«Сидела за компом по 10 часов, переделывала резюме под каждую вакансию». Учительница и юрист о том, как бросить все (или нет) и уйти в IT

«Сидела за компом по 10 часов, переделывала резюме под каждую вакансию». Учительница и юрист о том, как ...
Завтра состоится бесплатная конференция Open IT, где расскажут, как стать айтишником или айтишницей, а сегодня мы рассказываем о двух людях, которым это уже удалось, на тот случай, если вы не верите, что это возможно. Артема и Лесю мы выбрали неслучайно: оба были участниками прошлой конференции.

Завтра состоится бесплатная конференция Open IT, где расскажут, как стать айтишником или айтишницей, а сегодня мы рассказываем о двух людях, которым это уже удалось, на тот случай, если вы не верите, что это возможно. Артема и Лесю мы выбрали неслучайно: оба были участниками прошлой конференции.

«В школе мне было очень тяжело и морально, и физически»

Леся

была учительницей, а теперь не учительница

Леся училась на бюджете в МГЛУ. Работала с 18 лет: занималась переводами, была менеджером по продажам, сотрудником кол-центра и администратором фитнес-клуба, вела курсы английского. Но с каждым годом сил и времени на учебу оставалось все меньше: первые два курса она окончила на 9 и 10, а уже к четвертому в зачетке стали появляться шестерки.

На пятом курсе Леся решила заранее подготовиться к распределению. Чтобы не попасть в Борисов, в котором она прописана, согласилась на первую попавшуюся вакансию учителя английского в школе с очень неудобным расположением – зато в Минске.

– После четырех месяцев в школе мне было очень тяжело и морально, и физически, – говорит Леся. – Я по-прежнему была студенткой, совмещала учебу с работой в школе, а вечером преподавала на курсах.

Зимой сдала свой первый госэкзамен и забрала документы. Так я освободилась от распределения: нет диплома – нет распределения. За свое будущее я не боялась, была полностью уверена в принятом решении.

«Начала с JavaScript на Hexlet, но не поняла ровным счетом ничего»

После ухода из университета Леся устроилась работать сейлзом в успешный стартап, но через пять месяцев решила уйти. Причина проста: у девушки не шли продажи. Героиня признается, что мало верила в продукт и не понимала, как вообще можно продать месячную подписку за несколько тысяч долларов.

Не хватало и технических знаний: «Когда я делала очередную попытку понять, какие есть особенности у продукта, даже не знала, с какой стороны к этому подойти». Но руки Леся не опустила и по совету знакомых села изучать JavaScript.

– Начала с JavaScript на Hexlet (онлайн-курсы по программированию. – Ред.), но не поняла ровным счетом ничего. Зато открыла для себя HTML и CSS. Прошла пару курсов на Coursera и Codecademy, немного освоила Git, завела репозиторий на GitHub, начала коммитить. Подучила верстку. Сверстала пару-тройку лендингов. И тут поняла: надо искать работу!

Девушка откликнулась примерно на пятьдесят вакансий и каждый раз в сопроводительном письме честно говорила, что знает только HTML и CSS. Об оплачиваемой работе речи не шло – просила взять ее на бесплатную стажировку. И получила всего три отклика.

– Одна компания выслала мне тестовое задание, нужно было сверстать сайт. Я делала его очень долго, даже не осилила весь макет. Выслала половину и сказала: «Это все, на что я способна сейчас, но я готова учиться и работать месяц совершенно бесплатно. Возьмите меня, пожалуйста».

«Потолок зарплаты – 350–400 долларов»

– И меня взяли! Я прошла стажировку в небольшой компании, занимающейся разработкой интернет-магазинов под PrestaShop (веб-приложение для электронной коммерции. – Ред.) и Shopify (компания занимается разработкой программного обеспечения для магазинов. – Ред.). Узнала много нового и осталась там работать. Я верстала, но не с той скоростью, которой от меня ждали.

Лесю выручило знание английского: вместо увольнения ее перевели на поддержку клиентов. Правда, никаких золотых гор бывшая учительница так и не увидела.

