Он полгода просидел в тюрьме Израиля, а в минском метро его постоянно принимают за террориста. Минчанин создает скульптуры из обычных гаек

Он полгода просидел в тюрьме Израиля, а в минском метро его постоянно принимают за террориста. Минчанин ...
Отсутствие телевизора, блокнот с ручкой на прикроватной тумбочке, чтобы утром записывать интересные мысли, и десятки книг Кастанеды. Минчанин Алексей Дубровский – единственный в мире скульптор, создающий фигуры из гаек.

Отсутствие телевизора, блокнот с ручкой на прикроватной тумбочке, чтобы утром записывать интересные мысли, и десятки книг Кастанеды. Минчанин Алексей Дубровский – единственный в мире скульптор, создающий фигуры из гаек.

Мексика – Израиль – Франция – Беларусь – Израиль – тюрьма

– Уехать в Мексику без знания языка и без денег в 90-е – не самая хорошая идея. Но меня успокаивала мысль, что смогу вернуться назад: в кармане лежал обратный билет, – рассказывает Алексей.

В студенческие годы он начитался книг Карлоса Кастанеды и настолько ими впечатлился, что стал одержим Мексикой. Поэтому после окончания БГУИР не пошел работать по специальности, а уехал в Мексику.

– Устроился, обзавелся друзьями – и год пролетел незаметно. Нужно было уезжать. Пошли с приятелем в посольство. Там заинтересовались моей бабушкой и ее еврейской фамилией. Решили проверить и подтвердили: бабушка – еврейка. Для меня это был полный сюрприз. В итоге из Мексики я уехал в Израиль, – продолжает рассказывать Алексей.

В Израиле он прожил год, чтобы получить гражданство и новый паспорт. Правда, пока Алексей ждал оформления бумаг, узнал, что его призвали в израильскую армию.

– Я попросил разрешения уехать на две недели на похороны дедушки, что было неправдой. Меня отпустили, и я вернулся в Беларусь, – говорит герой.

Дома, оказалось, новая семья – мать вышла замуж за француза и уехала на его родину. Алексей тоже поехал – познакомиться.

– Жан занимался кузнечным ремеслом – у него была своя кузница, но он был не просто ковалем, а скульптором по металлу, – говорит Алексей. – Отчим обучил меня своему ремеслу, и я стал его помощником. Но помогал не все время, а пару месяцев в году, так как мотался в Минск и обратно.

Так Алексей жил пять лет, пока не закончился срок действия израильского паспорта. Придя в посольство, Алексей узнал, что паспорт не продлят, пока он не решит свои вопросы с армией.

– Поехал в Израиль. Выяснилось, что я четыре года числюсь в дезертирах, из-за чего полгода отсидел в армейской тюрьме. Потом отслужил, продлил паспорт и поехал к маме во Францию. И потом еще много лет меня носило туда-сюда, – рассказывает скульптор.

Такое показывать стыдно: «Там же попы видны»

– А потом умер отчим, и его кузница свалилась на меня. Я продолжил общаться с клиентами, выполнял их заказы. Но это было что-то примитивное, а мне всегда хотелось быть ближе к искусству и создавать картины, пусть даже из железа, – продолжает Алексей. – Много думал и в какой-то момент решил: а что если делать скульптуры из гаек? Но не абстрактные фигуры, а что-то настоящее. И я попробовал «слепить» свой портрет.

Алексей начал варить одну за другой тысячи гаек: «Как художник создает свое творение из сотни мазков». Сначала казалось, что это невозможно. Но постепенно вырисовывались лицо, шея, потом грудь и затылок – получился бюст.

– Я попробовал сделать из гаек спину – сначала свою, а потом жены. Получился набор для спальной комнаты.

Этот набор Алексей отнес в галерею напротив кинотеатра «Центральный», но там сказали, что такое показывать стыдно: «Там же попы видны». В галерее предложили добавить голову и камыш и только после этого разрешили выставляться.

– С тех пор мои работы часто появляются в галерее и меня приглашают на выставки. А в прошлом году я выиграл конкурс Dana Arts Day, который проходил в ТРЦ Dana Mall. Представил на него четыре работы – и все их купили, – рассказывает Евгений.

За четыре года он создал около 50 скульптур из гаек. В основном это портреты и бюсты известных людей: Дали, Эйнштейн, Джон Леннон, Боб Марли и другие. Еще есть скульптуры заказчиков. Их скульптор создает по фотографиям.

– На портрет уходит неделя-полторы. Если бюст – от нескольких недель и даже месяц. Но отдаю работу я не сразу. Через несколько дней осматриваю творение и начинаю что-то доделывать или переделывать. Редко получается сделать все хорошо с первого раза, – признается Алексей.

