Хороший Минск: 15 вещей, которые очень нравятся экспату-киевлянину в нашем городе

Хороший Минск: 15 вещей, которые очень нравятся экспату-киевлянину в нашем городе
Субъективные заметки киевлянина, который вот уже полгода живет и работает в Минске. 

Субъективные заметки киевлянина, который вот уже полгода живет и работает в Минске. 

Роман Судольский – журналист, редактор. Работал в «Forbes Украина» корреспондентом, а потом редактором. Был главредом успешного интернет-журнала Аin.ua (что-то типа минского Dev.by). Переехал с женой в Минск семь месяцев назад, чем вызвал недоумение на медиарынке Киева. Сейчас Роман работает в минском офисе Wargaming и возглавляет один из контент-проектов.

Недавно Роман опубликовал у себя в блоге два текста – о хорошем и плохом Минске. Его перепечатали наши киевские коллеги, а сейчас решили опубликовать и мы. Ведь всегда интересен взгляд иностранца на Минск изнутри.

– C момента нашего переезда из Киева в Минск прошло больше полугода. Этого срока обычно вполне хватает, чтобы разобраться, что к чему в новом городе. В Минске мне очень многое нравится – а многое категорически нет. Я решил описать свои ощущения в двух постах в стиле известного российского блогера: сначала будет «Хороший Минск», а немного позже  – «Хреновый».

Надо сразу покаяться, что я находился в плену стереотипов, причем вместе со мной этим стереотипам подвержены очень многие киевские креаклы. Они считают, что Беларусь ближе к Европе лишь географически, а в остальном это дремучий совок во главе с авторитарным руководителем. Но в не меньшем количестве аспектов Минск – более европейский город, чем Киев. И вот почему.

Это первое, что приятно удивляет в Минске. В городе две ветки метро, разветвленные маршруты троллейбусов, автобусов и трамваев. Ездит техника разной свежести, но таких в хламину убитых трамваев, как на киевском Подоле, я здесь не встречал.

Но главное – не что ездит, а как. Транспорт ходит строго по расписанию, практически минута в минуту. Я обычно выхожу из дома к приезду нужного мне автобуса. Есть много мобильных приложений, которые позволяют отслеживать движение минского транспорта. Особенно в этом плане повезло пользователям Android. Интервал движения на популярных маршрутах – 10 минут и меньше.

В автобусах и троллейбусах – не древние компостеры, а современные электронные: просовываешь в них билетик, достаешь обратно уже с печатью. У каждой двери – электронные валидаторы для проездных карт. Чтобы оплатить проезд, достаточно просто поднести карточку к устройству, которое подтверждает оплату звуковым сигналом. На валидаторе также можно посмотреть, сколько осталось поездок по проездному. Когда я впервые это увидел,  пережил культурный шок, потому что считал Минск довольно отсталым в плане внедрения современных технологий городом.

Отдельно хочу отметить минские маршрутки. Абстрагируясь от цен, отличный транспорт – не то что в Киеве. Они берут пассажиров только на сидячие места, 99% маршруток  – комфортные микроавтобусы с автоматической дверью.

Чистота в городе – один из классических комплиментов в адрес Минска. Улицы здесь чище, чем в большинстве европейских городов, в которых я бывал. Про Киев нечего и говорить. Лично я вижу тут сразу несколько интересных аспектов.

Первый – здесь как будто бы чище от природы. Гораздо меньше пыли и грязи, пустырей. Может, это какая-то особенность ландшафта (трава выше и гуще, что ли).

Второй аспект – здесь лучше убирают. Это как раз тот случай, когда чисто там, где метут, потому что мусорят белорусы плюс-минус так же. Мусор сортируют плохо, но лучше, чем в Киеве. Работу коммунальных служб я еще буду хвалить отдельно.

Третий аспект – здесь меньше рассадников грязи:  например, бомжей. Попрошайки есть, но классических бомжей с клунками и мокрым следом за собой  реально мало. Не знаю, как тут решили вопрос с ними, но похоже, что радикально. Ни в коей мере не хочу обидеть бездомных, но многие из них и правда могут испортить впечатление о городе.

 

Зеленью в Киеве никого не удивишь – там ее тоже хватает. И красивая природа в городе тоже есть. Но Минск по этим показателям я все равно ставлю выше. Местные парки чище и богаче в плане растительности, а лес вплотную прилегает к городу почти по всему его периметру. В считанных минутах езды от центра города Лошицкий парк, очень большой и красивый. Тут есть и многолюдные места, как в Мариинском, и совсем уединенные, где можно засесть на пикник и за час никого не увидеть. Есть очень благоустроенный Чижовский парк, где, кажется, причесали каждую травинку. Небольшие, но очень красивые парки есть и в самом центре города:  там, например, можно кормить белок из рук. Пока что все парки, что мне здесь попадались,   чистые и приятные.

