Минчанки, которые носят хиджаб: «Многие думают, что мы не моем голову»

Минчанки, которые носят хиджаб: «Многие думают, что мы не моем голову»
Минчанки, принявшие ислам, рассказывают, как хиджаб на голове меняет мысли и отношение окружающих.

Минчанки, принявшие ислам, рассказывают, как хиджаб на голове меняет мысли и отношение окружающих.

 

Сюзанна: «Женщину в хиджабе ее муж не станет трогать за попу на улице»

Сюзанна – наполовину азербайджанка, наполовину белоруска – всю жизнь прожила в Минске. 5 лет назад она сознательно приняла ислам. Девушка рассказала, как на ее жизнь повлияло ношение хиджаба.

– Так совпало, что 18 лет мне исполнилось в день зачисления в университет и в день праздника джума (благословенная пятница) в мечети. Вот она, взрослая жизнь, студенческий билет уже на руках – пора принимать серьезные решения. В университет я надела длинную юбку и свободную кофту. Правда, пошла с непокрытой головой, а потом перед выходом в храм в туалете завязала платок.

Чтобы родные легче привыкали к смене моего внешнего вида, я закручивала платок как тюрбан: так шея закрывалась постепенно. Самое трудное в первое время было выдержать натиск глазами. Сейчас я начинаю смотреть в ответ, человек замечает и отворачивается.

Мама переживала, что из-за платка могут быть проблемы. Мы живем в Каменной горке, и она считала, если я поздно возвращаюсь домой, на девушку в таком виде быстрее обратит внимание злоумышленник. Однажды ко мне действительно прицепился пьяный дедушка: «О, женщина! Аллах Акбар!» Для таких случаев у меня с собой перцовый баллончик, но тогда обошлось.

По исламу женщине можно открывать лицо, немного запястья, и еще ведется спор, насколько можно показывать ступни. Также существует запрет на одежду унисекс: женщина не должна уподобляться мужчине – и наоборот.

 

«Извините за досмотр, но у нас приказ и усиленное положение»

В метро меня за все время останавливали дважды. Это было в течение одной недели после терактов во Франции. Проверили рюкзак на сканере и провели детектором на металл. Охранник обращался очень вежливо: «Вы извините, у нас приказ и усиленное положение».

Всегда было смешно, что в университете меня часто считали иностранкой. Я не спорила и пользовалась этим. Сейчас я оканчиваю университет. Моя специальность – экономист-международник со знанием двух языков, но пока я неуверенно чувствую себя в этом деле.

Я пробовала найти работу после первого курса. Сперва хотела попасть в магазин детской или женской одежды. Там мне отвечали: «Нам-то все равно, но мы боимся, что к вам будут с неодобрением относиться наши покупатели». Тогда я подалась туда, где не требовалось постоянного присутствия: оператор колл-центра, консультант в интернет-магазине.

Устроиться удалось в аутсорсинговый центр. Старшая менеджер там была огромным и радостным исключением на фоне стереотипов остальных работодателей! На собеседовании она спросила: нужно ли под меня подстраивать обед, чтобы я успевала помолиться? Не будет ли мне дискомфортно работать с мужчинами в одном кабинете? Нужно ли мне выделять место для намаза? Молитва никак не сказывается на моей производительности труда, а свой обед я разделила на три части.

Раньше в Беларуси можно было делать фото на паспорт в платке, и некоторые девочки успели. Обидно, что монашки могут в своих уборах, а мы нет. Тут приходится подчиняться.

Я не слежу за новостями о запретах хиджабов и никабов в Европе: меньше знаешь – лучше спишь. И не думаешь, что шариатский купальник буркини могут запретить у нас. В Европе от начала не продумали, чем может обернуться мультикультурная политика.

Я вообще сомневаюсь, что люди готовы принимать информацию о нас. У многих уже сложились предубеждения, и, даже если написать хорошее, статья может не иметь эффекта, которого хотелось бы. Ладно еще, если кто-то имел опыт общения с мусульманами – и его обидели. Тогда понятно, почему человек так думает. А когда посмотрел по телевизору, как режут барана посреди города сразу после взрыва в метро...

Менять отношение к лучшему и делать это своим примером– такая обязанность лежит на нас.

