«Мы хозяева своего города». Зачем минчанин 14 лет делает городские квесты, на которых невозможно заработать

«Мы хозяева своего города». Зачем минчанин 14 лет делает городские квесты, на которых невозможно заработать
Вы уже играли в «Отрыв»? Если нет, то сегодня мы расскажем, как на протяжении 14 лет один человек продолжает создавать городские квесты, благодаря которым горожане лучше узнают свой город.

Вы уже играли в «Отрыв»? Если нет, то сегодня мы расскажем, как на протяжении 14 лет один человек продолжает создавать городские квесты, благодаря которым горожане лучше узнают свой город.

В 4 года Леша начал строить свои первые маршруты. В своей детской комнате он сооружал импровизированный автобус из стульев и гнал по маршруту – карте, которую его дедушка-водитель снял со старого автобуса и подарил внуку. В 9 лет парень уже составлял дворовые велопрятки для своих друзей – «иначе было скучно». Он всерьез подходил к делу: увлекался картографией, любил планировать поездки и постоянно просил родителей покупать самые свежие карты Минска.
 

Сейчас Алексею 31 год, а в 18 он основал первый и самый крупный городской квест «Отрыв».


«ПЕРВУЮ ИГРУ Я ПРИДУМАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА»

Алексей родился и вырос в Минске: первые 20 лет жил в Лошице, сейчас – в Зеленом Луге, но планирует перебираться в район бывшего автовокзала «Московский». При этом центр города нашему герою знаком с детства – он учился в гимназии за Филармонией. Каждый день по дороге на учебу он изучал местность и общественный транспорт.

– Идею городского квеста я подсмотрел в Москве, где «зеленые» делали подобные игры, чтобы привлечь горожан чаще пользоваться общественным транспортом. И свою первую городскую гонку почти 14 лет назад я организовал для минских ребят, которые создали форум любителей общественного транспорта. Игра получилась маленькой, но интересной. Теплым пятничным вечером мы в составе 10 человек устроили городское соревнование по точкам, добраться до которых нужно было на общественном транспорте. Идея в том, чтобы как следует изучить транспорт, не застрять в пробке и найти самый удобный и быстрый маршрут.
 

После девятого класса Леша поступил в Лицей БГУ, а затем – в БГУ на прикладную математику. Правда, программистом работать ему было скучно: «Много работы “в стол”, и не хватало человеческого общения».


МИНСК: ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА, СТРИТ-АРТ И ТРЭШ-АРТ

Полгода гонки на знание общественного транспорта проходили по простому принципу: победитель должен был создать маршрут для следующей игры. Участников становилось все больше, но многие признавались: «идея крутая; правда, играть скучно». Тогда Леша взял все в свои руки и сказал: «У меня есть видение, и я буду делать игры по-новому. Если кому-то не нравится, извините».

Теперь два-три раза в год в Минске и других городах Беларуси проходит городская игра «Отрыв», в которой каждый раз участвует около тысячи человек. Существенным изменением стало то, что объектом игры выступил город и его достопримечательности: исторические места, стрит-арт и даже трэш-арт – например, лебеди из покрышек или пластика.

– В 2011 году все завертелось по-серьезному: на протяжении года с нами работала пиарщица, которая нашла спонсоров, и мы стали сотрудничать с различными компаниями. И главное – у нас появилась постоянная площадка. Мы сменили скамеечки в парке на Лицей БГУ, и теперь ежегодно открытие сезона стартует именно там – администрация Лицея очень нам помогает.

А откуда у вас были деньги на пиар?

– Со взносов. Даже самая первая игра была платной, просто раньше эта сумма составляла 50 копеек с человека, а сейчас варьируется от 30 до 40 рублей за команду (как правило, в команде от 2 до 4 человек). Поэтому я зарегистрировал юридическое лицо и плачу налоги. Одно время даже подумывал сделать «Отрыв» своей основной деятельностью, но вовремя понял: такой продукт в рамках нашей экономики невозможно продавать.
 


