«Лихо поедем!» Зачем известная белорусская фристайлистка стала тренером для особенных детей

«Лихо поедем!» Зачем известная белорусская фристайлистка стала тренером для особенных детей
В рубрике Grass Roots мы рассказываем о минчанах, взявших инициативу в свои руки и меняющих жизнь к лучшему. 

В рубрике Grass Roots мы рассказываем о минчанах, взявших инициативу в свои руки и меняющих жизнь к лучшему. 

Инга Дубинина, руководитель «Центра проблем детского развития “Левания”», искала белорусских тренеров, готовых адаптировать к белорусским реалиям итальянскую технологию реабилитации детей с инвалидностью катанием на горных лыжах. Ассоль Сливец, мастер спорта международного класса по фристайлу, серебряный призер чемпионата мира-2007, наткнулась на этот пост случайно, позвонила Инге и предложила свою помощь. Правда, из-за беременности третьим ребенком и предстоящих родов попросила отсрочку – всего на месяц.

Сейчас проекту реабилитации спортом Move Team уже полгода, здесь работают три тренера. Зимой 2016 года заниматься лыжами в Move Team пришло 18 детей. Некоторых на трассу в Солнечную Долину возили из соседних городов. Администрация отнеслась деликатно, канатчики помогали. Рядом тренировалась детско-юношеская школа по сноуборду и по горным лыжам. Всем хватило места и снега – и детям с инвалидностью, и будущим звездам белорусского спорта. Летом учеба перенеслась на 300-метровый роллердром в Серебрянке: здесь детей учат кататься на роликах.

– Инга искала тренеров в Беларуси, которые бы могли и хотели поучиться у итальянцев и потом заниматься тем же самым в Беларуси. Беларусь маленькая, лыжников немного. Это все или бывшие спортсмены, которых по пальцам, или продвинутые «туристы». И я подумала, что меня так долго и хорошо учили лучшие тренеры в разных странах, что жаль это не использовать. Это то, что я действительно могу. Могу любого человека поставить на лыжи или научить делать сальто... Любого. И я написала: ок, я готова, давайте попробуем.

Ну и еще был один «звоночек». У моего мужа, Сергея Минина, тренера детской конькобежной команды, есть роллерная школа. Туда приходят разные мамы. И была одна очень настойчивая, которая все упрашивала поставить на ролики ее ребенка с ДЦП. Понятно, что никто из инструкторов не хотел брать на себя такую ответственность: это спортивная школа, она массовая. В группе из 15 детей сложно уделить больше внимания какому-то одному ребенку. А она все ходила и ходила… В общем, Ингин пост и эта мама сделали свое дело: я решила, что попробую. Не получится – откажусь. Этого мальчика потихоньку начали ставить на ролики, приседать с ним... Поехать он не поехал, но стал вполне уверенно ходить на роликах, а за ручку мог и проехаться. Чтобы вы понимали: мальчик с ДЦП ходил на костылях. Понятно, что он никогда не проедет марафон на роликах, но это уже другой уровень жизни.

– Ты училась работать с особенными детьми?

– Да, конечно, мы съездили в Италию, где учились ставить на лыжи деток с различными нарушениями. Это очень сильно помогло. Катание на горных лыжах в качестве реабилитации там успешно используют уже лет 10. Результаты очень впечатляют. После поездки я даже лежачего могу поставить на лыжи. К нам, правда, еще не пришел такой тяжелый ребенок – никто не решился, – но я жду, мне самой интересно.  

– Результат от занятий получается очень быстрый. Это настолько окрыляет! Ребенок никогда в жизни не прыгал – начал прыгать, не мог поднять ногу – начал переступать через препятствие… У него потихоньку появляется картина своего тела, которой никогда не было! Там ведь нарушены нейронные связи, связь мозга и мышц. А с каждым новым освоенным движением в мозгу образуются новые нейронные цепочки. И он начинает собой гордиться, стараться, понимать, зачем от него хотят порой невозможного.

– Зачем детям с инвалидностью осваивать такие сложные виды спорта?

– Это дает качественно новую информацию для их мозга и тела, развивает новые умения даже тогда, когда другие методы уже не дают желаемого эффекта. Это одновременно социализирует детей с особенностями, выводит их из специализированной среды реабилитационных центров в нашу обычную реальность. Получается умная и естественная инклюзия, включение особенных детей в социум.

Эти дети очень хотят быть «как все». Для них это важно. А катание на самокате, велосипеде, роликах – это же базовое умение любого ребенка. И они – такие же дети. Просто надо помочь им, немного облегчить старт.

– Падают?

– Ну, я иногда подотпускаю их, чтобы почувствовали, что все не безнаказанно. Что, если расслабляться, могут быть последствия.

– Ты говоришь так, будто жалость – привычное для нашей страны отношение к детям с особенностями – это совсем не про тебя.

– А чего их жалеть? Они такие замечательные! Надеваем на Иришу недавно ролики, спрашиваю: «Ира! Как поедем?» И мне Ира, которой обещали, что она будет овощем, маму-папу узнавать не будет, говорит: «Лихо поедем!» Лихо, понимаете?

