«У нее были тонны косметики на лице». Гид по выставке фэшн-фотографии «Fashion is my passion!»

«У нее были тонны косметики на лице». Гид по выставке фэшн-фотографии «Fashion is my passion!»
 До 7 ноября в Музее современного изобразительного искусства в рамках Месяца фотографии можно посмотреть экспозицию «Fashion is my passion!».

 До 7 ноября в Музее современного изобразительного искусства в рамках Месяца фотографии можно посмотреть экспозицию «Fashion is my passion!».

Как поясняют кураторы выставки Ольга Рыбчинская и Анна Самарская, «Fashion is my passion!» – это первая попытка посмотреть на индустрию белорусской моды через призму личных историй и воспоминаний активных участников тех событий.

– В данном случае фотография становится одновременно и документом, и особым языком повествования. Мы пробуем ответить на вопрос: насколько возможно и уместно вообще говорить о белорусский фэшн-фотографии как о феномене? Как функционировала наша модная индустрия с 70-х до 90-х годов, кто стоял у ее истоков? Очевидно, что в позднесоветский период мода все еще являлась «парадным портретом» советского государства,  частью идеологической концепции утопического «светлого будущего», которое, несмотря на многолетнее и тотальное господство, в этот период уже находилось в кризисе. 

рассказывает тамара гончарова

Одна из первых белорусских моделей, звезда подиума 7080-х годов Тамара Гончарова, которая сейчас владеет модельным агентством «Студия Тамара», вспоминает, какими были съемки времен без фотошопа и фильтров инстаграма.

– Зачастую учили позировать нас фотографы. Это был взаимный творческий процесс: приезжали разные авторы – и белорусские, и российские, и литовские. Единственный на то время журнал «Мода» печатали в Литве. Целый год его готовили к изданию. Процесс был сложный, но очень интересный.  В 7080-е годы модели сами красились, сами причесывались. Уже потом, с развитием индустрии, начали работать стилисты. А в основном мы это делали сами, учили друг друга. Конечно, очень помогали именитые фотографы, которые нам объясняли, как «жить» в кадре, какой должен быть взгляд у модели. В процессе мы все это схватывали.


Модель Т. Гончарова, журнал «Мода», 1975 г.

«Это фото сделано в 1974 году, – вспоминает Тамара. – Снимали заранее, чтобы успеть подготовить журнал к изданию. Многие обложки художественный совет браковал – например, ту, где на мне шляпа и воротник из меха. Посчитали, что это слишком дорого для советского народа.  Мех черно-бурой лисы не был доступен для всех,  и поэтому обложку не утвердили».

– Времена были непростые. Только мы, восемь девочек-моделей, могли выехать за границу. И ездили с коллекциями Белорусского центра моды в составе советских делегаций на международные выставки. Примерно раз в год это нам это разрешалось, но сначала нужно было пройти утверждение партийной номенклатуры.


Журнал «Мода», 1975 г. «Снимали недалеко от Мирского замка, еще до реставрации. В основном коллекции были из натуральных тканей. Например, с коллекцией белорусского льна и вологодских кружев мы ездили в Дюссельдорф».

– Среди модельеров тогда на пике была чета Булгаковых, Инна и Владимир, которые создавали моду. Я стояла на примерках, показывала коллекции, снималась для журналов. С тех пор не могу расстаться с подиумом – вот уже 22 года, как у меня свое модельное агентство: девочка приходит почти незаметная, а потом перевоплощается, становится настоящей звездой.


Рабочий материал для рекламного постера агентства моделей «Студия Тамара», 1999 г. Фото: А. Щукин. «На этих фото девочки из моего модельного агентства, – рассказывает Тамара. – Мы фотографировали их партиями, заматывая всех в ткань, а они прыгали. В кадре я держу их, будто руковожу процессом их движений. Многие из этих девушек работали моделями за границей».

– Мне очень посчастливилось, что я пережила все то время. Это большая благодать для модели – видеть, как творит художник, как работает команда, и быть соучастником этого действия. Самое главное отличие от теперешней ситуации в модной индустрии – нас было крайне мало, а сейчас очень много моделей.