Первый месяц работала бесплатно, четыре месяца после стажировки получала $180, еще три – $250, и под конец потолок зарплаты составил 350–400 долларов.

«Спала по два часа в сутки и чуть не загремела больницу с истощением»

Денег не хватало, и выделить бюджет на образование было сложно. А потом она узнала о проекте #войтивайти Микиты Микадо, где участнику обещали $1000 на обучение.

– Формально я уже была в IT, но по факту у меня было очень мало технических знаний. В итоге я выиграла стипендию и пошла учиться в IT-Academy. Учебу совмещала с работой, времени на отдых практически не было.

Программа курса была очень интенсивной и требовала очень много времени, которого было в обрез. Дошло до того, что я спала по два часа в сутки и чуть не загремела больницу с истощением. Было жутко тяжело, и я поняла, что надо взять академический отпуск, подучить основы программирования и JavaScript, а после продолжить курс.

«После сокращения проревела всю ночь»

Параллельно девушка решила уйти из своей первой IT-компании. Лесе, казалось бы, повезло: подвернулась позиция Customer Support с лучшими условиями труда. Но уже через месяц она попала под сокращение штата.

– После новости я проревела всю ночь. Не понимала, что делать дальше. Пришлось сконцентрироваться на поиске работы, а не на учебе, так как нужно было себя обеспечивать.

К поиску в этот раз подошла намного серьезнее. Активировала премиум-аккаунт на LinkedIn и сама писала эйчарам. На это ушло два дня: сидела за компом по 10 часов, переделывала резюме под каждую вакансию, общалась с кадровиками и со всеми знакомыми, которые хоть как-то были связаны с интересующей меня сферой.

Я сходила на три собеседования и получила два оффера, в том числе и из Viber. Было приятно, но я выбрала другую компанию с лучшими условиями. За две недели устроилась на новую работу, где продолжаю работать и сейчас.

Леся получила должность L2 Technical Support Representative в международной геймдев-компании и полностью довольна своими обязанностями.

– На мне лежит мониторинг абсолютно всего продакшна, общение с клиентами, мониторинг нотификаций из баз данных, обнаружение ошибок в играх, работа с JIRA (система отслеживания ошибок, в некоторых компаниях используют для управления процессами. – Ред.).

Бэкграунд педагога мне помогает. Сейчас я обучаю новых сотрудников, и это довольно непросто: нужно рассказать про все процессы, технологии и системы, которые есть в компании. Но я чувствую и вижу, что справляюсь.

«Когда занималась версткой, не испытывала чувства внутреннего удовлетворения»

Образование девушка не забросила: продолжает изучать технологии, проходить онлайн-курсы и читать профильную литературу. А вот непосредственно фронтенд остался в прошлом: «Призналась себе, что кодинг хоть и дается мне, отнимает много сил и энергии. Когда занималась версткой, не испытывала чувства внутреннего удовлетворения».

– Жалею ли я, что потратила время на изучение фронтенда? Ни разу! Это помогло мне вникнуть в IT. По школе я не скучаю, но иногда вспоминаю времена, когда преподавала английский взрослым.

Я знаю, куда двигаюсь в своей карьере. У меня есть четкий план. За последние два года я узнала столько, сколько не узнала за пять лет в университете. В IT ты учишься постоянно, и не потому что тебе надо (ладно, реально надо), но потому что это интересно.

Леся признается, что свою первую потребность – получать айтишную зарплату – она закрыла. Сейчас она продолжает прокачиваться как профессионал, а заодно взялась записывать подкасты о международных IT-конференциях – ProConf Show.

«Выиграл просто: прочитал вопрос, посчитал в голове ответ и заполнил форму»

Артем

был юристом, а теперь еще и айтишник

Артем более 18 лет проработал юристом, и после такого длительного периода в одной сфере, рассказывает он, стало все сложнее поддерживать интерес к профессии. Поэтому и решил попробовать себя в IT: изучал основы фронтенда на онлайн-курсах, читал профильную литературу, но понимал, что с таким багажом на собеседованиях делать нечего.

