«Нужно, чтобы модель пила из лужи? Пусть пьет!» Фотографы о том, как снимать Минск на миллион лайков
34
13.09.2017

«Нужно, чтобы модель пила из лужи? Пусть пьет!» Фотографы о том, как снимать Минск на миллион лайков

Самое лучшее настроение Минска – в начале марта, городские площади живут разными жизнями, а на Немиге – пульсирующий центр. Минские фотографы рассказали, как сделать классные снимки города. 

Самое лучшее настроение Минска – в начале марта, городские площади живут разными жизнями, а на Немиге – пульсирующий центр. Минские фотографы рассказали, как сделать классные снимки города. 

 СЕРГЕЙ ГУДИЛИН 


– Первоначально меня интересовала разная фотография: локальная, спортивная, после службы в армии – документальная. После того как стал работать в газете «Наша Ніва», в основном просто выполнял задания.

И как-то раз решил пойти на улицу поснимать город. Просто вышел на проспект и пошел. Это занятие для людей, которые любят долгие прогулки, «самотны стан». Привлечь тебя может все что угодно. Главное – идти туда, где есть люди. Все банально и просто.

#Сильные точки

У Минска, как и у любого другого города, есть свои сильные точки, где что-то происходит. У него есть инфраструктура, которая задает движение: Орловка, Комаровка – она стоит на одном и том же месте сотни лет, Немига – несмотря на то, что ее в советское время испортили, она по-прежнему главная улица в жизни минчан. Это основные места, с которых я начал.

Постепенно начал выезжать в новые районы – Тракторный, Осмоловка. У них разнообразный темп жизни. Интересно смотреть, как развивается город, его районы, как живут люди, что они делают на улице.

Минск из-за советской архитектуры такой идеалистический город, который задает фокус того, как нужно смотреть, а его архитектура диктует свои ракурсы.

#Кадр получился, если не можешь забыть его первые 15–20 минут

Если сфотографировал что-то и осталось чувство, что ты запомнил этот кадр, его построение, не можешь забыть кадр 3–5 часов и за компом убеждаешься, что технически и визуально все хорошо, – все получилось. Но это не значит, что нужно его тут же постить в инста, нет. Многие кадры очень долго ждут своего времени. Может быть, что-то интересное случится в том месте, которое я снял, – так фотография будет важна.

Хороший фотограф – тот, который не показывает плохие фотографии, а предлагает свое оригинальное, интересное решение.

Мы не можем задумывать сцену кадра – можем думать про более выгодный свет, хотя и тут все очень индивидуально. И время не важно – важна эстетика. Потому что мы делаем визуальный образ. 


#Снимать все подряд

Главное – не бояться и снимать все подряд. Потом приходишь домой, вставляешь флешку в комп и плачешь, что ничего не получилось. Удаляешь фото – и на следующий день делаешь то же самое.

Как-то летом на пешеходном переходе я заметил, что полосы желтого цвета начали плавиться: было понятно, что через некоторое время тут будет красивая пляма. Два месяца я гулял возле перехода, смотрел. К осени, когда прошли дожди, асфальт стал контрастный – так получилась красивое пятно.

Тем для выбора много, но нет ни одной классной про студенчество. Качественной общажной съемки про жизнь студента в Минске. И сделать ее должен не профессиональный фотограф, а студент, который живет в этой общаге. Это вам не здания снимать – но тоже про Минск. 


#Ждать

Многие кадры получаются случайно, но большинство из них ты находишь заранее и просто ждешь какого-то графического элемента: свет упадет на объект или тень. Ждешь, чтобы в этом месте что-нибудь произошло, чтобы кто-то проходил, что-то совершал.

Но бывают и странные ситуации. Как-то раз я сфотографировал красивую сцену: казино, дорожка, машина, мужчина с девушкой. Все классно, только у девушки было какое-то странное платье. Сопровождающий ее мужчина очень расстроился, что я их заснял. Устроил конфликт, вызвали милицию, мы писали протокол, но фотографию я так и не удалил.

 АЛЕКСАНДРА СОЛДАТОВА 

#Идти и снимать

– Есть один важный секрет для фотографов: нужно идти и снимать. При этом можно делать все, что не противоречит Уголовному кодексу. Очень хорошо идти с идеей съемки, придавать ей настроение, формулировать цели. Вариант «пойти туда, не знаю куда» тоже рабочий.

Мобильный телефон тоже хороший фотоаппарат. Нет смысла думать о качестве снимков, есть смысл думать о том, как получить то, что тебе или кому-то интересно. Для меня вообще актуальнее общее настроение кадра, а не какой-то решающий момент, чтобы сделать снимок. Кадр должен настраивать на то ощущение красоты, которое есть в этот момент. 


#Когда чувствуешь, что кадр получился, фотографировать дальше

Снимать мне больше нравится утром, когда в голове ничего нет. Главное – когда чувствуешь, что кадр получился, не уходить, а снимать дальше. Потому что на маленьком экране камеры не можешь объективно оценить, хороший кадр или нет. Плюс еще эмоции будут влиять.

Однажды я случайно сфотографировала одну даму на День города, и она мне сказала, что я украла ее душу и она теперь будет за мной ходить весь день. И она действительно ходила и пыталась поругаться, хотя я и удалила фотографию. Но она все равно настаивала, что будет ходить за мной целый день.

Вопрос решился при помощи двух милиционеров. В итоге дама осталась беседовать с ними, а я пошла работать дальше.

 

#Терпение

Нужно запастись терпением к людям и к ситуации. А еще водичкой, батарейками и кроссовками.

