрировавшие белоруски – о феминизме и сексизм...
Поговорили с белорусками из других стран о том, как живется девушкам по всему миру. О кавайи как образе жизни, бестактных корейцах и бесконечных комплиментах от незнакомцев.

Поговорили с белорусками из других стран о том, как живется девушкам по всему миру. О кавайи как образе жизни, бестактных корейцах и бесконечных комплиментах от незнакомцев.

Я живу в Японии: «Японки не хотят равноправия, они хотят быть кавайи»

Марина

живет в Японии 3,5 года

– Здесь общество прохладно относится к феминизму, многие японки просто хотят быть домохозяйками. Однажды мне так и заявили: «Ты молодая и красивая, пользуйся этим! Будь милой с мужчинами, это пойдет тебе на пользу».

В этом вся суть местных женщин. Они не хотят равноправия, они хотят быть кавайи (японское слово, означающее «милый». – Ред.), чтобы мужчины были с ними снисходительно-ласковы.

От пожилой японки я услышала: «Те, кто говорят об ущемлении прав женщин в Японии, не понимают, что на самом деле это забота». Она привела пример: женские пиалы для риса меньше мужских, но это не попытка лишить женщину еды, а забота о том, чтобы она не съела больше, чем может.

Когда мне исполнилось 25, коллега сказал: «Ну что, стала рождественским тортом?» На Рождество здесь покупают торты, а 25 декабря цену на оставшиеся снижают на 50%. Так и женщин, которые не вышли замуж до 25 лет, называют «рождественскими тортами». 

«Мелкие задачи, “недостойные” мужчин, поручают женщинам»

Я работаю в очень традиционной компании, где ярко проявляется сексизм. Мелкие задачи, «недостойные» мужчин, поручают женщинам. Приготовить кофе, вымыть посуду, разобраться с внутренней почтой – это обязанности женщин.

Дискриминации в зарплате нет, но устроиться женщинам сложнее. Недавно выяснилось, что в Токийском медицинском университете девушкам намеренно занижали оценки на вступительных экзаменах. Зачем, мол, отдавать им места? Все равно выйдут замуж, нарожают детей и не будут работать.

Иногда мужчины пользуются своей позицией и настойчиво приглашают подчиненных на свидания. Но если на это пожаловаться, то проблему решат. В похожей ситуации я рассказала все начальнику, и назойливого старичка быстро перевели в другой отдел.

При этом сексуальным домогательством считаются даже вопросы вроде «замужем ли ты?» и «есть ли у тебя парень?». Об этом периодически напоминает отдел кадров.

Старшее поколение придерживается традиционных взглядов и удивляется, если ты открыто заявляешь о нежелании рожать. А вот молодежь живет иначе: из-за затянувшейся стагнации в экономике молодые люди решают, что ребенок им просто не по карману.

Я живу в Корее: «Женщин здесь исторически воспринимали как прислугу»

Алекс

живет в Корее 5 лет

– Женщин здесь исторически воспринимали как прислугу, для которой слово мужчины – закон. Сейчас ситуация меняется, но отголоски остались. Поэтому современные девушки противятся вступлению в брак. Они не хотят замуж, ведь от этого одни проблемы.

Но добиться самостоятельности непросто. Для этого нужна работа, а с этим тоже проблемы. Из двух кандидатов выберут мужчину. Почему? Да женщине скоро рожать! Уже замужем и родила? Ну, вдруг муж запретит работать или она опять забеременеет. 

Из двух девушек работу получит красивая. Это не касается разве что женщин за 50. Ты уже видавшая виды, рожать точно не будешь – так и быть, сгодишься для кассира или работы на заводе.

«Случайно коснулся плечом в узком переулке? Домогательство!»

Периодически принято ужинать с коллегами, и в такие вечера девушек просто спаивают, ведь они не могут отказать начальнику в рюмке. Их специально доводят до бессознательного состояния и отвозят в мотель, чтобы надругаться.

Утром мужчина и виду не подаст: ничего не было, а в мотель я вообще привез тебя ради твоей же безопасности. Доказать вину сложно, а девушки порой боятся физической расправы и преследований.

К тебе пристают не потому, что ты красивая, а просто потому, что ты женщина, ты слабее, ты ничего ему не сделаешь. Но государство старается бороться с этим, да и после #metoo мужчины стали чаще думать головой.

Но есть и обратная сторона. Девушки обвиняют известных личностей в событиях десятилетней давности или закатывают скандалы на пустом месте. Случайно коснулся плечом в узком переулке? Домогательство!

 

«Раньше женщины полностью подчинялись мужчинам, почему сейчас должно быть иначе?»

