Конспект лекции: почему русские никогда не улыбаются на селфи и постят в Twitter все, что думают

Конспект лекции: почему русские никогда не улыбаются на селфи и постят в Twitter все, что думают
Конспект лекции профессора, изучающего города и культуры в соцсетях. По версии журнала The Verge, наш лектор — один из полусотни землян, которые определяют, куда будет двигаться человечество в следующие 50 лет.

Конспект лекции профессора, изучающего города и культуры в соцсетях. По версии журнала The Verge, наш лектор  один из полусотни землян, которые определяют, куда будет двигаться человечество в следующие 50 лет.

Профессор из Нью-Йоркского университета, специалист в области новых медиа Лев Манович одним первых начал анализировать огромные объемы данных в интернете и культурную информацию в социальных сетях. Этим летом профессор Манович прочитал в московском институте «Стрелка» лекцию о том, как изучение социальных сетей позволяет по-новому взглянуть на стереотипы о городе, культуре и обществе. «Городской конструктор» публикует отрывки из этой лекции и параллельно цитирует интервью профессора журналу «Стрелка».

 


Селфи – это не про нарциссов
 

Когда я давал интервью CNN, Discovery Channel, National Geographic, они, прежде всего, спрашивали, не является ли селфи проявлением фетишизма и того, что люди эгоцентричны и думают только о себе. Я полагаю, что в селфи есть все. Когда мы собирали данные по селфи, то видели, что, с одной стороны, там действительно есть люди, которые влюблены в себя, а с другой, есть такие, которые своим селфи просто говорят: «Я был в этом месте». Сейчас мы делаем проект, где сравниваем селфи нескольких сотен молодых людей из Азии, и у нас возникла одна проблема. Мы хотели загрузить их в компьютерную программу, чтобы она все проанализировала, но выяснилось, что существует очень большой процент групповых селфи. То есть это скорее проявление общественной активности, а не некая изоляция, когда нарцисс смотрит на себя в зеркало. 

 

Из интервью Льва Мановича журналу «Стрелка»: «В 2005 году у меня появилась идея, что огромное количество контента, который пользователи выбрасывают в социальных медиа, дает новые возможности для изучения культуры. Мы можем не просто смотреть на отдельные примеры, как обычно это делается в гуманитарных науках, а изучать гораздо большие объемы. Предположим, все фото в Instagram из одного города, или выбрать тему фотографий на Flickr, или проанализировать все веб-сайты художников дизайнерских школ, чтобы увидеть, как меняется их видение с течением времени. 

Вот таким более систематическим изучением культурных процессов занимается моя лаборатория уже семь лет. Хотя сегодня уже существует много подобных лабораторий, но их интересует, как получить определeнные алгоритмы, а нас интересует, как эти алгоритмы использовать, изучая конкретные культурные архивы». 

 

Русские в Instagram не улыбаются 

Мы собрали базу — 3 200 селфи в Instagram из пяти городов: Москва, Берлин, Бангкок, Нью-Йорк и Сан-Паулу. Токио тоже хотели включить, но там люди очень странно себя фотографируют — играют с камерой так, что на фотографии ты видишь только половину лица. Мы использовали одну из самых последних компьютерных программ, называется Rekognition, которая может определить возраст, пол, эмоции. И, что интересно, каждый параметр — это не просто «да/нет», а число от 1 до 100. Мы составили графики, и оказывается, что, во-первых, в Москве, например, мужики стесняются, их почти нет в Instagram, а во-вторых, люди на селфи не улыбаются. Даже девушки! Вот такой вывод.

 

Из интервью Льва Мановича журналу «Стрелка»: «В России специфическое использование медиа. Под любым русским фильмом на YouTube начинаются такие комментарии, что на душе становится тяжело. Что меня поражает, есть большая культурная разница в том, как медиа используются здесь и там. В Америке все очень вежливо: люди относятся к Twitter как к официальному пространству высказываний и очень осторожны в выражении своих политических взглядов. А в России люди пишут все что угодно. Интересно изучить функцию этих медиа более подробно. 

  

Ученые доказали: в Instagram все города Европы одинаковые, а в Азии – разные 

Мы взяли все фотографии из каждого города — у нас было 13 городов, 2,3 млн фотографий — и проанализировали цвет, текстуру, композицию и так далее. Потом составлялась карта, которая называется MDS (multidimensional scaling), на которой можно посмотреть, как города похожи или отличаются друг от друга с точки зрения каких-то параметров. Нашим параметром были просто изображения, которые люди ставят в соцсетях. 

Выяснилось, что самый уникальный город — это Бангкок, второй — Сингапур. По каким-то причинам эти города очень сильно отличаются от всех остальных, может быть потому, что это азиатские города, где люди более молодые, они одеваются по-другому, да и сами города другие. А вот Москва, Берлин, Париж и Стамбул — это все абсолютно одно и то же. Вот вы думаете, что живете в Москве, а на самом деле живете в Стамбуле  вы просто этого не знали. Шутка.

 

Из интервью Льва Мановича журналу «Стрелка»: «Люди не просто пишут в соцсетях, они пишут определенные вещи, составляют фразы в определенной форме. Например, Twitter научил нас описывать события именно в 140 символах, а также учитывать при этом, сколько символов отберет ссылка или хэштег, — целая серия ограничений. 

Медиа не просто передают сообщение, а влияют на содержание. Ссылаясь на теоретика коммуникации Маршала Маклюэна, который говорил, что media is the message, в своих исследованиях я хотел задать вопрос: если Instagram — это визуальное окно в реальность и миллионы людей фотографируют свою жизнь, позируя, подбирая фильтры, показывая какую-то версию своей жизни, насколько мы можем использовать это как инструмент визуальной антропологии? Насколько Instagram подходит для изучения культурной, экономической, социальной жизни в разных странах? 