Иногда приходишь на место и понимаешь, что здесь должно получиться что-то классное, но в итоге ничего. Есть два выхода: найти другое классное место или ждать изменений – упадет что-то, пойдет дождь, человек появится и т.д.

Если кадр требует точки повыше, а стать не на что, съездите домой за стремянкой. Для пейзажа лучше верхняя точка, для какого-то монументального объекта – нижняя. 


#Камера сама не сделает классный кадр

Новички обычно считают, что классная техника поможет им сделать классный кадр. Не поможет! Мобильный телефон сейчас тоже классно снимает. Просто пробуйте и снимайте, тогда есть шанс чему-то научиться.

 КАРОЛИНА ПОЛЯКОВА 


– Я чувствую по отношению к Минску некоторую особенную влюбленность. Я прожила здесь всего 4 года и все это время снимала его без устали. Минск для меня подобен старшему сводному брату, у нас с ним, кажется, нет ничего общего, но мне все равно хотелось и приходилось найти к нему подход.

Этот строгий, остроугольный, чистоплотный консерватор Минск воспитывал меня, а я, шутя и вредничая, старалась ущипнуть его за выступающие над ремнем бока и пощекотать под ребрами из вездесущих металлических заборов.

 


#Абстрагироваться от ощущения, что все вокруг привычно

Все, что я могу посоветовать, – пробовать абстрагироваться от ощущения, что сюжеты вокруг (в троллейбусах, на площадях, во дворах) уже слишком привычны для проявления к ним интереса.

Этот город нужно принимать и расслабляться, плыть по его течению и знать, что и курасовщинские панельки, и улица Красная по-мински красивы. Важно помнить, что красиво в мире всё, даже переполненная мусорка, – по крайней мере, я так считаю.

 

 ЕВГЕНИЙ ОТЦЕЦКИЙ 


– Активно снимать город я начал года три назад. Минск не самый выразительный объект, поэтому всегда интересно попробовать сделать такой снимок, чтобы он удивил зрителя. Минчане хотят любить свой город и ищут за что. 


#Настроение

Чтобы это сделать, нужно задать Минску какое-то настроение. Мое настроение – сумерки. Это таинственное время, переход состояния от дня к ночи, смешанное освещение (свет от неба и внутренний свет города).

Для меня самое лучше настроение Минска – начало марта и апреля, когда в городе полное ощущение жопы. Когда ты идешь по слякоти, и весь город тонет в грязи. Люди здесь вообще не нужны. Там машина стоит в грязи, мало света, темные дома – это все очень выразительно, и можно обойтись без идей. Бери и снимай.

 


#Типичные вещи под нетипичным углом

Берешь, например, кинотеатр «Октябрь» и придумываешь, как его показать, чтобы у него появилась жизнь. Можно снимать митинги, потому что их «Октябрь» видел много. И на длинной выдержке передать ощущение тревоги.

Или другой подход. Перед началом кино там часто встречаются пары, целуются – бывает забавно, когда в одну минуту сразу несколько таких парочек. И это тоже будет символизировать «Октябрь». Просто мы изменили угол зрения, рассказали по-другому про объект.

Когда приедете снимать, задайте себе два вопроса: 1) Что и зачем вы хотите снять? 2) Что для вас обычное в Минске? И попробуйте сделать по-другому: сфокусируйтесь на другом объекте или меняйте технику съемки.

Можно снять задворки ЦУМа, а потом прийти туда 25 марта и сфотографировать, как там всех бьют дубинками. Поэтому когда я нахожу место, то четко знаю, что его и Минск в целом нужно снимать через контекст.

Например, если снимать площадь государственного флага с улицы Тимирязева, то можно снять так, что этот флаг будет торчать из центра башни мечети. Но, чтобы это увидеть, нужно обойти эту площадь по кругу.

 


#Быть смелее и удивить самого себя

Большинство фотографов, к сожалению, остаются у границы своих возможностей, нужно выходить за эти границы и делать такие вещи, которые удивят тебя самого. Если вам нужно, чтобы ваша модель попила из лужи, пусть она пьет из лужи, нужно договариваться, просить. Неизвестно, откажет она вам или нет.

Нужны 5 карликов? Смелее.  

Однажды я хотел снять трамваи, такие красные, советские, пару лет назад они еще были в городе. Мне очень хотелось их сфотографировать. Я ходил, искал, спрашивал у знакомых, и мне посоветовали сходить в трамвайный парк №3.

А это закрытая территория режимного типа, все по пропускам. Я пришел, человек с улицы, просто рассказал о своей проблеме, и меня связали с замдиректора по идеологической работе. Меня пустили, и я поехал: «Только порнуху не снимайте», – попросил он. Мне выгнали трамвай на рельсы и предоставили целый час для съемки. 


#Негласное уличное правило

Есть негласное уличное правило: нужно оказаться на месте съемки раньше прохожего, твоего героя. Это он должен войти тебе в кадр, а не ты на него отреагировать. Т.е. реакции разные; когда ты наводишь камеру на человека, то он думает, что с ним что-то не так. А когда камера стоит на штативе, то человек как бы заходит к тебе в гости. 


#Места с пульсирующей жизнью

Мне очень нравится снимать в районе второго кольца: Орловка, Тракторный завод, Розочка. Там определенная эстетика 1950-х годов. Это история, которая станет ясна через 30 лет, когда ты поймешь, что поколение, которому будет 20, этого не видело. Как ВДНХ. Потому что те, кому сейчас 10, через 20 лет и представить не смогут, что на этом месте что-то стояло.

Это важный мотив в съемке города для меня – задокументировать то, что может в скором времени исчезнуть.

Осмоловка – популярный сейчас объект, но мне там не нравится, я не знаю, за что зацепиться. 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, герои публикации.