Но парки парками, а лес все равно круче. С нескольких направлений он подступает к городу вплотную и даже врезается в него. Мы живем в спальном районе практически на окраине, и от нашего дома рукой подать до МКАД. Густой, преимущественно хвойный лес начинается еще до дороги. Летом я пережил здесь потрясающий опыт, который потом неоднократно повторял. Под деревьями растет много земляники, и, когда она созревает, в лесу стоит необыкновенный запах, по-настоящему волшебный. Для меня это было одно из самых ярких обонятельных впечатлений в жизни.

Это идеальное место для прогулок, пробежек и пикников. Несмотря на такую близость леса (а может, как раз из-за нее) местных жителей в нем не очень много, даже шашлычников. И мусора тоже мало.

Когда мы уезжали, раздобыть валюту в Киеве легальным путем было очень сложно. Вводились разные моратории и ограничения, обменники работали только на покупку, расцветал черный рынок. Читал, что с тех пор ситуация улучшилась, но до минского либерализма все еще далеко. Здесь доллары можно снять прямо в банкомате своего банка. Причем для этого совсем не обязательно обладать валютным счетом  –  при снятии с рублевого счета доллары будут оценены по курсу конвертации банка (как правило, он вполне рыночный).

И это не какая-то VIP-услуга конкретного банка для сотрудников конкретной компании. Мы с женой работаем в разных компаниях, обслуживаемся в разных банках и оба имеем возможность снимать доллары с рублевого счета.

В последние месяцы тут тоже начали проявляться нехорошие симптомы, вызванные девальвацией белорусского рубля. Есть риск, что валютные операции зарегулируют сильнее. Но пока по сравнению с Украиной здесь раздолье.

 

Не знаю статистики, но чисто на глаз ситуация несопоставима с Киевом. Конечно, реформы в украинских правоохранительных органах совпали по времени с резким обнищанием людей, и уровень криминала у нас вырос  –  надеюсь, что временно. Но даже без учета этого фактора в Минске спокойнее, люди гораздо сильнее боятся милиции, да и ее банально больше в пересчете на душу населения. Патрулей очень много  –  и пеших, и особенно машин. Как-то раз, гуляя по уже упомянутому Чижовскому парку, мы встретили за полчаса три разных вида ментов:  патрули ОМОНа, милиции и еще какие-то.

Это тоже классика, и что-то оригинальное тут сказать сложно. Местная сгущенка  божественна. Есть два основных производителя – комбинаты в Рогачеве и Глубоком. Рогачевская более популярна в Украине, но, на мой взгляд, глубокская вкуснее – особенно вареная. Даже когда просто пишешь о ней, есть риск залить слюной клавиатуру.

Молоко, творог, сметана, йогурты – это все тоже очень крутое (мы предпочитаем ТМ «Брест-Литовск»). Здесь также освоили производство моцареллы, рикотты, феты, маскарпоне и других мягких сыров, причем это не псевдобелорусские продукты для реэкспорта в страну духовных скреп, а действительно местное производство. Недавно по радио слышал, что один из молокозаводов наладил серийное производство белорусского камамбера.

Мясного мы покупаем меньше и разницу чувствуем хуже, но, например, бастурма  вполне достойная.

Минск – город-миллионник, столица, но при этом территориально он не слишком большой. Дороги отличные, а пробок почти не бывает. Путь из одного конца города в другой вряд ли займет больше полутора часов. Увы, но, поселившись неподалеку от своей работы, вскоре я обрек жену именно на такой маршрут – с одной окраины на противоположную. От нашей условной «Борщаговки» до центра города здесь  – около получаса езды.

 

Про чистоту на улицах я уже писал, но тут хотелось бы взять шире. За работой местных коммунальщиков приятно наблюдать. Я писал в «Фейсбуке», как круто здесь отработали во время сильного снегопада, который длился несколько дней. Да, был бугурт из-за SMS-рассылки с не самым вежливым призывом чистить снег во своих дворах. Но как пользователь общественного транспорта я был приятно удивлен. Никаких сбоев в движении автобусов-троллейбусов, постоянно курсирующие снегоочистительные машины и песочные посыпальщики, вывозящие снег самосвалы, бодро шурующие лопатами люди в спецжилетах – все это я видел своими глазами, и было это здорово, и было это эффективно.

Вода, свет, отопление – за полгода не сталкивались ни с одной проблемой. Однажды вызвали электрика – пришел молодой парень, все починил, денег не взял. Возможно, нам просто везет.