ПОЧЕМУ НА ГОРОДСКОМ КВЕСТЕ НЕЛЬЗЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ

Работу Леша сменил и сейчас трудится в техподдержке компании, разрабатывающей IT-продукты. Но уезжать в другую страну, где городские квесты ценятся больше, он не захотел: «Все-таки мой город – Минск, и я люблю его таким». Сейчас игры проходят редко, но «качественно»: Леша говорит, что самое важное для организатора – «чтобы “Отрыв” был одним из самых долгожданных событий года».

– Каждая игра уникальна. В городе вовсе не два или три, а целое множество знаковых мест, о которых стоит рассказать. Каждая локация интересна в контексте и сравнении. Но для тех, кто много путешествует, Минск может показаться скучноватым. На самом деле так и есть, особенно если сравнивать его с каким-нибудь Львовом, который ассоциируется с крутыми заведениями.

Например, игра «Теплые буквы» создавалась совместно с питерскими организаторами: они придумали формат, а мы разработали «начинку». Идея игры такая: в книжке собран белорусский алфавит, где с каждой буквой связано какое-то место или история. В основном места были связаны с заведениями и учреждениями. Изюминкой стал Ботанический сад, а так как игра проходила зимой – его закрытая оранжерея. Игроки из серых зимних будней попадали в лето, где среди кактусов и суккулентов искали подсказки.
 

В качестве одного из типовых заданий игрокам обязательно выдается старая карта города, чтобы они могли сравнить ее с современной местностью и найти по ней существующее в наши дни здание или сооружение. 


Пару лет назад на одном из урбанистических фестивалей Леша представил свой проект – там его заметили девушки из ассоциации библиотекарей. Оказалось, что минские библиотеки пустуют, молодые минчане больше не берут книги и мало читают. Через пару дней девушки связались с Лешей и предложили сделать квест. Так была создана игра «Читай-город».

Старт и финиш этого квеста прошли в Национальной библиотеке, а это значит, что практически на целый день «алмаз» был «захвачен» горожанами, которые искали подсказки по всем этажам и залам главной библиотеки страны. А еще игроки познакомились с десятком других примечательных библиотек нашего города.
 


ИЗ 100 ТОЧЕК ВЫБИРАЮТ ТОЛЬКО 20 – «ОСТАЛЬНЫЕ В МУСОРКУ»

– С поиском тем и мест есть проблемы, часто случаются творческие кризисы, – признается Леша. – Именно поэтому игры такие редкие. Нам не хочется, чтобы страдало качество. Поиском мест для квеста занимается целая группа: мы с волонтерами в течение 6-8 выходных подряд обходим все административные районы Минска. Мы заходим в каждый двор, находим что-то необычное или примечательное, фотографируем и думаем, как это может быть использовано в квесте. За время таких походов можно найти до 100 точек, хотя в игре будет использовано максимум 20. Все остальное идет либо в мусор, либо дожидается следующих игр.
 

В последние годы Леше все сложнее придумывать задания, ведь с ним «конкурируют» Google и «Яндекс.Панорамы»: «Теперь путешествовать по Минску можно не выходя из дома».


Команда волонтеров собралась очень естественно: кто-то пришел из игроков, а кто-то сразу вызвался писать сценарии. Команда меняется: некоторые постепенно отходят от игр, а некоторые начинают создавать свои «движухи».

– У наших волонтеров есть разные задачи: часть команды участвует в поиске точек, еще часть тестирует загадки, а кто-то помогает с доставкой брошюр и листовок, арендой снаряжения и так далее. В день игры обязательно есть волонтеры, которые встречают игроков, регистрируют команды и ждут их на финише.
 

Квест «Вино из одуванчиков»: ночная велоигра, где горожане заново знакомились с районом Лошицы, Серебрянки, железнодорожного вокзала и старого аэропорта.


В 2016 году Леша занимался продюсированием команды из Молодечно. Молодые и инициативные девушки были готовы проводить городские квесты у себя «дома» каждые две недели, но на игры к ним приходило не более 15 человек. Тогда Леша предложил свою помощь: «Вы пишете игру, а на нее из Минска приезжает 400 человек». Он только рад делиться опытом: «Развитие городских движух – это лучшее, что может происходить с городом и его жителями».

