«За жизнь можно сделать две-три карьеры». HR-гуру о том, как сменить профессию, если вам за 30

«За жизнь можно сделать две-три карьеры». HR-гуру о том, как сменить профессию, если вам за 30
Как не стать средненьким профессионалом, который ненавидит свою работу. Поговорили c HR-экспертом и хедхантером Аленой Владимирской.

Как не стать средненьким профессионалом, который ненавидит свою работу. Поговорили c HR-экспертом и хедхантером Аленой Владимирской.

Алена Владимирская – хедхантер, основательница сервиса поиска работы «Антирабство» и кадрового агентства PRUFFI. Одна из самых известных в СНГ экспертов в области рекрутинга и HR для интернет-индустрии.

«У меня карьера в международной компании».
Почему это не круто

– Понятие «карьера» будет существовать всегда, потому что люди любят деньги, славу и признание. Комбинация «деньги и профессиональное признание» – это и есть карьера.

Другое дело, что карьера может быть выражена иначе. «Я устроился в международную компанию», «работаю в крупнейшем банке»... Для тех, кому меньше 30 лет, эти ценности уже перестают быть базовыми. Это уже «не торкает».

Что «торкает»? Работа, которая дает развиваться и соблюдать баланс жизни. Все истории из серии «работа – смысл жизни», «я работаю 24 часа в сутки», «через 5 лет я стану партнером» – это уже не круто.

Круто сделать свое дело. Но под «крутым» перестает пониматься большое дело – это могут быть успешные сыроваренные фермы, маленькие бутики. Круто все, что приносит пользу и меняет мир: работа в сфере альтернативной энергетики, альтернативных финансов, здорового образа жизни. Это – крутая работа, потому что она дает деньги и одновременно меняет человечество.

Если вдруг понял, что ненавидишь свою работу

– Это часто встречается, мы видим такой тренд. Люди, которые хотят поменять отрасль, делятся на два типа.

Первый: успешный юрист или финансовый директор добился всего – ну, разве что сменить компанию на чуть лучше. Он говорит: мне 45 или 50 лет, у меня впереди 20 лет профессиональной деятельности, и я хочу попробовать что-то другое.

Второй тип – это очень большая категория людей с трагической ошибкой, которая произошла при выборе карьеры. Это когда родители говорят: «Нет, не пойдешь на журфак, сначала выучись на экономиста, чтобы зарабатывать на верный кусок хлеба». Наши родители не были плохими, просто они жили в тех условиях, когда выживание было гарантировано фиксированной зарплатой. Или еще варианты: «пошла учиться вместе с подружкой» или «рядом с домом», «вышла замуж, пошли дети»... А потом очнулся человек – такой средний профессионал, который ненавидит свою работу.

Когда к нам приходят такие люди, мы сразу говорим, что будет непросто. Никто не берет людей без опыта работы в новую отрасль, никто не берет людей старше 20 лет в качестве стажера. Всем нужен опытный специалист. А еще на первых порах человек потеряет 20% в деньгах от текущего дохода и упадет в позиции на один-два уровня.

Мы снимаем «хотелки». Есть такое понятие – «мифологизация работы». Например, приходит девочка: «Хочу свое кафе». Отправляю ее стажером в дружественное кафе, а она возвращается через два дня и говорит, что уже не хочет кафе. Думала, будет общаться и кофе подносить, а там – бесконечные проверки, официант что-то украл, привезли просроченные продукты…

Когда человек в итоге вычеркнул половину «хотелок», надо смотреть, какие есть навыки, где они могут быть востребованы. После знакомим с людьми из этих отраслей, потому что по резюме устроиться невозможно (в этом случае) – только через референсы, через рекомендации тех, кто работает в этих отраслях. В среднем в течение года люди переходят на новую работу. Таких историй – успешных – становится все больше.



Почему рисковать уже не страшно

– Мы в целом стали жить богаче и дольше. Работы становится больше. Люди меньше боятся ее потерять. Люди свободнее, понимают, что не живут ради работы, как жили наши бабушки и дедушки.

Мы живем дольше – за жизнь можно сделать две-три профессиональные карьеры. Пятидесятилетний человек три поколения назад и сегодня – это разные люди: и по восприятию мира, и по образу жизни, и по активности. Возможностей больше. Страх голода ушел, и можно больше рисковать.

Новая жизнь после 60?
Только для очень сильных людей

– Я плохо отношусь к подобным обнадеживающим публикациям. Реальность такова, что HR не берут людей старше 50 лет на работу – и по текущей, и по переходной специальности. Это поколение менее адаптивно, а теперь востребованы новые технологии. К тому же есть сложности другого порядка: мало кто воздержится от советов более молодому начальнику.

История «начните новую жизнь после 60» – это для очень сильных людей, которые действительно готовы переломить себя.

Почему наше поколение – молодцы

– Если бы мне в 20 лет сказали: «Лёль, не бойся за деньги, ты можешь путешествовать, работать удаленно и смотреть мир»... Да кто бы из нас отказался?

Мы (люди лет 40) – молодцы. Мы сделали мир таким, что мы не боимся голода, ценим свободу – перемещения и мыслей, во всем.


Чему сейчас нужно учить детей

– Учить надо английскому языку. Конечно, лет через 5 появится автоматический переводчик и уйдет потребность в знании языка для межнационального общения. Но изучение языка развивает мозг.