Или есть мальчик, 5 лет, ДЦП, учится ходить. Он не говорит, а иногда создается ощущение, что не слушает и не понимает. Мне его мама как-то говорит: «Давайте я вам покажу, как Ванечка читает». А Ванька ползает по траве, ему планшет не сильно интересен – букашечки всякие больше нравятся. «Только, – говорит мама – давайте мы эту книгу с вами сами сначала прочитаем, а то он очень быстро справится». «Так и я не медленно!» – отвечаю я. Она настаивает, мы открываем книгу – там страниц 20 текста, никаких картинок, слова сложные, предложения закрученные. Мой первоклассник ничего бы там не понял. Мы прочли, в конце книги нашли вопросы – с ходу на них не ответили, пришлось обратно лезть в текст и искать. Зовем Ваньку, уговариваем прочесть: он одним глазом смотрит и одну за другой быстро пролистывает страницы. В конце за минуту отвечает на вопросы, тыкая пальцем в иконки. Я в шоке была! Это какая у ребенка фотографическая память! Если он с такой скоростью читает и понимает, он же наверняка думает, что весь мир какой-то очень медленный! А я ему на занятиях: «Ваня, подними ножку! Ваня, ты меня понимаешь?» Я же для него вообще какой-то тормоз!

Поэтому то, что дети в колясках, – это только оболочка. Это какие-то инопланетяне, которые к нам пришли, а мы только на оболочку и можем отреагировать.

– Не боишься брать на себя ответственность?

– Боюсь, а что делать? На таких детей страховые компании не дают страховки, медучреждения – справки о том, что им можно заниматься. Все себя перестраховывают. В социальном плане этих людей у нас нет, им все «противопоказано». И что, забыть о них? Когда родители приходят, они подписывают бумагу о том, что понимают, что это экстремальный спорт и всякое бывает… Но если сидеть, бояться и ничего не делать, то ничего и не будет.

Все, что может предложить таким детям государство, – это старые отечественные методики, вроде как бережные, а на самом деле просто унифицированные и неработающие. ЛФК вместе с массажным комплексом занимает 30 минут. Что такое 10 минут массажа и 10 минут ЛФК, если только разминка на тренировке столько занимает? Да и если за тебя делают упражнение или симулируют его, занятие ничего не дает. А когда делаешь сам – пусть криво, косо, не с той амплитудой, – в мозгу появляются новые нейронные цепочки.

– Как твои дети относятся к тренировкам с особенными детками?

– Нормально относятся! Это во взрослых головах проблемы, что эти дети какие-то не такие. Для детей нет вообще никакой разницы. У нас есть девочка Алиса, она приезжает заниматься на коляске. Как только от мамы отъезжает, к ней тут же дети подбегают: «Привет! Какая у тебя коляска классная!» – они общаются. Но при маме не подходят – стесняются.

– Мы знаем, что «Левания» сейчас ищет новых тренеров, чтобы подготовить их к работе с особенными детьми. С какой мотивацией лучше к вам приходить, чтобы попробовать себя в качестве тренера?

– Самое главное – прийти не для того, чтобы кого-то жалеть. А как на обычную тренировку со своей программой, которую надо выполнить. Если жалеть, не будет результата. Но и продавливать нельзя, у них и так боли и горя в жизни хватает. В общем, быть чутким, найти этот баланс… Это живые нормальные открытые дети, они с тобой общаются, шутят, проверяют границы: где можно схалтурить, где нельзя, где можно сесть на шею, а где уже пора слезть – как все.

Ну, и должно быть понимание, что это не разовая акция доброты. Это надолго. В Италии, конечно, с этим проще. Там в принципе проще, климат другой, уровень достатка. У нас все бегут-бегут, локтями работают, выживают… Тут не до больных детей. Но уровень жизни вырастет, люди расслабятся, станут добрее… Все начинается с малого. Главное – хорошо делать свою работу.

– А у тебя какая мотивация?

– Я занимаюсь любимым делом: жизнь короткая, и нельзя позволить себе ее тратить на то, что не любишь, ждать, пока закончится работа, глядя на часы.

Столько людей в меня вкладывали свои знания, время, опыт… У меня тренеры были со всего мира! Мне приятно, что весь тот багаж ценнейших знаний продолжает работать и приносить пользу. Тренировать спортсменов – это, конечно, хорошо, но слишком много политики. Да и, имея трех детей, отодвинуть их интересы на задний план и заняться интересами чужих, уезжать в длительные командировки мне неинтересно. А здесь я абсолютно на своем месте: задача сложнейшая, а отдача огромная.

Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by, 34mag.net, платформы Talaka.by и онлайн-журнала «Имена».

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

  

 Просветительское учреждение «Офис европейской экспертизы и коммуникаций», УНП 191694433

Еще по этой теме:
Устройство для полетов и ложа для гостей в инвалидных колясках. ТЮЗ открывается после реконструкции
Модель с ДЦП: «Люди готовы жертвовать человеку с инвалидностью на хлеб насущный, но не на успех»
Не вышибать слезу, а устраивать тусу. Парень исполняет необычные мечты людей с инвалидностью
поделиться