«Приходят ноунеймы и говорят: “Дайте нам денег”». Организаторы Gastrofest о создании фестиваля и планах на 2018-й
16
08.02.2018

«Приходят ноунеймы и говорят: “Дайте нам денег”». Организаторы Gastrofest о создании фестиваля и планах на 2018-й

В четверг начался очередной Gastrofest: мы встретились с организаторами фестиваля и узнали, как убеждать владельцев общепита, не опускать руки в трудные минуты и развивать и без того успешный проект.

В четверг начался очередной Gastrofest: мы встретились с организаторами фестиваля и узнали, как убеждать владельцев общепита, не опускать руки в трудные минуты и развивать и без того успешный проект.

Сейчас в команде Gastrofest работает пять человек, но создали фестиваль и развили его до нынешнего статуса всего три человека: Евгения Красовская, Ольга Малейко и Станислав Агинский. С ними мы и встретились для интервью в одном из кафе в центре города.

Евгения, Ольга, Станислав


«мы проснулись с идеей, что, если в нашей жизни не будет фестиваля, мы станем счастливее»

Проект появился летом 2016 года. Станислав работал в одном из минских ресторанов, а Оля и Женя делали онлайн-проект о развлечениях Минска. Так они и познакомились. Регулярные обсуждения минского общепита и схожие взгляды привели к идее гастрономического фестиваля:

– Похожие мероприятия проходят в СНГ и в Европе: идея Gastrofest не новая, мы ее не придумали, а просто грамотно «причесали» и адаптировали под минский рынок, – утверждает Станислав.

Первый Gastrofest прошел в октябре 2016 года. В нем участвовало 20 заведений, у которых было не так много общего – разве что одинаковая цена за сет.

– Было очень тяжело уговорить заведения участвовать в таком авантюрном мероприятии. Мы уже с первых чисел августа, за почти 3 месяца до фестиваля, начали встречаться с управляющими. Сейчас, для сравнения, весь фестиваль мы готовим за месяц.
 

Читайте также: Новый Gastrofest. Где выпить кофе и съесть пирожное за 6 рублей 


Выглядело это примерно так. Приходят какие-то ноунеймы и говорят: «Дайте нам денег». Участие было платным с первого же фестиваля и стоило примерно 200 долларов, за которые мы обещали посетителей. Уговорить первых участников было, конечно, крайне сложно. Нечем было оперировать, никакой статистики – только голая идея.

Команда изначально составила список из примерно 20 заведений, которые хотела видеть на первом фестивале. С ними и говорили в первую очередь. Но в итоге среди участников осталось только 4 заведения из списка – все остальные отказались.

Четкой концепции на первых порах не было: даже о том, какую цену за сет установить и как он может выглядеть, оговаривали с приглашаемыми заведениями. Тематики тоже не было, так что заведениям предложили пофантазировать на тему их «визитной карточки».
 


За месяц до фестиваля проект оказался на грани закрытия:

– В один момент мы осознали, что больше половины участников из нашего списка отказались участвовать, – рассказывает Станислав. – Мы поняли, что два месяца были потрачены практически впустую. И однажды мы просто проснулись с идеей, что, если в нашей жизни не будет организации фестиваля, мы станем счастливее.

Мы изначально оценивали, что денег это не принесет. В какой-то момент подготовка фестиваля перестала приносить и удовольствие. Мы не понимали, почему все идет так сложно: нам казалось, что идея классная и рабочая.

И вот мы сидим в парке – а у меня на смартфоне есть приложение «Шар судьбы» – и решаем, что дальше. Задали шарику вопрос, и он ответил: «Надо делать». А еще мы поняли, что нам будет стыдно смотреть в глаза всем владельцам бизнесов, которым уже что-то пообещали. После того как мы обошли около 50 заведений и рассказали о нашей идее, стало ясно: если все провалится, нам в этой сфере дорога закрыта, нужно идти искать себя в чем-то другом.
 