 

«Хочу быть красивой только для своего родного и любимого»

Как ни странно, хиджаб меня освободил, потому что теперь у меня нет нужды следовать моде. Я всегда ношу просторную одежду, которая не сковывает движения. Чувствуешь себя более женственно, так как даже если ты в шароварах, получается образ принцессы: идешь, а за тобой все развевается. В такой одежде я чувствую себя ни от чего не зависящей, и мне не нужно строить из себя что-то, что ждет общество.

Я замужем. Может, было бы и приятно находить подтверждения во взглядах незнакомцев, что ты по-прежнему привлекательна для многих… Но я хочу стараться быть красивой для своего родного и любимого.

Когда я стала покрываться, соседка говорила: распусти свою косу, покажи красоту, пока ты молодая, потому что потом не будет кому смотреть. Если у меня в кошельке 100 белорусских рублей, то зачем мне их всем демонстрировать? Они у меня есть, я могу потратить их на себя. Я не хочу, чтобы кто-то стал завидовать или украл их. Это не очень хорошее сравнение, но на других растрачиваться точно не стоит.

Хиджаб – это защита от чужих глаз. Дома я могу ходить хоть в бикини – и спасибо, что вы не спрашиваете, мою ли я голову в платке. Я не понимаю, как такое людям в голову приходит.

– Как на ваши с мужем отношения влияет то, что на людях ты ходишь покрытая?

– Дома я, понятно, надеваю что-нибудь красивенькое. Когда мы выходим на улицу, есть нормы этики. Мы не используем возможность поприжиматься друг к другу у всех на виду. Муж не будет трогать меня за попу на улице. Все это мы выплескиваем друг на друга дома, а на улице мы наслаждаемся компанией друг друга, знакомых, общением. Это совершенно другое качество отношений. Я сейчас заходила в торговый центр, на входе обнималась парочка. Любите друг друга – молодцы, но я не считаю, что на вас все должны смотреть.

 

Амина Анна: «Уступают место в транспорте и делают комплименты, но на работу не берут»

По паспорту Анна, а в мечети Амина – настоящая белорусская татарка. Девушка не разрешила фотографировать свое лицо (и причина не в религии), зато охотно согласилась поговорить о хиджабе.

– Мои родители, предки и все родственники – татары. Мама родом из Ивья, а папа – из Новогрудка, и некоторое время он даже возглавлял общину в Лиде. В нашей семье очень сильные религиозные традиции, но, несмотря на это, мама надевает платок только в мечеть.

Хиджаб я начала носить сразу после университета, но желание покрыться пришло намного раньше. В какой-то степени я боялась, что меня не так поймут в медицинском образовательном учреждении.

Мое первое облачение невозможно забыть. Было лето, но в моей памяти почему-то остался пасмурный день. Я завязала платок, которым мне послужил шифоновый шарфик, и пошла по делам. Первые дни мне было довольно некомфортно, так как я чувствовала на себе взгляды, но где-то через месяц привыкла. Так началась новая жизнь.

На работу в поликлинику (тогда я проходила интернатуру) устраивалась без платка, но в один день пришла покрытая и вела прием в головном уборе. Спасибо моей заведующей отделением: она сразу все поняла. Минздрав предусматривает для стоматологов не только шапочку, но и косынку. Так что мой платок посчитали за косынку.

Через некоторое время я уехала в Стамбул изучать основы ислама, арабский и турецкий языки, а когда вернулась в Минск, долго не могла найти работу: вероятно, из-за внешнего вида. На собеседованиях я говорила, что собираюсь всегда ходить на работу так. После этого мне отказывали или говорили какие-то более завуалированные причины, чтобы не обидеть. Сейчас я в декрете с первым ребенком.

Мне абсолютно комфортно в моем одеянии. Сегодня я не замечаю косых взглядов или давления, более того, люди часто смотрят с доброжелательностью, а в общественном транспорте уступают место. Женщины постарше могут и комплимент сделать: «Очень красиво и прилично одеваетесь».

