«В Минске сейчас мне было бы страшнее». Эти минчане застряли в Италии на карантине – и вот каково там

«В Минске сейчас мне было бы страшнее». Эти минчане застряли в Италии на карантине – и вот каково там
Минчане Александр и Екатерина в начале марта приехали на Сицилию отдохнуть, но с 12-го числа оказались в изоляции: прогуляться можно только в ближайший магазин, а из развлечений – послушать песни под гитару из соседнего дома.

Минчане Александр и Екатерина в начале марта приехали на Сицилию отдохнуть, но с 12-го числа оказались в изоляции: прогуляться можно только в ближайший магазин, а из развлечений – послушать песни под гитару из соседнего дома.

Мы поговорили с Екатериной о том, каково это – жить в закрытой на карантин Италии.

Почему не улетели домой: «‎Купили билеты, а потом стали думать: а надо ли возвращаться?»‎

– Мы с мужем еще в декабре купили билеты на начало марта на Сицилию и в феврале все долго взвешивали: тогда в Италии только-только разгоралась ситуация с коронавирусом, – рассказывает Екатерина. – Решили, что поедем, что будем готовы к любым трудностям.

Когда мы выезжали, на Сицилии вообще не было случаев заражения. А спустя десять дней нашей поездки начался карантин.

У нас был рейс в Краков на 13 марта, а 11-го числа пришло уведомление, что его отменили. Мы сразу кинулись искать другие перелеты: оставались еще рейсы в Польшу, но они все взлетели в цене до 300 евро за билет, и мы ничего не купили – не знали, что делать.

На следующее утро проверили билеты (они были уже по 25 евро) и взяли на вечер пятницы 13 марта – это был последний рейс в Польшу. Купили, а потом стали думать: а надо ли возвращаться? Весь день взвешивали, раз пять передумывали, лететь или не лететь, – но в итоге решили остаться.

Во-первых, боялись, что не вернемся в Беларусь. В это время уже появлялись разговоры о том, что Польша собирается закрывать границы, и был очень большой риск, что мы оттуда не выедем. Тогда пришлось бы искать жилье и изолироваться там.

Во-вторых, даже если бы мы успели вернуться домой, нам надо было бы изолироваться на всякий случай и либо жить на даче, потому что нет своего жилья, либо искать что-то. А раз нам все равно нужно снимать квартиру, решили снять здесь.

Ну и основное: чтобы добраться до Беларуси, нам пришлось бы лететь в Краков, потом поездами до Минска через Варшаву – а это куча контактов. И мы подумали: вдруг мы уже болеем, но бессимптомно, и всех заразим? Да и находиться в самолете, где все будут массово улетать из Италии, тоже не совсем безопасно.

Как проходит карантин в Италии: «Если идешь в ближайший магазин, а тебя поймали далеко от этой траектории, придется платить штраф €3000»

Карантин начался девятого марта, но он был более-менее лайтовым: рестораны и кафе работали, однако дистанция между столами обязательно должна была составлять как минимум метр.

Девятого числа у нас с мужем как раз была годовщина. Мы пошли в ресторанчик, и нас посадили за длинный стол: его на одном конце – меня на другом. Это было странно и необычно. Мы даже немного посмеялись над этим: вместе ведь живем, зачем нас рассаживать? Но правила одни для всех.

На следующий день все магазины и кафе обязали закрываться после шести вечера. А потом вообще закрылось все, кроме продуктовых, аптек и некоторых банков – мест первой важности. Премьер-министр Италии постепенно выпускал все больше декретов и вводил все больше запретов.

На данный момент можно выходить только в магазин, аптеку и выгулять собаку. Либо на работу – если ты работаешь на предприятии первой важности, остальные рабочие места по всей Италии закрыты. Нельзя перемещаться по Сицилии внутри региона – только если у тебя очень срочное и важное дело.