«Приходится возить гайки из Минска во Францию»

– Сколько гаек уходит на каждую из работ, легко подсчитать. Тысяча гаек весит 2,5 килограмма. То есть нужно разделить вес работы на 2,5 – и мы получим количество гаек плюс-минус сто, – говорит Алексей. – Покупаю их коробками по 25 килограммов на металлобазе в Уручье.

Это неоцинкованные черные гайки, их делают на Речицком метизном заводе. Интересно то, что в других странах выпускают только оцинкованные гайки. При их сварке выходят ядовитые пары, что плохо сказывается на здоровье. Из-за этого Алексей приходится возить гайки из Минска во Францию. Они занимают половину чемодана и вызывают повышенный интерес у сотрудников метро.

– Большие чемоданы всегда просвечивают, и на экране 10 килограммов железных гаек светятся очень хорошо. Поэтому их принимают за взрывное устройство, а меня – за террориста. Но я объясняю, что я скульптор и все нормально.

«В Израиле люди думают только о деньгах, а у нас можно не думать о материальном»

Мастерскую себе Алексей оборудовал еще задолго до того, как увлекся гайками. Просто купил гараж, но не для машины, а для работы. В этом «ужасном месте», как называет его скульптор, есть большой стол, коробки с гайками, болгарка, плоскогубцы, молоток и маска Железного Человека – все, что нужно для того, чтобы превратить несколько килограммов железа в шедевр. А хранятся готовые скульптуры дома.

– Самое главное, что мне нужно для работы, – жить в Минске. Образ жизни, который я здесь веду, благоприятно влияет на творческий процесс, – говорит Алексей. – Здесь тишина, все рядом, мне некуда спешить. Есть возможность уйти в гараж и творить.

А когда я приезжаю в Израиль, например, то погружаюсь в суету. И люди там думают только о деньгах. А у нас можно жить, не думая о материальном, и просто работать.

– Часами напролет варить гайки мне помогает медитация. С ее помощью я отключаю голову, что позволяет не реагировать на внешние раздражители и сохранять силы. Таким образом совмещаю приятное с полезным.

Три-четыре раза в год Алексей ездит во Францию к матери и занимается там кузнечной работой: «Кому-то беседку делаю, кому-то – ворота».

Денег от этих заказов ему и его семье хватает на несколько месяцев жизни. Плюс скульптор продает одну-две свои работы в месяц. За три года у него купили около 30 скульптур из гаек. Еще 20 стоят дома – Алексей бережет их для своей выставки.

– В деньгах я не нуждаюсь, а вот заявить о себе и показать большой аудитории свои скульптуры, чтобы они их оценили, хочется. Я всегда считал, что скромность украшает человека. Но получается, что нужно заниматься саморекламой, чтобы чего-то добиться. Меня это коробит, но ничего не поделаешь.

«Заказчики перепродают скульптуры. И намного дороже»

Алексей признается, что продавать не умеет, поэтому не сразу находит общий язык с клиентами. За портрет он просит 1000 рублей, за бюст – 2000. Но это цены в интернете. В галерее, как правило, скульптор указывает возможность 30-процентной скидки.

– Мне не принципиальна цена. И уже радует то, что мое творение висит в центре Минска и его видят люди. Через галерею я продал около десятка скульптур. Но это немного.

А вот во Франции продажи идут неплохо. Заказы Алексей получает либо через сайт, либо через соцсети (например, Facebook или Instagram). Правда, часто просят научить делать такие же скульптуры, но Алексей отказывает: «Сам до сих пор не понимаю, как они получаются».

– Я отправлял скульптуры в Израиль, США, Казахстан, Россию. Но долго они там не задерживаются и уезжают в другие страны, – признается Алексей. – Заказчики перепродают их, причем намного дороже.

Мне потом пишут знакомые в мессенджерах, что видели мою скульптуру в Нижнем Новгороде, и бросают фото. А отправлял я ее во Францию, например. Но мне приятно наблюдать, как они распространяются по миру.

– Очень сильно поддерживает семья. В детстве я смотрел на родителей и думал, что это банально: семья, дети. Мне хотелось найти какой-то новый смысл жизни. Поэтому к созданию семьи пришел немного позже. И сейчас у моих одноклассников уже взрослые дети, а моему сыну Артему только два года.

Но зато я понимаю, что семья, родители, дети – это не банальная история, а самая правильная. Они мои самые главные критики. Подкидывают идеи. И я к ним всегда прислушиваюсь.

Мои скульптуры – это картины. Как мазки кисточкой у художника, так у меня гайки. Это мое творчество. Отражение меня самого. Есть в этом процессе и что-то монотонное, но творчества больше. Бывает, что впадаю в творческие муки, потому что нет идей. Не получается что-то сделать. Но, как только меня посещает муза, тут же записываю все в блокнот и иду творить. И как без этого жить, не представляю.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павал Хадзінскі, CityDog.by.

поделиться