«Если ты подросток, тебе некуда деваться». Как минчане делают крутые дворы не только для детей и водителей

«Если ты подросток, тебе некуда деваться». Как минчане делают крутые дворы не только для детей и водителей
Почему во дворах должно быть хорошо не только детям и машинам? Надежда Царенок из «Минской урбанистической платформы», которая занимается проектом «Альтернативный двор», рассказывает, кому тяжелее всего найти свое место в городе и как пристроить «мужичков» с домино и шашками.

Почему во дворах должно быть хорошо не только детям и машинам? Надежда Царенок из «Минской урбанистической платформы», которая занимается проектом «Альтернативный двор», рассказывает, кому тяжелее всего найти свое место в городе и как пристроить «мужичков» с домино и шашками.

«У активизма женское лицо»

Надежда Царенок говорит, что проект «Альтернативный двор: Автозавод» начинался «как первый блин» – комом. Когда для преображения выбрали двор в районе автозавода, рассчитывали на заинтересованность местных жителей, но все получилось совсем не так.

– У активизма было женское лицо, – cмеется Надежда. – Это, конечно, хорошо. Но, когда в руки нужно было взять молоток или шуруповерт, приходилось сталкиваться с реальностью. Были мужчины, которые помогали, но их были единицы.

Площадку для первого «Альтернативного двора» выбрали среди трех-четырехэтажных домов, поэтому охват местных жителей получился небольшим. Помогать вызвались буквально несколько человек. Надежда уверена, что в первый раз они переоценили активность минчан.

– Наша инициатива хоть и создана для помощи горожанам, но основана все же на профессиональном подходе. Такие вещи, как планирование обычного двора, требуют грамотной проработки и цельных комплексных решений. При этом без активных жителей этих дворов тоже ничего не получится, потому что для них все и делается. Без них мы долго не продержимся.

После работы над двором возле автозавода за командой закрепилась репутация «спасителей детских площадок». Но, как признается Надежда, это не было их целью, потому что городская среда должна быть удобной для всех, а не только для детей.

 

«Думали, что мы какие-то шарлатаны»

После не самого удачного первого опыта команда «Альтернативного двора» решила найти самых заинтересованных горожан и обратилась в СМИ. На призыв изменить свой двор отозвалось около 20 человек.

– В основном писали одиночки, за спиной которых не было таких же активных жителей. Это нас огорчало. И наконец нам написала председатель ТСЖ дома на проспекте Рокоссовского. Мы знали жителей в этом доме, поэтому выбрали этот двор. И не прогадали.

Следующим шагом проекта стало исследование и планирование двора в Серебрянке. На этот раз активных заинтересованных людей оказалось намного больше. В 2016 году начались наблюдения за двором и обсуждения с местными.

– Это был обычный транзитный двор, в котором ничего нет. Дети могли играть с остатками советского наследия, а для подростков и взрослых вообще ничего не было. Мы пошли в Серебрянку из-за стереотипа: думали, что это неблагополучный район. На самом деле все совсем не так! Район отличный, люди активные, – объясняет Надежда.

Команда «Альтернативного двора» хотела по максимуму вовлечь жителей в проект. Для этого устроили «мастерские» с детьми, подростками, взрослыми и пенсионерами. Так старались понять, что именно нужно людям от своего двора.

– Мы удивились, что пришло около 15 пенсионеров. Но, к сожалению, после того как они с нами поговорили, решили, что ничего не будет. Подумали, что мы какие-то шарлатаны, ждали, что мы будем просить у них денег. Никто даже не был готов разобраться, что мы предлагаем, просто решили с нами не связываться.

Активнее всего оказались подростки. С ними команда «Альтернативного двора» делала коллажи, представляя, каким может стать двор в Серебрянке. На основе получившихся вариантов начали формировать окончательный план.

– Было много скепсиса, люди не верили, – вспоминает Надежда. – К сожалению, к общему собранию осталось совсем немного заинтересованных людей. Да и те, кто остались, в основном говорили, что им очень сложно проектировать двор. Но это даже хороший показатель. Люди поняли, что городская среда – это не так просто и нужно думать обо всех и сразу.

Надежда уверена, что пользователь – лучший эксперт, потому что ни один даже самый грамотный архитектор не даст настолько точных рекомендаций по дворовому пространству, как местный житель.

«Если ты проводишь время на улице – ты неблагополучный»

Команда проекта разработала три варианта функционального зонирования территории. Их представили жителям. И, к удивлению инициативной группы, оказалось много недовольных предложениями.

– К тому моменту ЖЭС уже отвоевал достаточно много газона у автомобилистов. На общее обсуждение пришло много автомобилистов, которых возмущало, что мы снова урезаем количество парковочных мест во дворе, а то и вовсе предлагаем сделать двор без автомобилей. По итогам обсуждения стало понятно, что жителям нужна только площадка для детей и парковка. Вывод получился довольно пессимистичным.