При каждом выходе из дома при себе нужно иметь ID-карту (электронное удостоверение личности. – Ред.) и заполнять специальную форму, в которой ты указываешь, где живешь и куда идешь.

Если ты идешь в ближайший магазин, а тебя поймали далеко от этой траектории, придется платить штраф. Сумму штрафа тоже постепенно увеличивают: сейчас это €3000.

Вначале мы старались ходить в дальний супермаркет, чтобы погулять. А сейчас, когда правила стали не самыми понятными, ходим в ближайший магазин раз в неделю, да и то по-быстрому, и в булочную внизу за хлебом.

Нам как-то надо было пойти в магазин вдвоем, купить еды на две недели вперед. И мы пошли разными улицами, чтобы нас не спалили вместе, потому что считается, что из семьи ходить за продуктами должен один человек, чтобы не создавать толпы.

В магазины запускают по одному: один вышел – другой зашел. Все люди стоят снаружи в очереди, соблюдая дистанцию в один-два метра. А у мини-маркета возле нашего дома, чтобы никто не палился, у входа составляют списки, и, когда очередь подходит, вызывают по имени.

Теперь магазины не работают по воскресеньям, и в субботу может быть километровая очередь – но я не видела никаких возмущений.

Как изменилась Сицилия: «‎Поначалу было ощущение апокалипсиса»

Вообще город очень изменился. Три недели назад утром мы еще пили кофе в каком-то кафе – а теперь все закрыто, город вымерший. Мы уже были здесь раньше, и поэтому очень непривычно видеть пустые улицы. Главную площадь в Сиракузах мы видели на фотографиях с кучей людей – а сейчас стояли на ней единственные. Поначалу было ощущение апокалипсиса, но постепенно человек ко всему привыкает.

Движения на дорогах тоже стало намного меньше: иногда мы слышим с балкона, как на параллельной улице проезжает машина с объявлениями о карантине, в первые дни активно ездили полицейские службы. А сейчас и они реже.

Все сидят по домам. В соседнем дворе люди ставят в шесть вечера гимн Италии на всю катушку: иногда на балкон выходит бабушка, машет рукой и подпевает. Один сосед включает по утрам оперу и подпевает, а где-то за углом люди иногда играют на гитаре, но мы их не видим. Скоро пойдут солнечные дни – может, петь станут больше.

Как проходит жизнь на карантине: «Общаемся только с соседкой по квартире»

Италия – дорогая страна, и это было одной из главных причин, почему мы сомневались, оставаться ли здесь. Но Саша работает удаленно как трэвел-фотограф и может работать и тут: обрабатывать фотографии, разбирать архивы.

Мы снимаем жилье, но, если бы здесь были неподъемные цены, мы бы полетели назад и жили на даче в Беларуси. А так платим 300 евро в месяц за двоих, что нормально, плюс наш арендодатель сделал большую скидку.

В целом на карантине мы тратим даже меньше, чем обычно, учитывая, что нет никаких кафе, развлечений и покупаешь только необходимые продукты.

Последний год или два мы постоянно были в дороге либо в процессе подготовки к ней. А когда каждый месяц в новой стране, не было времени, чтобы разобрать архивы, написать отчеты, позаниматься тем, что хочется, прослушать курсы в интернете. Постоянно было чемоданное настроение – сейчас даже стало спокойнее.

Первые две недели мы читали очень много новостей, постоянно отслеживали статистику – а сейчас расслабились. Саша работает, обрабатывает и загружает фотографии, а я начала вести блог. Он затевался на тему путешествий, но пока пишу про эту ситуацию: как проходят наши дни, что делаем, какие планы и новости.

Такое ощущение, что только на этой неделе все устаканилось, потому что первые две недели, как мы тут жили, не было запрета на перемещение и мы постоянно искали новое жилье – и вот только неделю назад поняли, что можем обживаться и закупаться продуктами на долгое время вперед.