рассказывает андрей щукин


Модель Р. Иванова. Промо для агентства моделей «Студия Тамара», 1999 г. Фото: А. Щукин, Д. Недельский. Вспоминает фотограф Андрей Щукин: «Когда мы работали на этой фотосессии, мой коллега Денис Недельский впервые попробовал использовать компьютерную обработку кадров – края, следы, выбеленное лицо. Мы учились, сильно не вмешиваясь, обогащать живой образ техническими элементами».



Модель А. Селиванова в образе Луны, 1999 г. Промо для агентства моделей «Студия Тамара». Фото: А. Щукин, Д. Недельский. «На этом фото Анна Селиванова, сейчас она знаменитая академическая певица».

– В те годы все создавалось на интуиции, на внутреннем ощущении «примерно так это должно быть». Не было учителей, которые могли бы сказать, что плохо и неправильно, а что, наоборот, хорошо. Творчество выплывало в пространство, но обратная связь была очень размытая. Существовало много мнений, но профессиональным образованием фотографа тогда никто похвастаться не мог.


Модель М. Иванова, фотосессия для стилиста и парикмахера А. Кирилюка, 1999 г. Фото: А. Щукин.


Фотосессия для стилиста и парикмахера А. Кирилюка, 1999 г. Фото: А. Щукин.

– Мы снимали во времена, когда не было проекторов, но очень хотелось изобрести что-то новое и оригинальное. Мы сделали специальный прибор, который позволял проецировать разные изображения на моделей. В те времена это было настоящим колдовством. Вообще, тогда у каждого фотографа были свои секреты, свои ноу-хау. Помимо того, чтобы обладать художественным вкусом, фотограф должен был быть изобретателем Кулибиным.

Фотосессия для Белорусского центра моды, 1997 г.  Модель Анна Mалибога. Фото: А. Щукин.

рассказывает Григорий Лившиц 

Фотограф Григорий Лившиц в 90-х снимал обложки белорусских новомодных глянцевых журналов, таких как Eurostyle и «Золотая орхидея».


Модель О. Кресс, журнал «Золотая орхидея», 1995 г. Фото: Г. Лившиц. «Оксана – одна из первых белорусских моделей, добившихся очень больших успехов за границей, – рассказывает Григорий Лившиц. – Она уехала в Италию, и в 1995 году выстрелил Cosmopolitan с ней на обложке. Она снималась для элитных итальянских компаний типа Sergio Rossi, участвовала в показах Blumarine».

– Перед нами встал вопрос создания первого альтернативного белорусского издания для женщин – так появилась «Золотая орхидея». И я предложил снять Оксану Кресс для обложки. Вместе с визажистом, стилистом и парикмахером мы сделали это фото. На мой взгляд, для 1995 года она получилась очень «западная».  

Я недавно разместил в соцсетях свои кадры тех времен, и мне писали: «А как это? Такие фотки снимались в 1995 году?» Никто не верил.  


Рабочий момент съемок для торговой марки «Миледи», 1999 г. Фото: Г. Лившиц.

– На фото для обложки «Золотой орхидеи» стилисты использовали невероятно огромное  количество лака. Потом были придуманы другие способы создания «воздушных эффектов». Очень многие считали, что достаточно включить вентилятор, но он не лучший помощник в работе с волосами. Тогда был придуман, как я его называю, «свободный пых». Бралась достаточно плотная панель, и ассистент делал взмах, то есть этот «пых», волосы не спеша подлетали. Была пауза, когда они зависали в воздухе, и в этот момент получались нужные снимки. С пленкой было сложно добиваться таких эффектов, но с цифровыми фотоаппаратами это делалось на раз. 


Фото для компании «Милавица», 1999 г. Фото: Г. Лившиц.

– Мы постоянно старались придумывать новые способы, чтобы уходить от штампов. Как-то возник спор между дизайнерами «Евростиля»: возможно ли сделать такую фотографию, которая не будет потом обрабатываться на пост-продакшне. То есть фактически снимок без использования фотошопа. Пришли к выводу, что невозможно. Я сказал: «Ребят! Главное – было бы желание». Когда подошел к процессу съемки, начал делать не так,  как пишут во всех учебниках об экспозиции. Я начал нарушать правила игры.  