Импичмент первой женщине-президенту негативно сказался на фем-движении. Противники феминизма ликовали: «Вам дали шанс, а вы его провалили».

Сегодня в правительстве много мужчин, для которых отношение к женщине как к «принеси-подай» – норма, культурное наследие. Раз сто лет назад женщины полностью подчинялись мужчинам, почему сейчас должно быть иначе?

Я живу в США: «Здесь мало кто позволяет себе непрошеные комментарии на улице»

Марина

живет в Нью-Джерси, США, 3 года

– США сильно отличаются от штата к штату: я живу в более либеральном Нью-Джерси, мой опыт может не совпадать с опытом девушек из более консервативных мест. 

Здесь мало кто позволяет себе непрошеные комментарии на улице. Максимум, что можно услышать, – комплимент обуви или прическе, причем чаще это говорят женщины. Если и завязывается беседа с незнакомцами, то это всегда просто приятная болтовня без подтекста.

У меня пока нет детей, и я не ощущаю из-за этого давления со стороны общества, хотя в Беларуси меня об этом спрашивали последние лет пять. Местные вообще редко обсуждают личную жизнь и не допытываются: «Ну что, когда дети?»

«Нанимая женщину, эйчар не думает о том, что скоро та забеременеет»

В Минске открыто заявить «я предпочитаю работать в мужском коллективе» – обычное дело. В США же нет никакой дискриминации и сексизма на работе: нанимая женщину, эйчар не думает о том, что скоро та забеременеет, родит и будет сидеть на бесконечных больничных.

Здесь «феминистка» не ругательное слово. Мне импонирует, что многие знаменитости – феминистки, они организуют мероприятия, принимают активное участие в движении. Они не открещиваются от феминизма, как в СНГ.

В штате, где я живу, нет сильных пролайферских настроений, но на государственном уровне, похоже, маятник качнулся в обратную сторону. Сокращается финансирование и поддержка организаций вроде Planned Parenthood (некоммерческая организация, занимающаяся вопросами репродуктивного здоровья. – Ред.). При этом я знаю людей в возрасте, у которых нет детей: это их сознательный выбор, они не переживают о стакане воды в старости.

Я тоже живу в США: «Полиция разослала фото мужчины, который схватил студентку за попу»

Юлия

живет в США 1,5 года

– Первое время было непривычно получать комментарии по поводу одежды. Стоишь в книжном магазине – и тут незнакомая девушка отсыпает тонну комплиментов твоей юбке. Как выяснилось, такие комментарии – абсолютная норма, стандартный способ начать разговор. А вот catcalling и другие формы street harassment американки не выносят: это вызывает у них чувство опасности.

Физические приставания могут обернуться серьезными последствиями. Однажды по университетской почте полиция разослала фото мужчины, который схватил студентку за попу.

Преподаватели и студенты обязаны пройти онлайн-тренинг на тему домогательств, насилия и дискриминации. Все прекрасно знают, какие могут быть ситуации, как их избежать и куда обращаться в случае чего.

«Сексизм и гендерное неравенство стали проблемой вчерашнего дня»

Ради интереса посчитала соотношение мужчин и женщин среди действующих профессоров и преподавателей на моем факультете: 19 и 22 соответственно. Возможно, где-нибудь на программировании расклад будет другим, но все равно отношение ко всем исключительно уважительное и профессиональное.

Недостаток расового и этнического разнообразия в науке и образовании – вот что действительно активно обсуждается. А сексизм и гендерное неравенство или стали проблемой вчерашнего дня, или отошли на второй план.

«Религиозные ребята вполне могут выступать против контрацептивов»

Никто из моих знакомых не высказывался об особом женском предназначении, но некоторые признаются, что в маленьких городах, как и в Беларуси, на семейных посиделках неизбежно всплывает «когда уже родите?».

С абортами все сложно. США – на удивление религиозная страна, и некоторые клиники буквально осаждаются пролайферскими активистами. Некоторые религиозные ребята вполне себе могут выступать против контрацептивов. 

Предпочтения американцев часто связаны с их религиозными и политическими взглядами. Но в действительности все сложнее, чем деление на религиозных и нерелигиозных, на республиканцев и демократов.

Я живу в Германии: «Если парень приглашает девушку на романтическую встречу, то всегда заплатит»

Полина

живет в Германии 10 лет

– У местных совсем другой менталитет: общаться с ними приятнее и проще, они открытые, с ними все ясно и понятно. Немцы очень скромные; даже если кто-то и попробует познакомиться на улице, все будет культурно и тактично.

