«Нужно было выйти и помочь, а не орать». Минчанка о том, почему инфраструктура в городе – это катастрофа

«Нужно было выйти и помочь, а не орать». Минчанка о том, почему инфраструктура в городе – это катастрофа
Вчера минчанка Инна Пунтус опубликовала пост о минской инфраструктуре. Кажется, эта запись показательнее любого журналистского эксперимента о жизни людей с ограниченными возможностями.

Вчера минчанка Инна Пунтус опубликовала пост о минской инфраструктуре. Кажется, эта запись показательнее любого журналистского эксперимента о жизни людей с ограниченными возможностями.

С разрешения Инны и ее подруги Кати публикуем пост целиком. Было бы здорово, чтобы как можно большее количество государственных и частных компаний его прочитали. Не поленитесь, расшарьте, пожалуйста.

 

Я даже не знаю, с чего начать. Много эмоций, мыслей. Это из серии «не могу молчать». Возможно, будет сумбурно, но ближе к делу.

В субботу мы хотели сходить в кино. Выбрали фильм, выбрали место. Но не добрались.

У вас есть друг с ограниченными возможностями? Друг, родственник, знакомый, который передвигается на инвалидной коляске? У меня есть. Пять лет назад для моей подруги Кати жизнь разделилась, как говорят, на «до» и «после». Да, случилось. Да, надо жить дальше.

Три дня назад Катя приехала ко мне в гости. И сегодня состоялась наша первая, так сказать, дальняя вылазка в город. Не то чтобы мы не знали, что нас ждет, ибо полтора года назад мы уже столкнулись с нашей «безбарьерной» средой. Но сегодня было еще круче.

Маршрут наш начинался с «Каменнай Горкі». В этот раз лифт работал. Полтора года назад мы не смогли спуститься в метро на лифте, так как строился Burger King. Нам помогали случайные прохожие.

Итак, мы спускаемся в метро и благополучно доезжаем до «Купалаўскай». Моментально рядом с нами оказывается дежурная по станции:

– Вам нужна помощь? Сейчас я свяжусь по рации с охранником, он поможет поднять.

– А подъемников разве нет?

– Есть, но их очень долго устанавливать.

Я в немом недоумении. Ну ладно, думаю, нам главное подняться. Какая разница, каким образом.

– Но он один не справится. Хотя бы два нужно.

– Второй не может оставить фойе. Им сразу влетит.

Чем дальше, тем интереснее, в общем. Наверх нас поднимал охранник и случайные прохожие. Я уже молчу о том, что перейти на другую линию люди с ограниченными возможностями не могут. Только наземным транспортом по заданному маршруту.

Становится понятно, что в кино попасть можно, но очень сложно. И мы уже не успеем. Меняем пункт назначения. Теперь мы едем в торговый центр. Ждем автобус. Это наша вторая поездка на наземном транспорте.

В первый раз нам сказали:

– Да, есть специальные спуски, но их полчаса раскладывать. Я вам машину (троллейбус в смысле) наклоню (есть такая опция у троллейбусов и автобусов, оказывается).

Ну ладно, думаю, нам главное доехать. Какая разница, каким образом.

Вернемся к автобусу. Он уже на остановке. На нем есть специальный знак, что он приспособлен для перевозки людей с ограниченными возможностями. Кое-как заталкиваю коляску в автобус. Слышу, что в микрофон орет водитель. Подсознательно понимаю, что это, наверное, нам. Но разобрать невозможно, и я сосредоточена совсем на другом – расположении коляски в автобусе.

Как-то неудобно. Очень неудобно. Мы понимаем, что стормозили и зашли не в ту дверь. Но уже поздно. Час пик. А еще тяжело, если что.

На второй остановке в дверь влетает водитель:

– Я же вам кричал, что вы не в ту дверь зашли. Там же есть специальная дверь и место для коляски. Я же машину вам наклонял.

Опять двадцать пять.

– Не кричите.

– Я же вам…

– Не кричите. Нужно было выйти, объяснить и помочь, а не орать в микрофон.

Молча уходит.

