«Хочу, чтобы он развлекся». Минчанин организовал выставку своего 80-летнего дедушки-сюрреалиста, который всю жизнь рисовал «в стол»

«Хочу, чтобы он развлекся». Минчанин организовал выставку своего 80-летнего дедушки-сюрреалиста, который...
15 июля в «Корпусе» открывается выставка «Массаж деревянной ноги» – первая персональная выставка 80-летнего художника-сюрреалиста из Воложина Вилия Янкелевича. Организатор выставки – его внук.

15 июля в «Корпусе» открывается выставка «Массаж деревянной ноги» – первая персональная выставка 80-летнего художника-сюрреалиста из Воложина Вилия Янкелевича. Организатор выставки – его внук.

Внука художника, психолога Александра Янкелевича, CityDog.by расспросил о творчестве дедушки, о том, почему ему важно сделать эту выставку, и о том, за что он благодарен деду.

– Какое твое самое первое воспоминание о дедушке?

– Мне сразу приходит в голову наш с дедушкой поход... Даже не так – Поход с большой буквы «П» на асфальтный завод. Мне было лет пять. Завод находился всего в пяти километрах от Воложина, но тогда это казалось огромным расстоянием. Наверное, с тех пор я люблю запах свежего асфальта.

Я помню, что дедушка был внимательным и воодушевленным, он всегда поддерживал мои идеи. Вместе с ним я рыл землянки, плел кольчуги, делал луки и арбалеты, вырезал фигурки из дерева и гипса, рисовал, лепил, строил вигвамы.

Мы вместе собирали коллекцию жуков, составляли гербарий, ходили по грибы. В общем, у меня было такое творческое и естественно-научное детство. Сейчас вспоминаю об этом как о важном опыте.

Несмотря на то что я вырос в Минске, у дедушки и бабушки я проводил большую часть каникул. Интересно, что сейчас дом моей семьи в Воложине – это одна из главных сновидческих локаций, события моих снов часто происходят там.

– А как дедушка оказался в Воложине?

 Дедушка родился в Минске, как и бабушка; я вообще минчанин в четвертом поколении, если посчитать. Сейчас деду 80, в Воложин он переехал 52 года назад, когда получил работу в местном лесхозе.

Потом родился мой отец, бабушка устроилась работать врачом в местной больнице – так они и остались в Воложине.

– Кто дедушка по профессии, как он оказался в лесхозе?

– Вообще, по образованию дедушка – инженер-лесовод, но рисует всю жизнь. Я знаю, что дед практически не выставлял свое искусство, его картины просто лежат в гараже, который служит ему мастерской.

Он десятилетиями не контактировал с профессиональной средой. Для меня это тем более удивительно: как он умудрился остаться настолько замкнутым в современном мире, когда каждый норовит любое свое достижение продемонстрировать в Instagram?

Это одна из причин того, почему я решил заняться выставкой. Мне интересно явить миру то, что зрело в отрыве от социума.

– Дедушка учил тебя рисовать?

– Дедушка не столько учил, скорее объяснял, что не нужно мешать творческому потоку. Например, когда после уроков рисования в школе я попробовал при нем что-то нарисовать под линейку, он указал на то, что это никуда не годится – линия должна быть живая. В этой ее не самой строгой прямоте и есть красота. «В природе нет прямых линий».

Я думаю, что детям присуще желание творить, они и есть воплощение творчества и спонтанности. Взрослым порой очень сложно рассмотреть и поддержать их порывы, потому что, в свою очередь, их порывы не были замечены их родителями – и так вглубь поколений.

Детям запрещают творить, или сравнивают их с другими, или оценивают, или пытаются на этом сыграть и заработать. Дедушке же удавалось пройти по тонкой линии: он всегда меня поддерживал, но никогда не ограничивал и не оценивал. Он просто поощрял мое желание творить.

В этом плане я рос в ненарциссической атмосфере, которая, как оказалось позже, встречается в семьях довольно редко. За это я ему благодарен.

Сейчас мне ничего не стоит «отпустить руку» как в прямом смысле, при рисовании, так и в переносном: я не ожидаю от себя чего-то особого и сверхъестественного, не считаю себя бездарностью – и потому не блокирую самовыражение.

– А за что еще ты ему благодарен?

– Дедушка очень живой и в хорошем смысле не от мира сего. Например, он всегда любил по-доброму приврать – озвучить какой-нибудь несуществующий факт, рассказать небылицу. Мне кажется, деды только этим и должны заниматься!

Например, когда я маленьким спрашивал, где ты, дедушка, работаешь, он отвечал: «На макаронной фабрике, пробиваю дырки в макаронах». Когда же удавалось уличить в его добродушной лжи, он всегда говорил: «Не любо – не слушай, а врать не мешай».

– Как бы ты хотел, чтобы прошла выставка? Что для тебя критерий ее успеха?

– Мне важно, что она просто состоится. Мне не очень интересно мнение профессиональных критиков, я ничего про них не знаю. Мне, скорее, важно, чтобы откликнулся условный хипстер, такой же, как и я.

Я вижу в работах деда энергию, которая близка нам, воспитанным и живущим в совершенно других условиях. Хочу, чтобы дед был доволен, чтобы он развлекся. Хочу, чтобы это было легкое и веселое событие.

 

– У тебя дома висит несколько его картин. По какому принципу ты их выбирал, что тебе резонирует в работах дедушки?

– Это хороший вопрос.

Думаю, что меня зацепили какие-то потусторонние образы, я увидел в этих работах отголоски других миров, других состояний сознания.

Я думаю, что голод по потустороннему – одно из важных человеческих проявлений, и мы пытаемся утолить его всеми возможными способами.

Потустороннее – что-то, что проступает через ткань повседневности и намекает, что я могу ошибаться и окружающая меня реальность не так уж стабильна.

– Ты в своей работе часто соприкасаешься с потусторонним?

– Да. Для меня психотерапия – это всегда соприкосновение с изнанкой, я каждый день касаюсь того, что люди хранят под семью печатями. Это всегда завораживает. Дедушка для меня проводник таких состояний.
 

– Мне кажется интересным еще один ракурс. В нашем обществе бабушки и дедушки участвуют в воспитании детей, но во взрослом возрасте зачастую связь с ними теряется. И такая выставка – это такой акт благодарности. Согласен?

– Мне кажется, у нас в целом принято благодарить старшее поколение, но делается это немного по-чиновничьи, казенным образом.

Я думаю, что как маленьким детям важно, чтобы взрослые увидели в них какие-то качества и поддержали их, так и тем, кто пришел в этот мир раньше нас, важно, чтобы мы по-настоящему их увидели.

Дедушка рисует не для меня, это просто его собственное желание. Организация выставки – это мой способ увидеть его не только как своего предка, но и как человека.

 

ВАЖНО: выставка работа Вилия Янкелевича «Массаж деревянной ноги» открывается 15 июля (понедельник) в культурном центре «Корпус». На открытии выставки Александр прочитает лекцию «Культура тебе не друг: как вернуть себе способность к самовыражению». Выставка проработает до 20 июля.
Вход бесплатный.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

поделиться