В прошлом году дело сдвинулось: на конференции Open IT Артем получил бесплатный курс в IT-Academy, выиграв в викторине.

– До конференции я уже был знаком с IT-Academy, даже посетил пробное занятие одного из курсов, но решил не продолжать: направление оказалось мне не близким, – рассказывает Артем. – О том, что на конференции будет викторина, я знал, но никак к ней не готовился. Выиграл просто: прочитал вопрос, посчитал в голове ответ и заполнил форму.

Удивило, что в викторине, если я ничего не путаю, приняло участие около 20% слушателей. То есть участники или не особенно верили в возможность победы, или не были готовы предпринимать хотя бы минимальные усилия. Тогда я подумал, что у мотивированного человека есть хороший шанс на успех в этой сфере.

«Курсы были напряженным временем»

Еще до конференции Артем решил пройти курс по автоматизированному тестированию на Java, поэтому выигрыш в викторине только помог реализовать задуманное.

– Курсы дали хорошую базу в сфере test automation: Java, Selenium, основы HTML/CSS, базовые знания о REST-API и SQL, умение работать с инструментами вроде Git, Maven, Jenkins.

Мы занимались три раза в неделю, выполняли домашние задания, контрольные работы – плотность обучения очень высокая. При этом подача материала понятная и доступная.

Курсы были напряженным временем. Здорово помогало, что мне очень интересна эта сфера, ни разу не приходилось что-то делать через силу. К тому же два-три часа в день – не самая большая плата за возможность заниматься тем, что нравится и что приносит пользу.

Артем считает, что материалы курса дают хороший шанс получить оффер на позицию Junior QA Automation: «По моему небольшому опыту походов по собеседованиям, не были ни одного вопроса, на который я не смог ответить».

«Другого QA на проекте нет, и учиться приходится на собственных ошибках»

Сейчас Артем продолжает работать юристом, но около трех месяцев назад он попал в проект Lingvanex на роль QA/QA Automation.

– Я занимаюсь автоматизацией и ручным тестированием, а также некоторыми сопутствующими вещами в свободное от основной работы время. Это занимает около двух-четырех часов в день. Получаю или сам нахожу задачи, решаю их, приношу посильную пользу проекту. И главное – получаю практический опыт.

Многое пришлось освоить дополнительно практически с нуля, но пригодилось почти все полученное на курсах. Учитывая, что другого QA (ни мануального, ни автоматизатора) на проекте нет, учиться приходится на собственных ошибках и опираясь на помощь друзей, давно работающих в этой сфере.

Code review мне время от времени делает мой хороший друг, Senior AQA+Senior DevOps одной крупной компании, по вопросам тестирования я могу обратиться за консультацией к Lead QA из EPAM, также моему старому знакомому. Артем, Слава, Никита, спасибо вам!

«Для развлечений остаются выходные»

За подработку в месяц платят не больше 500 долларов, но точную сумму Артем называть не стал. На личной жизни дополнительная занятость почти не сказывается, рассказывает он:

– Как правило, я сажусь за компьютер, когда семья уже ложится спать, или вечером, когда все занимаются своими делами. Для развлечений остаются выходные.

Пока Артем планирует продолжить работу в таком режиме. Многое, признается он, зависит от успешности текущего проекта и того, будет ли необходимость и желание продолжать сотрудничество в прежнем формате либо встанет вопрос о переходе на фулл-тайм.

– На мой взгляд, практически невозможно подготовить себя к реальной работе, не попав в такой проект. Читать книги, слушать лекции – вещи полезные, но никак не получится угадать, какие именно задачи будут поставлены перед тобой и какие технологии придется изучить для их решения. Нет смысла глубоко изучать какую-то тему, пока жизнь тебя к этому не подтолкнет. Лучше попытаться понемногу разобраться во всем, от паттернов проектирования до Docker.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: из личного архива героини.

поделиться