Надежда уверена, что дворы принадлежат не только детям и автомобилистам. По ее словам, подростки – одна из самых обделенных категорий. На встречах подростки рассказывали, что проводят вечера в подъездах, из которых их выгоняют, или на лавочках во дворе, откуда их тоже частенько просят уйти из-за шумного поведения.

– Если ты подросток, тебе некуда деваться. Ты автоматически становишься асоциальным. Если проводишь время на улице – ты неблагополучный. Помимо спортивной площадки для подростка, по сути, вообще ничего не придумано. Городская среда бедна, и она приводит к возрастной дискриминации. Если ты старше 13, но младше 25, а денег на поход в кафе или кино нет, то ты обречен. А ведь подростковый период – это период становления, очень важно, чтобы он проходил адекватно.

Надежда говорит, что особенно расстроилась из-за реакции пенсионеров. Те говорили, что «уже отжили свое, пускай решают молодые».

– Многие считали, что просто доживают. Это очень грустно. И все, что из разговоров с ними удалось выяснить, это то, что они хотели бы остаться где-то поближе к подъездам.

Особенно удивила ребят активная группа местных «мужичков», которые любили проводить время на улице, играя в шахматы, карты и домино. Еще до появления «Альтернативного двора» они устроили собственный self-made space со столиками и стульями. Но работники ЖЭС постоянно убирали эти сооружения.

– У этих «мужичков» есть прямой запрос на городскую среду, в которой они могли бы проводить время. Но никто ничего для них не делает. На наших мастерских им выделили ровно ту же локацию, которую они сами заняли, – место, где они никому не мешают. Вопрос ведь стоял не в том, чтобы выгонять их, а в том, чтобы, наоборот, интегрировать их в среду.

«Если кто-то еще придет, то я тоже пойду»

Активисты разработали план нового двора, в котором была не только детская площадка, но и качели для взрослых, местечко для «мужичков», теннисный стол и многое другое. Все это понемногу усилиями местных жителей и активистов из «Минской урбанистической платформы» появилось во дворе в Серебрянке. Но на этом изменения во дворе не закончились, сейчас проект перешел на следующий этап.

Команда «Альтернативного двора» старается найти возможности, чтобы реализовать весь проект, который предусматривает постепенное избавление от припаркованных у подъездов машин: проезд будут поэтапно заужать и расширять за этот счет пешеходную и зеленую зоны.

– Сейчас машины припаркованы вдоль всего проезда и даже на пешеходной дорожке. В одном из подъездов живет инвалид-колясочник. И, хоть для него сделали пандус, чтобы он мог выехать из подъезда, дальше он все равно не может добраться, потому что дорожка узкая – 60 см – и вся заставлена машинами.

Надежда уверена, что «убирать» автомобили со двора можно только постепенно. Оставить проезд подумывают только с одной стороны, а для машин скорой помощи и МЧС будет возможность проехать по пешеходной дорожке ко входам с пандусами. При этом девушка уверена, что сделать все одним махом попросту не вышло бы – слишком дорого и резко.

– Работа над двором показала, что люди лучше воспринимают перемены и бережнее относятся к дворовому имуществу, если приложили к этому руку или поучаствовали материально. Некоторые говорили: если кто-то еще придет, то я тоже пойду. Работало коллективное правило. Поэтому мы планируем по максимуму привлекать местных к проекту. Кто-то будет работать руками, кто-то спонсировать – только так все заработает.

Пока то, что мы показали в проектах, людей интригует, интересует: дети хотят площадку для катания на скейтах, роликах и самокатах, «мужички» – свою лавочку со столиками, пенсионеры – тихое место у подъезда, подростки – уединенную зону для общения. Для каждого должно быть свое место.  

Надежда и команда «Альтернативного двора» работают над новым проектом. На этот раз работать будут не над двором, а над междворовой территорией всего района. Сейчас изучают пешеходные потоки и то, как жители используют пространство. О своих планах команда собирается рассказать дополнительно, когда планы приобретут более реалистичные очертания.

– Это уже более масштабный проект. Думаю, мы для него созрели. Есть масса идей, которые хочется воплотить, и, надеюсь, у нас все получится. Пока мы присматриваемся к опыту соседних стран. Например, в Польше успешно преобразуют дворы с такими же советскими девятиэтажками, как у нас. Классные идеи мы подсмотрели в Чехии и Германии. Причем идеи простые – их легко воплотить при небольших затратах. Главное – чтобы была инициатива и желание от местных. Тогда все точно сработает.

Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by и 34mag.net.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: архив Минской урбанистической платформы.

Еще по этой теме:
«В Минске джентрификации нет и быть не может». Урбанисты о том, почему наш город не будет развиваться по европейской модели
«Наконец-то это перестало быть модным!» Что происходит с минской урбанистикой и зачем идти на урбанистический форум
Кто есть кто в минской урбанистике
поделиться