Если парень приглашает девушку на романтическую встречу, то всегда заплатит. Мне ни разу не приходилось оплачивать счет после совместного ужина. Конечно, речь не идет о дружеских посиделках – там совсем другие правила.

Хотя часто встречается и противоположное. Моя подруга уже несколько лет в отношениях, но до сих пор каждый раз платит за себя сама. В чем-то девушки оказывают себе медвежью услугу, полагаясь на эмансипацию: как по мне, это немного странно, если мужчина не оплачивает своей даме бокал вина.

«Здесь никто не стремится к замужеству»

Здесь никто не стремится к замужеству: скромная свадьба на 50 персон обойдется минимум в 20 тысяч евро, а развод стоит огромных денег и может длиться годами. Поэтому все просто живут вместе, не торопясь узаконивать свои отношения.

«Не торопясь» – это вообще главный принцип многих немок. О продолжении рода они задумываются годам к 30: я рожала в 27 и была одной из самых молодых в отделении.

Что делают вместо этого? Учатся, работают, набираются опыта. Современные девушки стремятся получить диплом, а лучше несколько. Затем наступает черед карьеры, и дети просто не вписываются в эти планы.

Компетентный добросовестный кандидат всегда найдет себе работу вне зависимости от пола. В моем колледже были классы, где девушки наравне с парнями получали профессии маляров или столяров. На автобанах я часто вижу женщин за рулем огромных грузовых машин – никто не откажет тебе в работе просто потому, что у тебя «не те» органы.

 

Я живу в ОАЭ: «Не представляю, чтобы кто-то отважился подойти к местной девушке»

Екатерина

живет в ОАЭ 1,5 года

– Страна стоит из двух изолированных групп: экспатов и местных. Приезжие живут по правилам своих родных стран, местное население подчиняется правилам государства – как формальным, так и неформальным.

Женщины здесь если и не вознесены на пьедестал, то уж точно обладают неким особым положением. Не представляю, чтобы кто-то отважился подойти к местной девушке и уж тем более повести себя с ней неприлично – она тут же заявит на пристававшего.

Да и какой смысл к ним подходить? Большинством отношения до свадьбы не рассматриваются как таковые, а организацией браков занимаются родители. Конечно, в менее традиционных семьях можно встретить более привычный нам формат «встречаний», но ни о каких многочисленных партнерах и бесконечных свиданиях речи не идет.

При этом у местных женщин нет сильной ориентации на семью и детей. Часто они даже образованнее мужчин: пока те идут по проторенной дорожке «школа – армия – полиция», девушки строят карьеру.

«Далеко не все протянут руку для приветствия, поскольку боятся оскорбить тебя прикосновением»

По работе я часто пересекаюсь с местными мужчинами, и они порой даже аккуратнее и осторожнее экспатов. Они проецируют на приезжих отношение к своим женщинам: далеко не все, например, протянут руку для приветствия, поскольку боятся оскорбить тебя прикосновением.

Основная цель феминисток здесь – защита юридических прав женщин. У местных девушек двоякое положение: их комфорт обусловлен религиозными обычаями, но законодательно они многого лишены. Постепенно страна движется к западным стандартам, но все еще можно столкнуться с абсурдными ситуациями.

Например, когда мой коллега-экспат скончался, его жене для оформления всех документов потребовалось сопровождение местного мужчины. Столкнувшись с таким, понимаешь, насколько огромна разница между нами.

Я живу в Гонконге: «После первого свидания девушки могут начать планировать замужество и детей»

Екатерина

живет в Гонконге 2,5 года

– Стоит понимать, что Гонконг очень эклектичен, раньше он развивался под влиянием Великобритании, затем отошел Китаю, что оказывает влияние на взгляды населения в наши дни. Часть местных жителей придерживается традиционно китайских ценностей, часть сознательно обращается к Западу.

Но здесь широкое распространение получила азиатская «концепция лица»: человек постоянно контролирует себя, следит за поведением и внешним видом – важно не позволять себе лишнего на виду у посторонних. Поэтому приставания на улице здесь редкость, в Гонконге комфортно и безопасно.

У этой особенности есть и другая крайность: парни достаточно часто никак не проявляют свои чувства. Женщины жалуются, что не получают знаков внимания, открытой демонстрации любви. Девушки же после первого свидания могут начать планировать замужество и детей.

«Китайцы относятся к женщинам как к некому аппарату по продолжению рода»

К деторождению здесь подходят максимально практично. Многие китайцы относятся к женщинам как к некому аппарату по продолжению рода, что характерно для Китая. Например, недавно в Китае появилась база данных девушек, готовых к зачатию. В Гонконге подобных крайностей нет, хотя старшее поколение все же придерживается мнения, что женщина должна поддерживать домашний очаг, а не ездить по командировкам.