Но вот что меня реально поразило – лифты во многих подземных переходах и спусках в метро. Инвалид тут – тоже человек. Причем очень явно прослеживается, что не белорусы это придумали, а научились у поляков, литовцев и других евроинтегрированных стран по соседству.

 

Еще один пример либерализации, о которой в Украине только мечтают. В Минске существует особая экономическая зона для IT-компаний – Парк высоких технологий. В него входят (я бы даже сказал – возглавляют) наши с женой работодатели – Wargaming и EPAM. Думаю, за счет этих и других компаний бюджет города и страны многократно отбил недополученную из-за налоговых послаблений прибыль. Причем в отличие от большинства украинских IT-компаний здесь большинство программистов получает белую зарплату. А наши все еще думают, как же это так – предоставлять льготы IT-отрасли, «которая и так жирует».

Покупка машины в Беларуси обойдется гораздо дешевле, чем в Украине. В первой версии этого текста я ошибочно предполагал, что ввозные пошлины на иностранные авто здесь отменили совсем. Но это не так – видимо, они просто ниже, чем у нас. Разница в ценах просто разительна:  на глаз где-то 30% и выше. Причем такой разрыв касается как новых авто, так и подержанных. Это еще один – и не последний – пример более либерального законодательства, чем украинское. В Минске даже я задумался о машине, хотя вообще не фанат и не специалист по езде за рулем.

Говорят, что в России еще дешевле (из-за того, что российский рубль провалился сильнее белорусского). Теперь уже здесь ищут государственные механизмы ограничения ввоза авто из России.

Я уже шутил по поводу того, что не так хорош Минск, как возможность из него уехать. Речь о доступности путешествий по Европе – Литва и Польша находятся в нескольких часах езды. А уже там открываются чудесные возможности для полетов европейскими лоукостерами – в первую очередь Ryanair. Я влюбился в эту авиакомпанию с первого взгляда на цены. И уже настроил кучу планов на ближайшие полгода.

Поезд Минск – Вильнюс идет 2,5 часа, он очень комфортный, расписание удобное, а билет стоит порядка 500 грн. Во столько же нам обошелся перелет Вильнюс – Париж (Бове), а билеты в Брюссель и Копенгаген – почти вдвое дешевле. Из Варшавы вообще недавно были акционные билеты по 1 евро – например, в Кельн. Но добираться в саму Варшаву сложнее и дороже, чем в Вильнюс.

Сами белорусы через одного – с долгосрочными шенгенскими визами, что тоже рушит определенные стереотипы в голове среднего киевлянина. А чуть ли не у каждого пятого или десятого – карта поляка. Многие регулярно ездят «на закупы» в Вильнюс, Варшаву и особенно польский Белосток. Мы свой полугодовой мультишенген быстро и легко получили через литовский визовый центр.

 

Тут, конечно, Украину обскакали все кому не лень. Белорусы  – не исключение. Пока в Киеве в муках рождалась связь третьего поколения, в Минске уже начали осваивать четвертое. Но про качество и цены ничего не скажу  –  я все еще пользуюсь тут очень ограниченным количеством мобильных сервисов.

Или все-таки скажу, но с чужих слов: третье и четвертое поколение тут пока выросло хиленькое. Но сам факт :) 

Насколько я понимаю, борьба с наружной рекламой в Киеве так и осталась болтовней. Здесь же ее почти нет – и это действительно идет виду города на пользу. Местами наружную рекламу все же замечал и пока так и не понял принцип, что можно, а что нет. Но классическая наружная реклама – в основном социальная. Она призывает любить родину и белорусский язык, а также бороться с пороками вроде курения и алкоголизма.

Так тоже было не всегда, но в Минске МАФы (малые архитектурные формы: так в Киеве принято называть коммерческие киоски, то есть по-нашему «комки». – Ред.) побороли задолго до нашего переезда. Остались только билетные и газетные киоски, да еще сеть «Хутка-Смачна», где продают что-то непонятное. Как и в случае с наружной рекламой, отсутствие МАФов очень позитивно влияет на вид городских улиц.

 

В Минске можно жить, почти не пользуясь наличными. Карты принимают не то что во всех магазинах – рассчитаться ими можно и в «Разливном пиве», и за жетоны в метро. У меня, к примеру, бесконтактная карта, причем при покупках до 300 грн. мне даже не приходится вводить пин-код – приложил карту к терминалу, дождался чека и пошел. Другое дело – сколько эти покупки стоят. Но об этом мы поговорим чуть позже – в «Плохом Минске».

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Ну где логика?! 9 вещей, которые бесят приличных горожан в Минске
Подросткам нравится: старшеклассники советуют сериалы для тинейджеров и не только
Минская сиеста: те самые идеальные Дрозды
поделиться