Продавцы в «Московско-Венском» очень внимательны и терпеливы. И лифт работает. Вот только с туалетом напряг. Спрашиваю у посетительницы:

– Вы не знаете, здесь есть туалет для людей с ограниченными возможностями?

– Наверное, нет. Нам и этот недавно открыли.

– А, ну понятно…

Ладно, думаю, смогли и этим воспользоваться. Какая разница, каким образом.

Но мысль, что нам снова придется ехать домой на общественном транспорте, уже не радует даже меня. Я, вся такая сильная и стойкая, я, с функциональными руками и ногами, за те шестьдесят минут, пока мы добирались до пункта назначения, успела почувствовать себя совершенно беззащитной и беспомощной, включить инстинкт выживания и разозлиться.

А как же Катьке? Она сталкивается с этим каждый день!

Звонок другу. Ура-ура-ура! Нас смогут забрать! Но через час. Может, в ближайшее бистро?

– О! Здесь есть пандус! Мы сможем зайти, – радуется Катька.

– !!!

– Мы не сможем зайти, там стоит стол напротив дверей и сидят люди.

Двери закрыты.

Но три ступеньки для нас, опытных и сильных, уже не проблема. Охранник почему-то даже не предлагает нам помощь. Растерялся, наверное? А может, не получил инструкцию? У нас же все на бумажке и для бумажки. Нет бумажки – нет проблем? Или наоборот?

Администратор зала предлагает нам место возле окна… с видом на пандус.

И тут у меня внутри что-то щелкает. Ну почему?! Почему пандус есть, а мы поднимаемся по ступенькам?! Почему туалет есть, но не такой, какой нужен?! Почему подъемники есть, но из-за того, что их долго раскладывать, их не используют?!

Почему владельцы Burger King считают возможным перекрыть лифт и при этом не побеспокоиться об альтернативном варианте для передвижения людей? Почему администрация метро это позволяет? Почему мы должны все это проглотить и принять?

С какой стати?!

Прошу подойти администратора зала.

– Почему пандус есть, а дверь закрыта?

– ???

– Почему у вас пандус есть, а дверь закрыта?

А сейчас – внимание! – ответ:

– Ну, он используется только тогда, когда есть летняя терраса, чтобы официанты могли туда ходить. И для украшения цветами.

Если до этого момента меня еще мучили сомнения о правильности решения и, какая нелепость, угрызения совести, то теперь от них не осталось и следа.

– По проекту этот пандус предусмотрен для людей с ограниченными возможностями?

– Да.

– Принесите, пожалуйста, книгу жалоб и предложений.

– Да, конечно.

Приходит уже, видимо, менеджер и начальник охраны (если я не ошибаюсь).

– Мы приносим свои извинения. Но такие посетители к нам приходят редко и обычно с сопровождающим. Надо было попросить охрану, и вам бы без вопросов открыли дверь.

Нет, ну я не понимаю, вы что, обалдели там все?! И сколько раз за день нужно вот так попросить?

И самое главное: а если бы Катя была одна?

Оставляю в книге жалоб свое гневное и эмоциональное сообщение. Что это? Капля в море. Но почему-то эта капля наконец-то ставит все на свои места в сегодняшнем дне.

Катька все еще чувствует себя виноватой, и ей как-то неудобно, что из-за нее тут кого-то, может быть, накажут. А я пытаюсь ей объяснить, что нельзя жить по принципу «какая разница, каким образом». Пытаюсь донести до нее свое такое простое, но такое важное открытие – разница есть. Потому что ты тоже человек! Кажется, она соглашается.

Когда уже станет понятно, что людям не нужна ваша жалость. Они просто хотят ходить в тот кинотеатр, который им нравится, а не в тот, рядом с которым есть станция метро, на которой есть лифт.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: социальные сети.

Еще по этой теме:
Наш эксперимент: с детской коляской по Минску
Наш эксперимент: как чувствует себя незрячий в минских кафе?
Наш эксперимент: нальют ли бесплатный стакан воды в минских кафе и ресторанах
поделиться