Гонконгские девушки не то чтобы противятся такому раскладу. Выполнив свою «функцию», они быстро возвращаются на работу, а ребенок уходит на второй план – часто его оставляют на попечение бабушек, дедушек или нянь. Я интересовалась у своих знакомых причинами такого поведения, но в ответ они лишь пожимали плечами: «Ну, усердно работать – правильно».

Несмотря на такую преданность работе, женщины все равно сталкиваются с дискриминацией. Здесь не принято афишировать зарплаты, но многие отмечают расслоение между доходами мужчин и женщин. Аналогичная ситуация с карьерным ростом: большинство руководителей – мужчины.

Прямо сейчас, впрочем, общество мало волнует фем-движение. В Гонконге остро стоит вопрос угнетения демократии под давлением Китая, поэтому людей больше беспокоят угроза тотального контроля и утраты ценности отдельной личности.

Я тоже живу в Германии: «Мне кажется, масштаб проблемы сильно преувеличивают»

Надежда

живет в Германии 2,5 года

– Сегодня в Германии актуальна тема женских прав и вообще равноправия. На законодательном уровне установлены квоты количества женщин в советах директоров крупных компаний. В любых объявлениях всегда используется и женская, и мужская формы обращения – студентки и студенты, сотрудницы и сотрудники.

Но, мне кажется, иногда масштаб проблемы сильно преувеличивают. За все время здесь я так и не ощутила на себе никакой дискриминации. Даже в преимущественно мужском коллективе ко мне относятся как к равной, несмотря на мой возраст и небольшой опыт работы. Первое время меня смущало формальное «фрау» и обращение по фамилии, но постепенно я привыкаю и к этому.

В стране вообще пропагандируют равное отношение ко всем вне зависимости от пола, ориентации или, скажем, расы. Поэтому иногда сложно понять, чего еще хотят женщины, у них уже есть все возможности для учебы, работы, развития.

Даже социального давления в вопросах брака и детей нет: у самих девушек нет страха что-то не успеть или c чем-то опоздать, а у общества нет никаких ожиданий и требований к девушкам. 

Но, пусть я и не всегда понимаю цель этой борьбы, я абсолютно спокойно к ней отношусь, это ведь часть свободы, личное право каждого.

Я тоже живу в США: «Типичная девушка здесь выглядит серо и повседневно»

Лада

живет в Нью-Йорке, США, 2 года

– Нью-Йорк – город эмигрантов, и они привозят вместе с собой часть своей культуры: первое время выглядят и ведут себя так же, как и в родной стране. Но постепенно город берет свое: типичная девушка здесь выглядит серо и повседневно, возможно даже неряшливо. Зато афроамериканки – это фонтан! Яркие, эффектные, выделяются из общей массы, но не всегда в хорошем смысле: они, скорее, too much.

И, хотя среднестатистическая американка будет действительно крупнее славянской девушки, никто здесь не переживает о весе и фигуре. Да, коллеги могут делать мне комплименты, обращать внимание на мою худобу, но это не значит, что они хотят быть как я. Они не стесняются своих форм, не комплексуют – да никто и не говорит им, что они некрасивые.

«Не принято жертвовать карьерой ради ребенка»

Если у нас женщина в 40 лет начинает готовиться к пенсии, то здесь все совсем иначе. Не важно, 40 ей, 50 или 60 лет – она все так же активна и заботится в первую очередь о себе. Она не будет смотреть за внуками, у нее своя жизнь – ей нравится быть свободной, продолжать работать, ощущать себя нужной. 

Детей вообще не принято оставлять на бабушек, как не принято и самой жертвовать карьерой ради ребенка. Декрет минимальный, все больничные – исключительно за счет отпускных. 

Сады принимают детей с трех месяцев, но некоторые приезжие выбирают другой вариант: «заказывают» своих мам, перевозят их из родных стран, и тогда уже они заботятся о детях. Но это, подчеркну, вариант исключительно для мигрантов.

«У женщин здесь нет безвыходного положения»

В Америке женщине намного лучше, чем в Беларуси. У наших женщин низкая самооценка, они сильно зависят от мужчин – не по своей вине, а из-за системы, которая ставит их в более уязвимое положение. Приезжая сюда, они начинают зарабатывать большие деньги и чувствуют себя более защищенными.

У женщин здесь нет безвыходного положения: типичная белорусская ситуация вроде «он меня бьет, у нас одна жилплощадь, денег нет, маленький ребенок, некуда деваться» в Америке невозможна. Если тебя обижают, то ты всегда можешь обратиться за помощью, а мужчине придется отвечать перед законом.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться