Девочкам – гадание, мальчикам – бизнес-игра. Как мы искали гендерно корректные игрушки в универмаге

Девочкам – гадание, мальчикам – бизнес-игра. Как мы искали гендерно корректные игрушки в универмаге
Розовые ружья, пупсы с половыми органами и куклы, отдыхающие на яхте, – поговорили о гендерной специфике современных игрушек с руководительницей гендерного модуля ECLAB, менеджеркой Community Centre DOTYK Леной Огорелышевой.

Розовые ружья, пупсы с половыми органами и куклы, отдыхающие на яхте, – поговорили о гендерной специфике современных игрушек с руководительницей гендерного модуля ECLAB, менеджеркой Community Centre DOTYK Леной Огорелышевой.

«Мальчик играл с куклами, и родители решили, что он гей»

– Давайте сразу обозначим. Игрушки – это всего лишь часть процесса социализации ребенка, причем далеко не главная. Гораздо большее значение имеет воспитание и окружение, те реальные примеры, которые ребенок видит перед собой.

Тем не менее выбор игрушки – это еще и про те качества, которые родители хотят воспитать в своем ребенке. И если активные игры и конструкторы, которые чаще покупают мальчикам, развивают аналитические способности и лидерские качества, то для девочки приобретают кукол, наборы стилиста, где акцент делается на ее будущую социальную роль привлекательной жены и матери.
 


Запретом голубого и розового цвета или машинок и кукол ничего не решить, и это совершенно не нужно. Странно верить, что из-за этого у нас сразу же наступит равноправие. Дело в разнообразии выбора. Важно, чтобы мальчики и девочки могли играть с разными игрушками, а не только с «подходящими» по полу.

Интересна реакция на «отклонения» от нормы по отношению к мальчикам и девочкам, которые играют «не со своими» игрушками.

Когда девочка любит машинки и паровозики, играет в войнушку с мальчиками, то максимум, в чем ее могут обвинить, так это в том, что она «слишком активна для девочки». Ее могут порицать за активность, иногда родители сами могут покупать ей игрушки для мальчиков. Но уж точно никто не усомнится в ее сексуальности и гендерной идентичности.

В отношении мальчиков общество все еще очень строго стоит на защите маскулинности. Считается, что мальчиков растить сложнее – нужно всегда быть на страже мужественности.

Были моменты, когда ко мне как к бренд-менеджеру игрушек на тот момент обращались с вопросами: «Что делать? Мой племянник любит кукол, играет с ними. Родители забили тревогу, решили, что он гей, и отдали его в Суворовское училище».
 


Это как раз тот случай, когда причинно-следственная связь сильно хромает. Нужно понимать, что сексуальная ориентация (влечение к людям определенного пола или полов) к предпочтениям в игрушках не имеет отношения. И когда мальчик играет в куклы, это говорит лишь о том, что ему нравится играть в куклы. Возможно, это имеет отношение к развитию мелкой моторики, или он хочет смоделировать ролевые ситуации из реального мира – причин может быть множество.

Если воспитание девочки допускает вариации, то отношение к мальчиковой мужественности все еще очень строгое – не дай бог что. Можно поэкспериментировать, подарив кому-нибудь из знакомых малышей яркую девичью игрушку. Мальчик может воспринять ее с большим интересом, а вот родители, скорее всего, будут очень недовольны.

 

В первую очередь – принцессы, в последнюю – астронавты

С девочками тоже есть своя специфика. Спрос на традиционно женские игрушки много выше, чем на маскулинные игрушки, ориентированные на девочек. Один из крупнейших мировых производителей игрушек Hasbro выпускает игрушечные ружья под маркой Nerf. У них была экспериментальная линейка для девочек – все оружие розового цвета, – и она с треском провалилась в постсоветском регионе. Причина в том, что это достаточно дорогие игрушки, и, когда речь заходит о немаленькой сумме денег, родители в 90% случаев выберут девочке куклу.

И тут дело часто доходит до абсурда. Компания Zapf производит максимально правдоподобных пупсов – они не только плачут, но и едят, и даже какают. Кроме того, индустрия предлагает набор всех тех же вещей, что и для настоящего младенца, – вплоть до пеленального столика. И получается, что половина комнаты девочки – это детская для ее пупса. То есть девочка 5–7 лет уже должна уметь быть мамой или по крайней мере имитировать этот процесс.
 


Кстати, даже среди чисто «девочковых» игрушек есть гендерная специфика. Из одной линейки кукол, в которой будут, условно говоря, принцессы, цветочки, астронавты и инопланетяне, за неделю разберут принцесс, потом цветочки, а дальше на полках долго и мучительно будет стоять все остальное, что купят или из-за отсутствия альтернативы, или потому что собирают всю коллекцию – пусть валяется.

Но тут в силу вступают законы рекламы, и даже не самые очевидные персонажи могут стать очень популярными. В какой-то момент продажи активной Доры-путешественницы могут быть выше, чем у Барби, – не потому, что внезапно все родители осознали ценность ее жизненных установок, а потому что есть реклама.
 


Сойка, главная героиня «Голодных игр», и Лалалупси – одноглазая девочка-пират с деревянной ногой

 

«Половые органы у куклы? Развращение!»

Нужно понимать, что игрушечный бизнес, как и любой другой, заточен на прибыль. И разнообразие игрушек, соответствующее разным мировоззренческим позициям, не говорит о прогрессивности этой индустрии, а просто стимулирует к тому, чтобы люди больше покупали. Именно поэтому одни и те же игрушки фасуют в разные упаковки с подписью «для мальчика» или «для девочки». Врачом может быть ребенок любого пола, но девочке предложат лечить только девочку, а мальчику – мальчика. «У вас разнополые дети? Тогда покупайте два комплекта!» – говорит нам индустрия игрушек.
 


Кстати, с этой темой был связан скандал с Zapf в русскоязычном сегменте. Поскольку это очень правдоподобные игрушки, натуральности стараются добиться во всем. В линейке кукол Baby Born у кукол-девочек и мальчиков половые органы выглядят очень натурально. Обнаружив это, многие родители были возмущены: «Я купила своей девочке этого младенца, мы его раздели, а там – член! Как это объяснить дочке? Развращение!» Из-за этого сейчас на некоторых куклах пишут «Anatomically correct!» («Анатомически верно!»), предупреждая впечатлительных родителей о возможных сюрпризах.

Нестандартных гендерных игрушек для мальчиков в Беларуси нет: их не закупают и не производят, весьма обоснованно опасаясь низкого спроса. Хотя в мире, например, сейчас очень популярны те же плиты для мальчиков – они отличаются от девочковых только тем, что на коробке изображен юный представитель мужского пола.
 


И все же нельзя сказать, что отсутствие семейно-бытовых ролевых игр в детстве – причина, по которой мужчины дистанцированно относятся к детям или домашнему хозяйству. Например, мальчик растет в семье, где четко разделяются мужские и женские обязанности и мальчику ни в коем случае нельзя практиковать женские дела. Можно представить, что из него вырастет мужчина, который не подходит к детям за километр, не умеет готовить и ему ясно, что он «кормит семью», а все остальное его не касается. И это не про дочки-матери, а про то, в какой семье он вырос.

Мы можем представить семью, где мальчик все еще не играл в куклы, но у него были младшие братья и сестры и в семье было нормально, что именно мальчик за ними ухаживал, а еще и помогал родителям по хозяйству. Его поведение во взрослом возрасте уже будет совершенно иным, чем в первом случае.
 


Возьмем третий пример – семья, где родители решили, что, если мальчик интересуется куклами, то почему бы их ему не купить. Да, какие-то вещи он может усвоить, но в целом все еще не научится обращаться с детьми. Так что я бы не ставила знак равенства между игрушками и тем, каким человеком вырастает ребенок. Скорее, игрушки – это тоже следствие того, как воспитывают или хотят воспитать ребенка.

 

Куклы уже без каблуков, но все еще с макияжем

Стоит затронуть еще один важный момент – концепт расы. В толерантной Беларуси темнокожие игрушки всегда продаются хуже всего. Даже у одной из диснеевских принцесс, темнокожей Принцессы-Лягушки, самые низкие продажи в линейке. К слову, такое отношение часто связано именно с понятием красоты: зачем покупать черного, если можно купить красивого белого пупса? О том, что представление о красоте игрушки напрямую связано с ее цветом, даже проводили специальный эксперимент.

В мире же куклы разной этнической принадлежности становятся очень распространены, в первую очередь потому, что не только у белых людей есть финансовая возможность купить хорошие игрушки своим детям.
 


Возвращаясь к теме внешности: производители игрушек используют образы из индустрии красоты. Большие глаза, яркий макияж, идеальная фигура и вызывающая одежда – арсенал большинства кукол.

Но в этом плане тоже наблюдаются определенные изменения. Та же Барби, которую чуть ли не 50 лет подвергали критике за невозможные в реальной жизни пропорции. Для такого соотношения груди, талии и бедер женщине нужно удалить как минимум два ребра. Сейчас Барби прошла через социальную революцию, и кукол теперь выпускают разных национальностей, габаритов и физических возможностей. Про пертурбации с Барби, кстати, есть интересная книжка Линор Горалик «Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи».
 


При этом куклы а-ля Барби, которые появились не так давно, уже немного другие, и свои рекламные кампании их производители как раз строят на этой инаковости. Возьмем, к примеру, Мокси. Если Барби – это девушка 18+, то Мокси, скорее, девочка-подросток. У нее более подростковая фигура и реалистичные формы: меньше грудь, больше талия, толще руки и ноги. И очень актуальный слоган: «Будь собой! Следуй за мечтой!». У нее нет каблуков, но при этом все еще яркий макияж – без него кукла просто потеряется на полке.
 


И все же девочки постепенно отвоевывают себе и часть исконно мужских развлечений, каким, например, раньше считался конструктор. Был реальный случай, когда девочка написала письмо в «Лего»: мол, мне не с чем играть, все только для мальчиков. Оно было опубликовано, а компания «Лего» выпустила специальную серию Lego Friends. Она позиционируется как «специально для девочек». Lego Friends – это модные, красивые подружки, которые занимаются шопингом и путешествиями. Есть даже модель, где они отдыхают на яхте. Тот же «Барби-мир», но в виде конструктора.

В позапрошлом году был скандал, когда «Лего» обвинили в сексизме. После выхода нового эпизода «Звездных войн» компания выпустила коллекцию персонажей, где были все, кроме главной героини-девушки – Рей. Впоследствии серия была дополнена, однако, как мы видим, фигурка получилась очень похожей на мужчину.
 


В то же время Лего выпускает очень инклюзивные наборы, где персонажи вне гендерных стереотипов: например, папа гуляет с коляской, а мама подстригает газон; кроме того, есть фигурки пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
 


Если перейти в отдел с настольными играми, то можно заметить, что здесь как нигде оперируют предубеждениями, связанными с полом. Игры для девочек – гадалка, топ-модель, модный бутик, семья. Для мальчиков – как построить бизнес. Кстати, отдельно есть и бизнес-леди. Интересно, в чем отличие?
 


При этом не может не радовать, что на наборах вроде «Юный физик» начали появляться персонажи-девочки, что было большой редкостью еще несколько лет назад.
 


На вопрос «Нужны ли максимально нейтральные игрушки?» я бы ответила: нужны, но не только они. Важно предоставить выбор. «Мужские» и «женские» качества, которые традиционно через игрушки родители хотели воспитать в своих детях, нужны и важны теперь детям обоих полов.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Куда нести игрушки и детские вещи – чтобы сделать какого-то малыша счастливее
Ртуть в игрушках и свинец в помаде: экологи о том, что можно найти на этикетках, если правильно их читать
Живая библиотека. Радикальная феминистка о проституции, феминитивах и алиментщиках, которых нужно ставить к стенке
поделиться