Дворец за миллион долларов, дом-матрешка и еще шесть самых старых зданий Минска

Дворец за миллион долларов, дом-матрешка и еще шесть самых старых зданий Минска
Мы часто пеняем на то, что в Минске практически не осталось старых – которым ну хотя бы 200 лет – зданий. В рубрике «Рекорды Куфара» постараемся развеять ваши сомнения.

Мы часто пеняем на то, что в Минске практически не осталось старых – которым ну хотя бы 200 лет – зданий. В рубрике «Рекорды Куфара» постараемся развеять ваши сомнения.

СОБОР СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
1613 год
Немига

Это старейший каменный храм в Минске. В 1613 году княгиня Авдотья Друцкая-Горская пожертвовала для него площадь на улице Юрьевской. В своем завещании княгиня написала, что хочет, чтобы братством святых Петра и Павла опекались шляхтичи-кальвинисты Януш Радзивилл, Ян Огинский и Мартин Володкович.

Таким, каким мы видим храм сегодня, он был и в 1630 году. Правда, вернули сегодняшний вид ему во время реставрации 1979–1984 гг. Кстати, внутри здания нашли фундаменты двух башен, по которым можно судить, что здесь должны были строить храм-крепость. Немудрено: например, в конце 9-месячного стояния в Менске казаки гетмана Мазепы грабили храм. Но менчуки разных вероисповеданий спасли церковь.

Или вот вам проявления местного патриотизма: в 1735 году пьяная знать прилетела на лошадях и стреляла по иконам храма. Драматичность этому брутальному случаю придает тот факт, что во главе шайки стоял какой-то Адам Стацкевич – прапраправнук одного из спонсоров храма.

Во время реставрации была надежда, что на храме получится восстановить внешние фрески. Их в древнем Менске делали по заимствованной на Балканах традиции расписывать фасады церквей в виде вынесенного наружу иконостаса. Но пожары и повреждения почти безвозвратно уничтожили эту живопись.

На момент присоединения к Российской империи это был единственный православный храм в Минске и Минском уезде, а в братстве было всего пять монахов. Императрица Екатерина, узнав про «бедственное положение православных», придала храму звание собора и подарила «часть своего туалета» (что имелось в виду, не уточняется), а также три подсвечника.

Двухэтажный домик слева и ограждение – это то, что осталось от храма 1870 года.

После восстания Кастуся Калиновского губернатор Муравьев-вешатель решил добавить собору русскости, и храм приобрел черты ярославско-суздальского зодчества. В таком виде церковь оставалась до Второй мировой войны. С приходом в город нацистов в церкви возобновили службы, которые продолжались до 1945 года.

В 1979 году начались реставрационные работы. Дома рядом еще не было – первая секция появилась только в 1984 году. «Я ходил мимо этого храма, страшного, облупленного, с одной башней, но тогда он казался просто гигантским: вокруг были домики на один-два этажа, и далеко было видно с побережья, с Верхнего города, как высоко возносится эта башня», – вспоминает архитектор и краевед Сергей Харевский.

 

СВЯТОДУХОВ МОНАСТЫРЬ БАЗИЛИАНОК
1641 год
ул. Энгельса, 1

В 1617 году около деревянной православной церкви основали мужской Святодуховский монастырь, а позже комплекс дополнил женский монастырь – деньги на него дала трокская кастелянша Зузана Гансевская. То, каким мы видим здание сейчас, – действительно старинное отреставрированное здание, а не новодел.

Комплекс зданий Высокого рынка использовался в качестве оборонительных: тут прятались и монашки, и обычные менчуки. От мужского монастыря в женский вела крытая галерея с маленькими окнами-бойницами – она же была въездной брамой.

Кстати, в Европе существовало 3 ордена базилиан, каждый из которых имел женские ветки. На территории Беларуси действовал орден базилиан святого Иосафата. Такое название он получил от имени полоцкого епископа Иосафата Кунцевича – его убили в Витебске (за что у города забрали Магдебургское право и приказали снять с церквей колокола), а после смерти он был причислен к лику святых.

 

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА
1642 год
ул. Кирилла и Мефодия, 3

За всю историю этот православный храм был и женским монастырем бернардинок, и мужским православным монастырем. Тут висит чудотворная икона Менской Божьей Матери, которая по преданию в 1500 году приплыла вверх по течению из Киева в Менск. Считается, что именно она является нашей опекуншей – поэтому ее образ запечатлен на гербе столицы.

В советское время храм несколько раз пытались уничтожить. Например, в 1938 году менчуков согнали к его стенам на митинг. Недалеко от входа разложили костер, где сжигали религиозную литературу. На трибуну поднялся оратор, который поклялся не сойти с места, если храм не будет разрушен, – по крайней мере, так гласит городская легенда. В итоге, спускаясь с трибуны, товарищ оступился и сломал обе ноги. А когда на следующий день ветер сорвал с башен красные флаги, повешенные вместо крестов, большевики посчитали лучшим не трогать здание.

Второй раз храм хотели снести уже после войны: считалось, что верхний город – это «гнилой зуб» в «челюсти» нового советского Минска. Символ, конечно, так себе, но опасность сноса храма была.

