«Современное образование Беларуси – аналог финского в 70-е». 15 тезисов о том, почему финское образование одно из лучших

«Современное образование Беларуси – аналог финского в 70-е». 15 тезисов о том, почему финское образовани...
Кари Лоухивуори, посла финского образования, пригласили в Минск застройщики Новой Боровой. А во время визита организовали встречу финна с минчанами в концертном зале «Минск». Ниже – ее краткий конспект.

Кари Лоухивуори, посла финского образования, пригласили в Минск застройщики Новой Боровой. А во время визита организовали встречу финна с минчанами в концертном зале «Минск». Ниже – ее краткий конспект.



Кари Лоухивуори 
30 лет работал директором в одной из самых знаменитых финских школ.


как развивалась финская система образования

По словам Кари, современное образование Беларуси – это аналог финского в 70-е. В какой-то момент людям надоели недемократичные принципы обучения, и они приняли решение об улучшении системы образования: поднять стандарты и ликвидировать проблему того, что хорошее образование – это только социально-экономический вопрос, где способности и потенциал человека почти не играют роли. 

Например, если у небогатой финской семьи много умных детей, то получить хорошее образование мог только один ребенок. Потенциал многих детей не раскрывался как раз из-за того, что у них не было возможности качественно учиться.

Правительство отменило вступительные экзамены и тесты, а также разделение учеников в зависимости от знаний и финансового благополучия родителей по школам. Теперь образование в Финляндии бесплатное, и все могут быть уверены в том, что детей одинаково хорошо будут учить и в деревенской школе, и в столичной.
 

Дело не только в школе и хорошем образовании. Важно, чтобы люди чувствовали защиту и безопасность  в стране. Это в том числе хорошие условия для материнства и отцовства, то есть оба родителя могут долго быть в отпуске по уходу за ребенком. Хорошая медицинская система, хорошие библиотеки. Все это поддерживает детей, школы и людей в целом. А школа – это просто один из компонентов социальной защиты общества.   

Детей легче обучать, когда они приходят учиться не голодные, не больные и когда у них все хорошо в семье. 

 

Если что-то не сработало, то изменить тактику или способ обучения нормально. Это не принижает авторитет перед учениками, но дает понять, что учитель – это не надзиратель. Авторитет приходит через профессионализм, интересные уроки и способность находить решения вместе с учениками.

 

В учебных заведениях Финляндии все дети учатся вместе – единственное, дети с инвалидностью могут учиться в классах поменьше. Учителя объясняют, насколько важно принимать отличия других, и учат детей  толерантности. 

 

Философия любой школы – научить детей учиться и подготовить их к жизни. Если на ребенка не обращают внимания или даже исключают из школы, то он в перспективе может «скатиться по наклонной». И это будет очень дорого стоить для общества. Поэтому детям надо оказывать полноценную поддержку в обучении и разбираться в сути проблем, которые не дают ему нормально учиться. Ученику нужно дать возможность ходить на дополнительные занятия или объяснять материал сразу после урока. 

 

По большей части так оно и есть, особенно в начальной школе: в течение дня есть большие перемены и много времени для игр. Если, например, урок длится 45 минут, то перерыв – 15 минут. Если два урока одновременно, то перемена в 30 минут. Если дети находятся в школе 6 часов, то для игр у них накапливается 75 минут.

 

И это вопрос доверия, который касается всего общества. Правительство доверяет местному муниципалитету, муниципалитет – учителям, учителя – ученикам, а родители – школе. Национальный совет по образованию иногда может выборочно брать несколько школ в Финляндии, чтобы проверять их по нескольким предметам и убедиться в том, что все хорошо и система налажена.

Никто не притворяется, никто не ведет себя как в театре и не говорит детям, что «если ты что-то сделаешь не так во время инспекции, то потом получишь». Успеваемость можно неформально протестировать в классе, и если все хорошо – идем дальше. Главные образовательные тесты проходят только после окончания средней школы, перед поступлением в университет.

Учителей тоже никто не тестирует, потому что учитель – авторитет. Ему не приходится всегда доказывать, насколько он хорош, ведь учителями становятся только лучшие студенты. А конкурс на педагогические специальности в Финляндии громадный.