Некоторые люди подходят и спрашивают: «Почему вы так одеты, какой вы национальности?» Это хорошо, потому что некоторые стереотипы, надеюсь, своим внешним видом я рассеиваю. Люди могут увидеть, что я абсолютно адекватный человек, контактная девушка и никакой угрозы не представляю (смеется). Я поясняю от и до, почему так одета, говорю, что так требует религия. Часто следующая реплика: а какая религия так требует? Я отвечаю: вообще-то, практически все (улыбается). Если задают еще вопросы, я направляю в мечеть.

«Это одежда о скромности»

– Какое ментальное значение имеет хиджаб? Какие мысли в голове женщины в хиджабе?

– В первую очередь, это одежда о скромности. Когда ты так одеваешься, то отсекаешь взгляды людей, например пьяных. С тобой не станут трепаться по пустякам. Парни не подойдут «взять номерок». Это поддерживает внутренний настрой, и ты сама уже не будешь неприлично себя вести. Ислам учит нас одеваться так, чтобы на мусульманку было приятно смотреть. Ты ощущаешь, ради чего ты так оделась. Это не просто чтобы быть красивой или кому-то понравиться. Ты в хиджабе, потому что так написано в Священном писании, и это не та вещь, которой можно пренебрегать. Понимая это, ты настраиваешься на нужную волну, ведешь себя соответственно, соблюдая другие правила.

– Это реально делать вот так всю жизнь, изо дня в день?

– Я думаю, да. В этом нет ничего сложного. Искушения надеть что-то наперекор хиджабу, наверное, я никогда не испытывала. Одеваясь, мы хотим что-то сказать окружающим людям. Если девушка надевает что-то короткое, она привлекает внимание мужчин, парней. У меня никогда не было такой цели, тем более еще далеко до замужества я знала, каким будет мой супруг. Я была настроена достаточно категорично: мне нужен муж, который будет разделять мои взгляды. К тому же по религии мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. У меня есть короткая юбка, которую я надеваю дома и получаю те же комплименты от домашних.

Поскольку я татарка, у меня много родственников и мне могут кого-то посоветовать по-родственному. Я хожу в мечеть, могу найти имама или замужнюю женщину и попросить ее оказать услугу найти хорошего парня. Это распространенное явление, потому что в исламе нет такого: просто подошел, познакомился, начали встречаться. Нас обычно знакомят, и это происходит не тет-а-тет, а в обществе знакомых, родственников или хотя бы в общественном месте. Это хорошо, потому что сразу отсекает добрую часть людей без намерений. Или непорядочных.

Мой муж вырос в мусульманской семье. Его мама и сестры носят хиджаб. Он не представлял супруги, которая выглядела бы иначе. Конечно, ему приятно, что дома я одеваюсь открыто и красиво, а не хожу в бигуди и в заношенном халате.

Платков у меня очень много, где-то до 100 штук. Когда их увидел муж, очень удивился и стал фотографировать (улыбается). Когда я иду в гости и не знаю, что подарить хозяйке, беру платок, который сама еще не носила.

Одежду я покупаю в обычных минских магазинах, а более шариатские вещи привожу из Турции. Как вы видите, на мне нет ничего цельного. Штаны, открытое платье – я собрала все по отдельности. Я люблю неброский макияж. Я думаю купить вышиванку и одеться в белорусском национальном стиле, но по шариату.

Всю жизнь у меня были короткие стрижки под мальчика, но когда-то я начала растить волосы. Буквально недавно я кардинально постриглась: длина была до колена, а стала до пояса.

Я хожу в аквапарк «Лебяжий», где, естественно, надеваю буркини. Думаю, что я не первая, кто появляется там в таком купальнике. Администрация не обращает внимания, и, мне кажется, они больше следят за тем, чтобы не было несчастных случаев. Окружающие смотрят, но о чем они думают в тот момент, я не знаю. Когда я плаваю, меня занимают абсолютно другие мысли.

 

Инесса: «Ислам стал моей палочкой-выручалочкой»

Инесса – славянка, принявшая ислам. Она пришла на интервью вместе с маленькой дочкой. Пока девочка радостно возилась на качелях, мы поговорили во дворике в центре Минска.

– Я родилась в Беларуси, но жила в Севастополе, а работать поехала в Россию. Там и приняла ислам. Так сложились обстоятельства, что теперь я вернулась и работаю в Минске. Мои родители тоже здесь.

Отец – офицер, а мама – учительница. Я не могу сказать, что наша семья очень верующая. Духовного воспитания не было, но я верила в Бога и пыталась ходить в христианский храм, однако так и не поняла там ничего.

Многие наверняка задаются вопросами: «Для чего? Зачем? Что я здесь делаю?» В какой-то момент меня они тоже стали мучить. Я очень сильно разочаровалась в людях, которые меня тогда окружали. Свободные отношения в светском обществе – это не то, чего требовала моя душа. Ислам стал для меня палочкой-выручалочкой. Я поняла, что это мое, и в 29 лет добровольно приняла ислам. Я не замужем, это мне еще предстоит.

– Знаете, в таких случаях часто можно услышать, что в религии человек нашел удобную защиту от проблем…

– Я не считаю, что я спряталась от жизни, и даже если это и так, то что тут плохого? Другое дело, когда разочаровываются, уходят в никуда – и в итоге либо суицид, либо депрессия. А то, что говорят, мне вообще все равно. Мне нравятся моя жизнь и мои друзья-мусульмане. Они всегда поймут – и это не значит, что мы не в социуме.

Знакомые мусульмане сказали, что теперь я должна носить платок, то есть покрыться. Я ответила: «Хорошо», – и надела. В моем офисе на Таганке был дресс-код, и, когда я впервые появилась покрытая, все удивились, но ничего не говорили. С директором были хорошие отношения, и он только сказал: «Мне все равно, что у тебя на голове, главное – работай». Короткие юбки я никогда не любила, поэтому сразу без особенных трудностей стала надевать длинные.

Я не люблю слишком много внимания со стороны мужчин, и в последние годы перед принятием ислама это очень напрягало. Меня утомляли многочисленные взгляды и попытки познакомиться: когда тебя с подтекстом рассматривают, удовольствия мало.

В хиджабе появилось другое восприятие себя. Когда я стала изучать, что такое ислам, то начала по-хорошему завидовать мусульманкам. Когда я надела платок, то заметила, что многие мужчины стали очень уважительно относиться: и мусульмане, и немусульмане. Ко мне не пристают с лишними вопросами, говорят только по делу, нагло не глазеют. Или думают: ну ее, она какая-то странная, не буду к ней лезть (улыбается).

 

«Зачем тебе это надо? У тебя будут проблемы»

– Сейчас на мне надета абайя, традиционное платье для общественных мест. У нас его не продают, я купила в Турции. Свои платки не считала, но думаю, что у каждой девочки их минимум 10. Сейчас в любом магазине можно найти длинные рубашки, туники. Не облегает, не просвечивается, не короткое – ты одета по шариату. Макияж не запрещен, но я не крашусь и покупаю исключительно аптечную косметику. Обувать мне удобно кеды, а от каблуков я давно отказалась. На самом деле все это очень комфортные вещи.

Ты хочешь короткое платье – пожалуйста. В нем можно ходить дома или если где-то собираетесь с девочками. Желаешь спортом заниматься – надевай обычный спортивный костюм, как у всех, только с длинными рукавами и шапочку, выбирай время, когда в зал не приходят мужчины, – и вперед. Все проблемы в голове. Если ты хочешь трудностей, ты обязательно их найдешь.

На работе у нас свободная форма, и хиджаб в деловом стиле я не покупала, так как знаю, что скоро перестану работать в офисе. Я занимаюсь внешней экономической деятельностью в фирме международной транспортной логистики. Мне и в Минске повезло с директором. Она сказала: «Ты можешь приходить в какой угодно одежде, тебя никто не будет упрекать, ты специалист, а во что ты одета – твое личное дело».

«Зачем тебе это надо?», «У тебя будут проблемы», – так говорили знакомые, когда видели меня покрытую впервые. Я особо не обижалась, так как они меня не поймут. Родителям я пыталась все преподносить мягко. Они не были против, но переживали, что меня могут обидеть и если что-нибудь произойдет, то все скажут: «Она мусульманка – это она виновата».

Некоторые люди настолько беспардонны, что на очередное «Инесса, да сними ты этот платок!» я ответила грубо: «Давай ты снимешь юбку, потому что так не жарко и очень удобно. Точно так же ты предлагаешь мне снять платок». Иногда ощущаешь себя неким фриком, но, правда, к этому привыкаешь.