Это проект здания драмтеатра, который должен был появиться на площади Свободы. Старое здание с башенками, где сейчас расположен бар «Свободы, 4», уничтожили бы. Интересно, оставили бы кафедральный собор?

 

Кстати, за кафедральным собором стоит костел Святого Иосифа (ул. Кирилла и Мефодия, 6) – тоже один из минских старичков: он был построен в 1652 году.

 

А через дорогу, по адресу Свободы, 7, до сих пор стоит здание иезуитского коллегиума, которое было построено в 1699 году. Никиту Муравьева мы знаем еще со школы – точнее, не лично его, а декабристов, к которым он принадлежал. Но мало кто из минчан знает, что в этом здании в 1821-1822 годах он жил и писал первую версию конституции для демократической России. Правда, про Минск у него так себе воспоминания: «Вчера у нас здесь был бал в городском казино – так называется здешнее собрание. Я вам скажу, что здешние дамы не имели счастия мне понравиться – мало или, лучше сказать, нет ни одной хорошей собой – ростом все маленькие; во-вторых, кривляются и довольно неловки: из 30 девушек ни одного личика не было, которое бы могло действовать на воображение».

 

 

АРХИКАФЕДРАЛЬНЫЙ КОСТЕЛ ИМЕНИ СВЯТЕЙШЕЙ ДЕВЫ МАРИИ
1710 год
пл. Свободы, 9

Минский архикафедральный костел Имени Святейшей Девы Марии пережил многочисленные перестройки и ремонты; повышение статуса (в конце XVIII – нач. XIX вв. фактически он стал главным католическим храмом нашего края) и его понижение (после антирусского восстания 1861–1863 гг. минских католиков массово сгоняли в православие). Доходило до безумия: в конце 19-го столетия звучание органа и пение мешали сну (sic!) приличных горожан, чьи жалобы чуть было не привели к закрытию храма.

После войны костел ожидала и вовсе невеселая судьба: на снимке ниже видно, как в алтарной части стоит грузовик.

После войны архикафедру хотели отдать под цех по розливу винно-водочной продукции. Но, посчитав, что грешно производства выносить в центр города, решили отдать костел под склад декораций Купаловского театра.

А потом тут устроили Дом физкультуры, и в перестроечные времена дети занимались здесь таэквондо.

 

ДОМ №11/7 ПО УЛИЦЕ КОМСОМОЛЬСКОЙ
1740 год

По виду этого дома никогда не скажешь, что ему вот-вот исполнится 280 лет. В профессиональной литературе его называют «памятник эклектичной архитектуры XIX века с чертами ампира и классицизма». На самом деле дом старше где-то на 100 лет.

Когда Минск вошел в состав Российской империи, город стали перестраивать: для этого губернатор Захар Корнеев приказал архитектору Крамеру сделать новый городской план – в итоге площадь Верхнего рынка «подвинула» все близлежащие кварталы.

Когда дом перестраивали, из-за нехватки денег хозяин оставил старую, деревянную, часть и пристроил к ней каменную. А глухой фасад (по старым правилам если твой дом упирался в дом соседа, «общая» стена должна была быть без окон) заштукатурили – и так казалось, что дом построен в единой стилистике и из одного материала. А уже в 1850-х годах дом «оброс» новыми стенами, которые фактически поглотили старый каменно-деревянный гибрид. Позже, на протяжении 70 лет, дом достраивали и не единожды перестраивали. Но мало кто даже из краеведов знает, что он – чуть ли не самый старый жилой дом Минска. Да еще и своеобразная матрешка.

 

ДВОРЕЦ ГРАФОВ ПШЕЗДЕЦКИХ
1775 год
пл. Свободы, 15

Подканцлер ВКЛ граф Михаил Пшездецкий, который построил этот дом, в 1799 году продал его аптекарю Андрею Станкевичу за 40 тысяч злотых. Чтобы вы понимали: 120 кг серебра = 5 000 серебряных талеров ВКЛ. Сегодня рыночная стоимость у нумизматов одного талера весом 23,38 грамма серебра составляет порядка 200 долларов США. В совокупности получается, что дворец может быть оценен в один миллион долларов.

Здание дворца и ранее использовалось под музей: Юрий Кобылинский, который приобрел здание в 1826 году, был страстным коллекционером. Во дворце можно было увидеть картины различных художников, старинные книжные издания, древние манускрипты, оригинал Статута Великого княжества Литовского, аутентичную карту Христофора Колумба, коллекции минералов и монет, античные древности. Частный музей Кобылинского фактически стал первым городским музеем.

В советское время тут находился военкомат. А после реконструкции в 2012 году во дворце открылась художественная галерея народного художника БССР и СССР Михаила Савицкого.

 

Организатором проекта выступает Куфар, крупнейшая площадка объявлений в Беларуси, которая намерена отмечать уникальные достижения увлеченных белорусов в специальной книге рекордов.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

ООО «Сетте Студия», УНП 192409356

Еще по этой теме:
«У меня дома интернет уже 15 лет». Знакомьтесь с самым модным и спортивным пенсионером, которому сейчас 80 лет
«У меня столько обуви – я ее снашивать не успеваю!» Любимые кроссовки самой быстрой и выносливой белоруски
Фонтан с вазами и дамы исключительно в головных уборах – уникальные фото площади Свободы
поделиться