 

В 6 лет дети идут получать дошкольное образование – их обучают не чтению и письму, а социальным навыкам, то есть как жить сообща, как делиться вещами, как ждать своей очереди и быть составной частью коллектива. Изучают названия дней недели, времен года, цвета или как пользоваться ножницами. В 7 лет они идут в первый класс. И уже там учатся читать, писать и считать. Детям в начальных классах оценки не ставят.

Никто никого не торопит и не пытается отправить сразу на все кружки на свете. «Терять время зря» – это нормально для младших классов. У детей должно быть детство и время на игры.

 

После каждого года обучения родителям, учителям и ученикам отправляется опросник, который необходим, чтобы определить 10 областей, по которым школа показала себя хорошо, и 10 – по которым нужны улучшения. Затем выбираются три самые важные проблемы и решаются в новом учебном году.

 

В каждой школе есть учитель для «особых потребностей», который вместе с основным учителем может разработать специальную программу, чтобы решить проблему ученика. Там ученики не остаются на второй год. Важно, чтобы ребенок был в одной группе со знакомыми детьми, к которым он привык, чтобы учиться и развиваться вместе с ними дальше. 

 

Тут главное – показать, какого прогресса ученик достиг сам, сколько он знал в прошлом году и сколько всего выучил за этот. Это помогает ему ставить цели, развиваться и видеть свой непрерывный прогресс. Важными могут быть не только результаты теста, но даже проект, картина или мероприятие.

Учитель ставит цели вместе с учеником: что он хочет видеть в итоге и какие навыки будут тестироваться. Важно, чтобы сами ученики учились оценивать свою работу и знали стандарты. 

 

Каждый учитель обязан окончить магистратуру. Это учит проводить исследования и анализировать свою работу. Учителям просто необходимо глубоко понимать все процессы в классе.  

Родительские собрания проводят два раза в год, на них приглашаются и родители, и учителя. Обсуждают, как правило, сильные стороны ученика и то, в чем он преуспел. А уже потом указывают, где нужно добиться улучшений и как семья может в этом помочь ученику: возможно, нужно меньше смотреть телевизор, вводить в жизнь больше активности, пораньше ложиться спать или хорошо завтракать. Помимо учебных предметов на результат успеваемости влияет и поддержка в семье.

 

Да, учебными нагрузками лучше не злоупотреблять, когда ребенок маленький. А вот ученики старших классов читают очень много и выбирают себе кружки после основных занятий. К этому дети приходят сами, поэтому с каждым годом учатся все больше и больше. Важно изучать как можно больше вещей, потому что жизнь меняется очень быстро.

 

Когда финское правительство меняло систему образования, оно решило, что воспитывать нужно уверенных и ориентированных на будущее людей с критическим и аналитическим мышлением, людей, которые способны взаимодействовать друг с другом и быть экспертами по многим вопросам. «Это то, к чему мы стараемся прийти», – объясняет Кари. 

 


Родители доверяют школьной системе и не заинтересованы в том, чтобы часто появляться в школе, – вот почему на родительские собрания они ходят всего два раза в год. В обязанности финских учителей также входит консультация родителей по разным вопросам: например, когда ребенку лучше ложиться спать или как мы можем сделать ребенка счастливее.

И вот вам небольшая инструкция от учителей:

– вместе есть,
 – вместе проводить время,
– объяснять что угодно,
– читать детям книги,
– водить в театр и в кино,
– обнимать и целовать,
– быть взрослым, а не другом-ровесником,
– устанавливать безопасные правила.

 

В Финляндии только самые лучшие студенты идут работать учителями. Да, там эта профессия считается одной из самых престижных. В стране нет нефти, а бесконечно продавать бумагу они не могут, поэтому решили вкладываться в еще один прекрасный ресурс – образование – и делать это своей сильной стороной. 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 

Еще по этой теме:
«Хотела еще в магистратуру пойти, но внучка родилась». Минчане о том, почему пошли получать высшее образование после 30
Проректор БГУ: новорожденные нужнее, чем люди с высшим образованием
Минчане, потерявшие работу: «Со средним образованием, без водительских прав, в кризис – ну что тут скажешь?»
поделиться