В первый же день первого Gastrofest телефоны организаторов разрывались от звонков из заведений, которые просились «вскочить в последний вагон» и присоединиться к фесту. Когда таких звонков набралось на новый фестиваль, ребята поняли, что у проекта есть будущее. 

Евгения говорит, что к первому фестивалю они посчитали бюджет до копейки и установили такую стоимость участия, чтобы просто уйти в «ноль».

– Но в конце, когда проводили закрытие, мы забыли посчитать, что нужно купить алкоголь, поэтому пришлось вложить свои деньги, – смеется девушка. – Никаких инвесторов у Gastrofest не было.

К следующему фестивалю мы решили, что он не может существовать на наши собственные деньги, поэтому пошли искать партнера. Отправили сообщения десяткам крупных компаний, в том числе 20 банкам. И никто, вообще никто нам не ответил. Мы решили, что это несправедливо, и написали «Альфа-банку» в директ в «Инстаграме», причем довольно дерзко. Что-то вроде: «Привет, мы вам отправляли письмо, нам почему-то никто не ответил, а мы считаем, что заслуживаем внимания. Вот наш проект. Пожалуйста, ответьте нам». Через час мы получили ответ, а на следующий день уже были в их офисе.

За это время мы сделали вывод, что главное – это верить в себя. А все эти слова о том, что без связей, богатых родителей и тому подобного никак, неправда. Надо просто быть смекалистым и активным.
 


«заведения, которые оставались недовольны фестом, обычно сами виноваты»

– Фестиваль – это тяжелое время, и мы предупреждаем участников об этом. Те, кто видит в «Гастрофесте» только продажи и хочет на этом быстренько заработать, скорее всего, останутся недовольны, – говорит Ольга. – Но и мы сами стараемся таких вычислять и не пропускать. Поэтому те, кто грамотно взвесил свои возможности и сбалансировано подошел к работе, останутся очень довольны. Конечно, не обходится и без критики.

Вообще, заведения, которые оставались недовольны фестом, обычно сами виноваты. Если грамотно просчитать себестоимость предложения, организовать работу персонала, поработать с кухней, подготовиться, можно получить и экономический, и маркетинговый эффект, да еще и обучить свой персонал работе в таком стрессовом режиме.
 


Нас часто спрашивают: «Что сделать, чтобы 100% попасть на фест?» Мы таким отвечаем: «Сделайте такой сет, чтобы вся команда увидела его и просто ахнула».


«фестиваль не сможет работать еще лет 10»

Выбирая тематику следующих фестивалей, команда Gastrofest ориентируется на актуальность и распространенность заведений – фест заведений австралийской кухни в Минске организовать не получится, смеются организаторы.

– Связан ли успех, например, кофейного фестиваля с тем, что кофе сейчас в тренде? Скорее, нет. Я считаю, что тут дело все же в хорошей работе всей команды, – говорит Станислав. – Кофейный фестиваль стал самым успешным по количеству гостей, и это неудивительно – бюджетные сеты, в кофейне не нужно бронировать столик заранее, вполне легко можно обойти несколько заведений за один день.
 


Пройти все заведения фестиваля для многих стало квестом. Организаторы рассказали, что одна компания из трех друзей умудрилась пройти все 20 заведений первого кофейного фестиваля за один день. В каждой кофейне кто-то один покупал себе сет – надо было как-то сэкономить, да и 20 раз в день кофе никто бы не пил. Если попробовать сделать так же на новом фесте, где сеты стоят 6 рублей, каждому из трех друзей придется потратить 40 рублей.

– Еще лет 10 назад в Минске не было нормального общепита. А сейчас у нас постоянно открываются бары, кафе и кофейни. Мы потихоньку разворачиваемся в сторону Европы и ориентируемся на то, что там происходит. Не думаю, что мода на кофе пропадет в обозримом будущем. Более того, надеемся, заведения будут открываться в каждом спальном районе. Сейчас ведь за кофе людям приходится ездить в центр города. У меня вот возле дома есть кофейня, которая открывается в 10 утра, – рассказывает Ольга. – Я этого совершенно не понимаю. Кому она такая нужна? К этому времени все уже на работе.
 