Модель Н. Прокопова. Обложка журнала «Eurostyle», 1997 г. Фото: Г. Лившиц. «Модель в жизни выглядела просто «несмотрибельно» из-за того, что ее чересчур сильно накрасили. Тонна косметики на лице. Но мой секрет как фотографа заключался в том, что потом все “съедала” камера. Так получился снимок без фотошопа. Могли убрать только соринки при сканировании».

– В те времена всё было интересно, но многая информация, к сожалению, была закрыта. И выигрывал тот, кому удавалось куда-то уехать, подсмотреть то, чего не видят другие. Я бывал на стажировках в Германии с 1994 по 1998 годы и получал там очень много знаний, которые позволяли делать новую картинку, близкую к зарубежной.  


Съемка для магазина Columbus, журнал «Леди престиж», 1997 г. Фото: Г. Лившиц.

– С тех пор возможности у фотографов расширились до сумасшедших пределов. Конечно, сейчас снимают намного лучше. Иногда хочется похвалить за новаторство, но порой хочется и поругать за копирование. Один из базовых постулатов, которым меня научили: в искусстве сделано все, поэтому нужно грамотно пользоваться аналогами. Чтобы никто не догадался, что ты что-то перенял. В этом заключается творческое мастерство фотографа. Безусловно, иногда стоит идти нестандартными путями.  


Съемка для магазина Columbus, журнал «Леди престиж», 1997 г. Фото: Г. Лившиц.  

– Фотография на то время была очень недешевым процессом. Между нами ходила шутка: если хочешь разорить друга, то подари ему фотоаппарат. Во время одной из стажировок мне сказали: «До тех пор, пока ты не будешь снимать на профессиональную технику, тебя не будут воспринимать как профессионала». Нужно было менять среднеформатную камеру на аппарат более крупного формата.  


Съемки для компании «Милавица», 1999 г. Фото: Г. Лившиц.

– Профессионализм зависел тогда еще от наличия камеры, качественных материалов. Не всякий фотограф мог позволить себе хорошее оборудование. Отечественные материалы подходили для творческих дел, но они не давали константного результата. А это было самым главным. 


Фото для каталога Брестского чулочного комбината, 1994 г. Фото: Г. Лившиц.

– Существовали издательские нормы: так как пленка стоила 5 долларов, а проявить ее – еще 5, себестоимость одного кадра выходила в 1 доллар. И любому фотографу из государственной организации  было разрешено на одну съемку потратить три кадра, максимум пять. Если тратил десять, то платил за остальные из своего кармана. Это давало фотографам возможность думать. Даже сейчас некоторые западные фотошколы, чтобы авторы не превращались в «фотографических пулеметов», базовый курс проводят не на цифровых, а на пленочных камерах.

К слову, наши негативы 20-летней давности, снятые дедовским способом, хранятся сейчас в отличном состоянии. Если их отсканировать, то старые работы обретают новую жизнь.  


Фотосессия для Белорусского центра моды. Стилист Жанна Леонова. Модели (слева направо): Ольга Кот, Анна Бондарева, Елена Покалюк,1997 г. Фото: Г. Лившиц. Интересный факт: белорусская модель Анна Бондарева снималась вместе с Джорджем Клуни для рекламной кампании Police. 

На экспозиции представлены работы Андрея Щукина, Виктора Гончаренко, Георгия Лихтаровича, Григория Лившица, Дениса Недельского. Коллекции Елены Митт, Инессы Колпашниковой, Андрея Пискунова, Эльвиры Жвиковой. Личные архивы Натальи Сидоровой, Тамары Гончаровой, Сергея Пожарицкого, съемки дефиле Юрия Кота.  

Выставка продлится до 7 ноября в Музее современного изобразительного искусства (пр-т Независимости, 47). Время работы: с 11:00 до 19:00 (касса работает до 18:30) со вторника по субботу. Полный билет стоит 30 000 руб., студентам – 15 000 руб., школьникам – 10 000 руб.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: предоставлены организаторами выставки.

Еще по этой теме:
Модники на параде 7 ноября – как это было 31 год назад
Как модники отдыхали на Нарочи 50 лет назад
Модники «за 60»: как одеваются наши бабушки и дедушки
поделиться