Стали больше общаться с родственниками. Особенно поначалу – сейчас все успокаивается. Но мы переживаем из-за ситуации в Беларуси: убеждаем их оставаться дома, изолироваться, ехать на дачу и не выходить в люди. Сами мы общаемся только с соседкой по квартире: пьем с ней на кухне чай и кофе.

Утром стараемся делать разминку: Саша отжимается и приседает, я занимаюсь йогой. Мы привыкли очень много ходить, по 10–15 километров в день, а сейчас, когда сидишь целый день, чувствуешь, что ты деревянный, – все болит.

Появилось больше времени для книг, я начала слушать курсы итальянского на YouTube.

Правда, в быту сложно себя дисциплинировать: постепенно все позже ложишься и все позже встаешь, особенно когда за окном дождь. День пролетает очень быстро. Но важно сохранять режим, иначе жизнь превратится в день сурка.

А вот на наши отношения карантин не повлиял: мы и так вместе практически 24 часа в сутки последние 13 лет и в поездках, и в разных критических ситуациях.

Тяжеловато было в самом начале: был страх неизвестности, и нужно было друг друга утешить и поддержать. А так ссоры в обычном режиме, как всегда (смеется). К счастью, можно разойтись с компьютерами по разным комнатам.

На самом деле мы бы и в Минске могли жить в таком режиме, когда не в поездках. Только, конечно, выходили бы гулять или встречаться с друзьями.

Сложности в основном бытовые, но к ним привыкаешь. Например, нельзя пойти постричься или, если зуб заболел, тоже непонятно, что делать. Еще у меня брекеты, и скоро мне нужно к ортодонту в Минске: к никому другому я не могу обратиться, и с этим все затягивается.

Да и одежды у нас толком нет: мы прилетели с маленькими рюкзаками, необходимым минимумом, а домашних вещей не брали вообще. Пришлось искать что-то в супермаркете – вот купили шорты. А так у нас даже ножниц нет, чтобы ногти постричь, – все магазины с хозтоварами закрыты.

Об отношении к карантину: «В Минске сейчас мне было бы страшнее»

Поначалу у нас были страхи из-за коронавируса, но сейчас мы почти не боимся: через какое-то время мозг привыкает к этой мысли, и ты уже не можешь сильно переживать.

К тому же на Сицилии относительно севера Италии не очень много случаев заражений: примерно 1700 заболевших за все время. Я больше боюсь подхватить что-то другое: заболеешь, а в больницу тебя уже никто не возьмет – все заняты этим вирусом. Но, даже если бы мы его и подхватили, я настроена оптимистично: мы молодые и просто переболели бы тут изолированно.

В Минске, например, мне сейчас было бы страшнее: карантина нет, все отрицается, и тебя могут даже не рассматривать как больную коронавирусом, а просто поставить пневмонию или ОРВИ.

Поначалу мы переживали по поводу карантина и сопротивлялись всему этому. А сейчас я больше волнуюсь из-за того, что во многих странах, и в том числе здесь, ситуация может перейти в злоупотребления властью: привлечение армии, дроны, которые собираются запускать для слежки, во многих странах появляются приложения для слежения за людьми. А еще из-за того, что не все границы могут открыться обратно. В Италии вообще идет нагнетание по поводу того, что страна выйдет из Евросоюза – и вообще он весь развалится, потому что никто друг другу не помог.

Вначале, конечно, у нас были страх и паника, смешанные с какой-то неопределенностью. А потом постепенно все сменилось интересом. Происходит что-то настолько глобальное, и, кажется, это в первый и, надеюсь, последний раз, когда можно такое наблюдать.

Со временем сопротивление, отрицание и гнев ушли, потому что я вижу, что карантин работает: идет снижение числа новых заболевших на севере, сейчас у нас стабильно по 70–90 случаев в день.

Хочется быть в курсе всего и смотреть, как все развивается и к чему приведет. Я верю, что после этого мир уже не будет прежним. Но надеюсь, что он изменится в лучшую сторону.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Александр Мазуркевич.

поделиться