– А сохранится ли необходимость в вашем фестивале, когда кофейни будут в каждом спальном районе?

– Думаю, да, – отвечает Станислав. – Ведь люди идут за экономией денег, возможностью по-новому взглянуть на кофейный рынок, найти новые заведения.

В то же время мы понимаем, что этот фестиваль не сможет работать еще лет 10. Возможно, уже в 2019-м мы пересмотрим концепцию, что-то изменим. Мы следим за тем, что диктует рынок, и готовы меняться. У нас огромная база подписчиков, которые постоянно присылают отзывы, идеи, предложения, – таким образом тоже можно отслеживать тенденции.


«Все просят “Gastrofest.Фитнес”»: что нас ждет в 2018-м

У фестиваля набралась большая аудитория – в одном только Instagram уже 33 тысячи подписчиков. Организаторам безостановочно приходят сообщения с идеями, вопросами, предложениями. Узнаем о трех самых популярных просьбах:

– Топ-1 – это «давайте сделаем “Gastrofest.Фитнес”, чтобы худеть после всех остальных “Гастрофестов”». Вторая по популярности идея – организовать «Алкофест». И третья – Gastrofest.Italy. Все влюблены в итальянскую кухню и хотят ивент с ней. Но проблема в том, что не получится набрать 20 участников, не «притягивая за уши» заведения другого типа, у которых в меню просто есть пицца или паста.
 


На сайте уже опубликовано расписание фестов на весь 2018-й. Из нового там, например, «Gastrofest.Кино». Официального анонса, в чем его особенность, еще не было. Но нам ребята согласились рассказать:

 «Gastrofest.Кино» – это идея, которую нам предложила подписчица. Это возможность для заведений подготовить сеты по мотивам кино или мультфильма. Мы предлагаем им выбрать какой-то фильм – предположим, «Кавказская пленница». И заведению надо приготовить блюдо, которое фигурировало в этом фильме, или придумать интересную легенду, почему оно могло бы быть там.

Среди фильмов уже есть «Криминальное чтиво» и «Ван Хельсинг» – в блюде по мотивам этого фильма будет даже осиновый кол. Еще заняли фильмы «Кунг-фу Панда» и «Движение вверх». Так что посетители, кроме двадцати оригинальных сетов, еще и освежат в памяти двадцать классных фильмов.

Gastrofest.Seafood – идея, возникшая по следам азиатского Gastrofest. В эту идею попадут далеко не только заведения азиатской кухни.

Региональным «Гастрофестам» предшествует командировка на пару дней, когда мы обходим заведения и смотрим, как вообще обстоит ситуация с общепитом в городе. И в Бресте, надо сказать, все лучше, чем мы ожидали. Когда мы встречались с владельцами заведений, они говорили: «Вот у нас такие люди – они не очень любят ходить в рестораны. Очень сложно их вытащить из дома». Но все оказалось наоборот. Там много достойных заведений, которые и минским бы дали фору. Так что за Брест, в котором будет уже второй Gastrofest, мы не беспокоимся.
 


Сейчас, когда «фестивальный конвейер» уже налажен, организаторы начинают разрабатывать новые проекты. Например, уже в марте они выпустят карточку «Места». Идея – в совмещении информационного сайта и ресурса, который дает дополнительные услуги и привилегии. Эта карта будет давать скидку 20% в заведениях-партнерах, а среди бонусов есть и совсем сумасшедшие идеи: например, в некоторых кафе смогут приготовить блюда по вашим рецептам, если на кухне есть нужные продукты. Или даже оплатят такси до дома.

– Еще есть проект «Лето»: у Gastrofest.Streetfood пока нет четких временных рамок. На опыте прошлого «Стритфуда» мы поняли, что в самих заведениях проводить такой фест неправильно. Площадка у «Корпуса» с пятью траками и возможностью посидеть на солнышке и поесть – это был успех, туда приходило по 1500 человек за день. И мы хотим подарить городу подобную площадку, но на все лето. Однако пока ничего не обещаем – работа идет.
 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, архив героев.