Кроме Минска Леша периодически проводит игры в других странах. Например, на «Отрыв» во Львов из Минска приехало около 160 человек. Чтобы написать этот квест, ему пришлось заранее приехать во Львов и на протяжении недели каждый день ходить по городу из конца в конец, чтобы найти крутые места, о которых пока еще не все знают.  
 

Квест Level Up проходил через Комсомольское озеро, Веснянку, Масюковщину и Каменную горку. Креативная табличка о собаке со слабыми нервами находится в районе улицы Новаторской, а гигантские кружки словно из сказки «Алиса в Стране чудес» – в Каменной Горке.


АКТИВИЗМ – НЕ АКТИВИЗМ: ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ВСЕ?

– В мои 20–25 лет «Отрыв» был для меня интересной движухой, где можно собрать невообразимое количество человек и отправить по разным точкам города. Взамен я получал кучу благодарностей и пожеланий делать игры еще. Потом я задумался. Мне вдруг захотелось, чтобы люди увидели город моими глазами и прочувствовали мое отношение к Минску. Когда и это удалось, я задал себе главный вопрос: «Что дальше?» Мне вдруг стало непонятно, для чего я все это делаю и какова конечная цель.

Можно сказать, что мне повезло – ответ на этот вопрос я нашел, когда на городских фестивалях знакомился с урбанистами, например Георгием Заборским и Надеждой Илькевич. Постепенно я понял, что такое городские сообщества, зачем они нужны и как они меняют город – как мы все можем менять наш Минск.

Сейчас Леша четко понимает: «Отрыв» – это активизм, а не зарабатывание денег, иначе все было бы по-другому. А еще он понимает, что из Минска ни ногой, хотя многие и воспринимают наш город как перевалочный пункт.

– Для меня это трагедия, когда человек не может продолжать существовать в том месте, где родился. И причины могут быть разными – иногда это происходит вынужденно. И, чтобы таких трагедий было меньше, я стараюсь действовать по теории малых дел, когда все зависит только от меня. Сначала я преобразовываю пространство вокруг себя. Если каждый будет действовать так же, мы сможем дойти и осуществить большие цели. Примером служит Минск в 2011-м и Минск в 2017-м: сравните – и вы не узнаете свой город.
 


– Еще я заметил, что часть людей, которые играли 5-10 лет назад в «Отрыв», сейчас делают свои инициативы для Минска. Например, Евгений Хоружий, который со своими единомышленниками стал активистом Минского велосипедного общества. Теперь они прокладывают велодорожки, делают «Велокухню», фест «Viva, ровар!» и многое другое. Такие примеры – основная цель, мне хочется менять город и показывать: «Это возможно, это не сложно». Если уж говорить глобально, то через «Отрыв» горожане могут прочувствовать и понять: «Мы хозяева своего города».

Для многих минчан городские фестивали – это красивая картинка, когда раз в год разрисовывают стены домов. Но для организаторов, художников и урбанистов это возможность стать заметным и сделать так, чтобы не ты бегал за чиновником, а чтобы чиновники обращались к тебе как специалисту, эксперту и просто активному горожанину.

* * *

В этом году запланирована трилогия игр «Большие планы», которая пройдет в трех городах: Москве, Питере и Минске. Леша организовывает ее вместе со своими друзьями – коллегами по городским квестам из российских городов. В основу сценария масштабного квеста легли генеральные планы трех городов, разработанные в 30–40-е годы. В этих квестах игроки смогут сравнить планы с реальностью и увидеть, что получилось осуществить, а что так и осталось на бумаге. Следить за новостями об игре можно здесь.

 

Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by и 34mag.net.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, архив героя.

Еще по этой теме:
«ЛГБТ-организации – это не про прайды, каминг-ауты и однополый секс»: участники MAKEOUT об активизме и выгорании
В Минске перезапускают легендарный городской квест «Схватка»
Создатель рейтинга квестов: «За 500 000 руб. в Минске можно сыграть как в потрясающий, так и в ужасный квест»
поделиться