Второе – учите системности. Если ребенок может программировать – отлично, если гуманитарий – то лего-кружки и прочее. Системность позволит очень хорошо выживать в мире машин и автоматизации.

Третье важное качество – это агрессивная адаптивность. Раньше как было: если компании нужно, чтобы я что-то знал, – отправляйте на курсы. А сейчас ценятся люди, которые сами достают знания из воздуха. Компания еще даже не знает, как измениться, а работник уже предлагает варианты. Умение учиться в агрессивной среде – это очень важно.

Почему в Израиле так много успешных стартапов? Еврейский ребенок знает: за ним всегда стоит семья, всегда поддержат и помогут. С детства он слышит: ты сможешь, ты самый гениальный, у тебя точно получится, иди и делай! В итоге – больше уверенности, меньше страха совершить ошибку (не будут ругать, примут обратно). Такие люди более успешны.

Как помочь детям выбрать профессию

– Есть три возраста выбора профессии. Возрастные категории я приведу условно, так как каждый ребенок взрослеет по-своему.

От 5 до 10 лет: родители должны показать многообразие шансов. Есть масса кружков и секций, покажите разные специализации, чтобы ребенок осмотрелся, потрогал руками. Надо, чтобы он сфокусировался, выбрал направление. Тут важно не настаивать. Меня в 6 лет записали в музыкальную школу, так вот «пока не окончишь, не уйдешь» – этого не надо. Я возненавидела музыку на всю жизнь и вернулась к ней только в 40 лет.

К 10-12 годам ребенок начинает говорить, какие направления ему интересны.

13-15 лет: возраст подростковый, нигилистический. Очень важно помочь ребенку найти того кумира, через которого он придет в профессию. Это может быть учитель в школе, руководитель кружка, друг семьи – кто угодно. Вот там, где ребенку интересно, – там и найдите ему кумира. Им не можете быть вы в силу особенностей подросткового возраста.

А потом уже надо давать лучших репетиторов, чтобы ребенок поступил в лучшие вузы по этой специальности. Только лучшие вузы позволят сразу иметь хорошую работу в интересной компании, дадут возможность стажировок, работы в рамках курсовых, дипломной работ.


Какие профессии скоро исчезнут

– Автоматизация в ближайшее время (5–7 лет) будет заменять огромное количество профессий, но тех, где низкий начальный уровень квалификации. То есть там, где процесс – четко описываемые операции, которые не меняются. Это не только о кассирах и водителях, это также рядовые бухгалтеры. Как только появляется иной уровень компетенции – я не просто бухгалтер, а финансовый директор или главный бухгалтер, где надо думать, где надо что-то оптимизировать, – вот туда автоматизация придет не очень скоро, а может, и никогда.

Куда идти не надо: рядовые бухгалтеры, рядовые юристы, переводчики, водители, кассиры, курьеры.

Но ведь почти все начинают карьеру рядовыми сотрудниками?

– Будет очень тяжело. На самом деле это проклятье для молодых. У нашего поколения с этим проблем не было, рядовых вакансий было очень много, а если хочешь стать профессионалом, ты должен на кончиках пальцев прочувствовать профессию. Поэтому-то и надо поступать в лучшие вузы и работать в компаниях во время учебы, тогда можно перескакивать ступеньку рядового работника, и вас как лучших студентов компании сразу заберут на более высокие позиции.

Сейчас многие знания открыты, есть Coursera, «Универсариум» – приходи, слушай, ничего не плати. Такое образование – дополнительный бонус. Важным становится то, какие там преподаватели, которые тебя потом, возможно, рекомендуют в определенные круги, какой уровень нетворкинга, какие выпускники.


Какие сферы будут развиваться

– Робототехника, новые технологии в финансах, в медицине и фармакологии, альтернативные источники энергии, новые технологии в агро, образование и новые виды развлечений.

Междисциплинарность уже и сегодня высоко ценится: программист, который хорошо знает фармацевтику или принципы робототехники, будет иметь значительное преимущество.


«Неженских» профессий почти не осталось.
Но в мире всегда есть идиоты

– Кроме очень редких сфер (нефтянка, военная) и отдельных компаний (всегда в мире есть идиоты) история гендерного неравенства уходит. Это связано с простой вещью: высокие компетенции и адекватные люди так ценны, что становится не важно – мальчик ты, девочка или крокодил. Если ты – профессионал, который растет и приносит ценность компании.


Как мотивировать сотрудников, если важны не только деньги

– Есть санитарный фактор: никто не будет работать без денег. Если это, конечно, не собственное дело, когда рассчитываешь на далекую прибыль.

Переходить на другую точно такую же работу, потому что там платят на 20 долларов больше, сегодня особенно не будут. Короткий переход на короткие деньги – такое у молодого поколения встречается реже. Ждут больших денег, больших бонусных программ (переход в долю и т.п.).

Сегодня важна свобода, то есть возможность хоум-дней, когда можно работать из дома, удаленные работы, возможность работать в других странах – вот это очень мотивирует. Ну, и еще мотивирует все, что связано с профессиональным ростом: люди хотят видеть, как они будут развиваться.


Алена Владимирская выступит 29 июля на арт-пикнике FSP в образовательном споте Edutainment.


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: предоставлены героиней.

Еще по этой теме:
HR-гуру Амина Идигова: «Лет через 5 профессия программиста перестанет быть настолько популярной»
Краткий конспект: как получить хорошую работу во времена кризиса
HR о том, почему выполнять требования начальства больше никому не интересно
поделиться