— И пришли ли вы к какому-то ответу? 

— После Phototrails я и моя лаборатория сделали проект про Киев — The Exceptional and The Everyday: 144 Hours in Kyiv (2014), в рамках которого мы собрали и проанализировали изображения, геолокации и теги из Instagram, опубликованные в течение одной недели в ходе протестов на Майдане. А также мы делали проект On Broаdway: 660 тысяч фото из Instagram за шесть месяцев 2014 года с указанной локацией «на Бродвее». Мы разделили 20 километров Бродвея на 700 сегментов по 30 метров и сравнили фотографии на каждом отрезке. Бродвей — это разрез человеческого общества, он проходит сквозь самые разные районы Нью-Йорка: от Уолл-Стрит до Гарлема. Когда мы проанализировали все фотографии, то поняли, что культурно-социальная разница районов отражена очень хорошо. 

После всех этих проектов я понял, что, с одной стороны, Instagram как медиа очень сильно влияет на содержание — там действительно процент улыбающихся людей гораздо больше, чем в реальной жизни. Но, с другой стороны, мы увидели специфичное содержание для различных групп населения, различных стран, различных мест. Селфи в Нью-Йорке, Москве, Сан-Паулу, Токио отличаются друг от друга. У людей различные коды поведения или коды фотографирования».

 

Соцсети стали намного информативнее музеев искусств 

В 2000-е годы был популярен сайт DeviantArt — это самая большая социальная сеть для художников-непрофессионалов. Сейчас у нее где-то 35 миллионов пользователей и несколько сотен миллионов картин. В 2000 году они предоставили нам выборку — 1 миллион художественных работ от 23 тысяч человек, — и мы стали ее изучать. Мы все посчитали и визуализировали, и выяснилось, что у пользователей существует 1 700 категорий, которыми они описывают свои произведения. Если вы пойдете в музей современного искусства в любом городе, то там будет представлено пять-шесть, может быть, семь-восемь категорий: картины, живопись, графика и так далее. А здесь 1 700.  Некоторые из них совершенно новые, а некоторые — это хорошо знакомые нам вещи. Например, самая большая категория называлась fractals. Я думал, что время фракталов закончилось в 1980-е. А оказалось, что люди до сих пор обожают их.

 

Из интервью Льва Мановича журналу «Стрелка»: «DeviantArt – наверное, самая большая социальная сеть, где люди выкладывают свое творчество. Сегодня для этих целей в основном пользуются Pinterest, Instagram, Tumblr, а в 2000-е годы это был именно DeviantArt. Там около 35 миллионов художников и сотни миллионов их работ. Что интересно: это любительский сайт, но люди очень серьезно относятся к тому, что выкладывают. И хотя авторы не являются частью официального мира искусства, там можно найти огромное количество очень сильных работ, которые не менее интересны, чем то, что вы видите в коммерческих галереях. Например, я нашел там девочку из Шанхая, которая начала выкладывать свои фото с 16 лет, а сегодня она снимает для Vogue». 

Один из наших важных результатов — это просто получение иерархии категорий, которой люди сегодня пользуются, чтобы описывать свои произведения. Сама эта иерархия уже интересна, это уже объект исследования. То есть объект исследования — это не data, а то, что называется metadata, описание какой-то культурной системы. 

Мы взяли выборку из 90 тысяч изображений двух категорий: диджитальное искусство и традиционное искусство — и отсортировали их по совершенно примитивным категориям: от самой светлой до самой темной, а также по насыщенности цветов. Выяснилось, что в диджитальном искусстве используется больше светлых и ярких цветов. Естественно, когда вы рисуете в Photoshop, то в любой момент можете изменить цвет или применить какой-то фильтр. А если вы рисуете на бумаге, то выбор цвета окончательный. И поэтому в традиционном искусстве большая часть работ черно-белая. Люди обычно рисуют на белой бумаге, поэтому гораздо больший процент этих произведений — это черно-белые рисунки, тогда как в диджитальном искусстве они практически отсутствуют. Казалось бы, такая тривиальная вещь, но она мне не приходила в голову.

 

Зачем нужно изучать социальные сети 

Из интервью Льва Мановича журналу «Стрелка»: «Обычно, рассуждая о городе, архитекторы начинают со стабильных понятий: улица, район, пересечения, дороги. Но если взглянуть на город через очки, которые предлагаем мы, то город предстанет в размытых пикселях, там нет Нью-Йорка, нет Москвы, а есть сотни миллионов точек. Эти спутниковые изображения дают некое отстранение, потому что вы не видите ярлыков. Наш метод позволяет создать новые типы метрик для понимания структуры городской среды. Скажем, вместо того чтобы говорить о плотности населения улицы, можно увидеть неочевидное место использования этим же населением. 

После проекта On Broаdway мы получили другой город — портрет различных слоев населения — и разделили всех людей на туристов, тех, кто живет в этом районе, и тех, кто приезжает сюда работать или развлекаться из других районов. Мы увидели, что и в какое время они фотографируют. Таким образом мы узнали, как люди используют пространство, куда ходят. Мне кажется, это имеет прямое отношение к урбанистике. Если вы архитектор, вас интересует, как спланированный вами район будет использоваться людьми».

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: Михаил Голденков, Manovich.net.

Еще по этой теме:
Плевать на деньги – работай в удовольствие: истории лайфстайл-предпринимателей
Дом «У Троицкого», Национальная библиотека, музей войны – сработает ли в Минске «эффект Бильбао»
поделиться