Совсем хамские обращения ко мне случались один-два раза. В метро какой-то идиот поднимался по эскалатору и, извините за выражение, крикнул: «Мусульманка, сдохни!» Я думаю, он не только мне мог такое сказануть. Но вообще ко мне лично незнакомцы не пристают. Может, потому что у меня выражение лица очень серьезное (смеется).

 

«Заставить дочь надеть хиджаб я не могу»

В любом случае себя без платка я уже не могу представить. Девушка в нем становится намного женственнее, да и в плане здоровья это очень полезно. У меня, например, лучше выглядят волосы, потому что летом их не портит солнце, а зимой мороз. Многие думают, что мы не моем голову: у меня, кстати, и такое спрашивали. Дикие понятия какие-то…

– Если вы путешествуете в мусульманских странах, как там вас воспринимают? Для тех краев у вас же тоже нетипичная славянская внешность…

– Больше всего я люблю бывать именно в мусульманских странах, например в Турции. Там есть халяль и можно без трудностей поесть, а еще везде мечети или молельные комнаты, что существенно облегчает совершение намаза, пятикратной ежедневной молитвы. Среди мусульман мне спокойно, хоть там я тоже притягиваю внимание, но реакция людей другая. Когда они узнают, что я мусульманка, очень радуются, всегда обнимут, скажут «машалла», что значит «так пожелал Аллах». А когда узнают, что ты не боишься быть еще и практикующей мусульманкой, то встречаешь очень теплое уважительное отношение.

Среди мусульманок немного женщин, которые закрываются добровольно и понимают, для чего они это делают. Но у меня нет соблазна снять платок, выпить алкоголь, закурить. Может, в силу моего возраста или потому что я мама. Мне хочется, чтобы моя дочь видела пример женщины в исламе.

Мусульманские мужчины относятся к женщине с трепетом, они не хотят, чтобы ее видели другие. Мне кажется, это вполне естественно для мужчин. Я не понимаю, как можно хотеть, чтобы твою женщину, мать твоих детей, рассматривали чужие, даже если жен более одной. Многоженство встречается редко. Мужу нельзя относиться к какой-то из своих жен хуже хоть на капельку, потому что он знает, что в Судный день с него будет спрос.

В последние годы ислам политизировали и стали причислять к преступлениям, а вы возьмите хотя бы прочтите переводы Корана. Это очень интересный огромный мир.

– А вы следите за новостями про буркини и никабы в Европе? Что вы думаете об этом?

Обидно за женщину: когда она в обычном платке (это такая же деталь, как часы!), а о ней думают как о террористке. Чем вам мешает мой платок? Я от него глупее или опаснее не становлюсь. Для меня платок – это моя свобода, потому что не все не побоятся его надеть.

Комментарии я по большей части не читаю, чтобы не расстраиваться. Люди не знают религию, но оскорбляют ее. Хочется плакать: зачем это делают и за что? В Беларуси, когда тебя видят в платке, вспоминают, что они христиане в контексте «у нас тут, вообще-то, христианская страна». Я тогда говорю: «Ну, слава Богу! Хотя бы мой вид побуждает вас о Нем задуматься».

Свою дочь принудить закрыться платком, когда придет время (а это период полового созревания), я не могу, но могу дать личный пример. Сейчас она сама иногда просит надеть его, но сегодня смысла в нем особо нет, к тому же дети ее просто загнобят. Я вижу, что мусульманочкам нравятся платки, потому что их мамы так ходят. Окружение играет большую роль, и я хотела бы, чтобы дочка жила в семье, где исповедуют ислам. Безусловно, я хочу, чтобы она получила хорошее образование и умела зарабатывать. Не для того, чтобы быть независимой от мужчины, но, если вдруг что, она будет знать, что не пропадет. 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
«Ислам – это про любовь»: минчане рассказывают, как поменяли вероисповедание
«Корни проблемы не в исламе». Главный муфтий Беларуси об ИГИЛ, беженцах и ксенофобии
«Ты должен жить по законам той страны, в которую приехал». Минские татары о жизни диаспоры и исламе
поделиться