В Летучем университете начинается новый сезон: «Мы ищем людей, которые хотят странного»

В Летучем университете начинается новый сезон: «Мы ищем людей, которые хотят странного»
Мы поговорили с координатором Летучего университета Татьяной Водолажской и выяснили, кому и зачем стоит записаться на новый сезон. 

Мы поговорили с координатором Летучего университета Татьяной Водолажской и выяснили, кому и зачем стоит записаться на новый сезон. 

«Университет должен отвечать на вызов культуры»

Официальная история Летучего университета началась в 2009-м, но предпосылки к возникновению университета появились еще в 1994 году: после возвращения в Беларусь философа и методолога Владимира Мацкевича вокруг него собралась группа единомышленников, желавших обратиться к идее университета:

– Мы не видели реальной возможности улучшить существующее высшее образование или ждать, пока Беларусь присоединится к Болонскому процессу. Мы хотели сразу делать то, что соответствует изначальной идее университета.

– А какая изначальная идея университета?

– Сейчас мы привыкли, что университет – это, прежде всего, профессиональное образование, подготовка к какому-то конкретному делу. Но университет – это ведь не воспроизводство общества. По своей идее университет – это то, что двигает общество вперед и определяет его культуру. А значит, это место самого сильного напряжения мышления, место как бы на краю всего знакомого и освоенного, прямо перед неизведанным, перед новыми формами культуры. 

– Но ведь эта функция почти не выполняется университетами?

– Да, эта функция потеряна не только нашими университетами, но и западными – поэтому все и говорят про кризис университета. Именно поэтому мы подумали, что хотим создать в Беларуси пространство и среду, в которой именно мышление будет главным, которая бы попыталась задать этот предел и рубеж.

– И что у вас получилось?

– Университет должен отвечать на вызов культуры. И тут надо понять, в чем состоит сегодняшний вызов, и ответить на него. Мы определили этот вызов в вопросе, каким должен быть современный человек, чтобы мыслить и действовать в этом мире и в Беларуси в частности – и глобально, и локально. Готового ответа у нас нет, но сейчас вся деятельность Летучего университета построена так, чтобы искать ответы и отвечать.

«Мы понимаем, что выглядим достаточно странно и нестандартно»

Изначально Летучий университет создавался с очень гибкой организационной формой – никаких факультетов и формализации в нем не было:

– Университет – это, прежде всего, люди, которые вместе что-то делают, сообщество единомышленников, которые задаются вопросами. Мы понимаем, что выглядим достаточно странно и нестандартно и именно поэтому прирастаем необыкновенными людьми, которые, может быть, и не знают ответов, зато задают отличные вопросы.

Новый набор означает, что у любого человека появляется возможность прийти в Летучий университет и выбрать собственную траекторию обучения:

– Первая возможность заключается в том, чтобы просто записаться на какой-то курс и ходить туда раз в неделю в течение нескольких месяцев, – объясняет Татьяна. – Эти курсы дают возможность познакомиться с разными подходами и, что важнее, людьми, которые мыслят здесь и сейчас, – можно сказать, с яркими персонажами современной белорусской культуры. Возможно, найти себе учителя – это сейчас не модно, но для многих из нас все равно важно. Я вот нашла учителя, уже будучи очень взрослой, после защиты диссертации.

– А какие курсы можно послушать в Летучем университете?

– Сейчас у нас 8 курсов. Выбрать свой курс или несколько можно, ориентируясь на персону, потому что все курсы – авторские. Они предоставляют не столько какие-то конкретные знания, а скорее форму мышления, так как авторы курсов – это чаще всего такие культурные и общественные герои. Например, у нас есть курс Владимира Мацкевича о мышлении, есть несколько методологических курсов: методы работы с прошлым Геннадия Сагановича, методы символической интерпретации Павла Барковского или герменевтический подход с разбором базового текста нашей культуры – Библии – вместе с Ириной Дубенецкой. Есть и дискуссионный курс Вячеслава Бобровича о проблемах повседневности и европейского выбора.

«Когда человек пробует другой способ мышления, меняются его отношения с миром»

– А можно пойти на несколько курсов? Есть ли какие-то вступительные испытания?

– Нет, вступительных испытаний нет – на все эти курсы можно просто записаться и приходить: можно на один, можно на все, если хватит сил и времени. Мы ждем людей, которые в некотором смысле уже самоопределились, потому что хуже всего – когда ты не знаешь, зачем вообще идешь, и хочешь просто как-то провести время.

– Помимо курсов с разными белорусскими интеллектуалами в Летучем университете есть школы магистров игры. Что это такое?

– Это ответ на возникшую у нас потребность сосредоточиться на небольшом круге учеников или даже со-практиков, чтобы вместе заниматься поиском в определенной области. Скажем, у нас будет школа ВКЛ, где главной целью будет не столько изучение – хотя и это тоже, – а скорее диалог с наследием. Ведь, несмотря на то что ВКЛ – наше прошлое, это наследие не представлено актуально в нашей жизни, в политической и культурной практике. Так что идея этой школы – осмыслить то, что у нас есть, вывести это на уровень диалога с прошлым.

Еще одна школа – совершенно магическая, ее возглавляет один из «шаманов белорусской философии» Игорь Бобков. Эта школа связана с пространством идей, их историей и существованием в белорусском мышлении. Есть школа, которая занимается анализом текстов и возможностями философской аналитики: там погружаются в текстовую реальность и ищут возможности разбирать актуальные проблемы. Есть еще методологическая школа, к которой принадлежу я, – мы занимаемся поиском нового типа человека и нового типа мышления. Наши поиски распространяются в сторону игрового мышления. Скажем, мы берем актуальные белорусские проблемы, организуем игровую ситуацию и выходим из нее с каким-то решением.

– А игровое мышление – это вообще как?

– Известно, что то, как человек живет, очень сильно зависит от того, как он этот мир видит. Можно видеть мир как что-то, что объективно существует и подлежит изменению, можно использовать деятельностный подход, когда основное внимание сконцентрировано не на мире, а на деятельности человека. Мы занимаемся игровым подходом, так как в игре человек по-другому существует, по-другому ставит цели и реагирует на реальность. Его задача в игре не все распланировать, а скорее быть готовым к новым ситуациям, быть готовым принимать другого – как игрока, который играет в свою игру, а не кого-то точно такого же, как ты. Нам кажется, что важно то, что, когда человек пробует другой способ мышления, меняются его отношения с миром.

«Мы ищем людей, которые желают странного»

– А что нужно сделать, чтобы попасть в школу магистров игры?

– Школы мы организуем в этом году первый раз, поэтому пока что они – эксперимент. Программа рассчитана на 2,5 года: планируется собрать около 10 человек на каждую школу – тех, которые уже немного самоопределились и готовы двигаться куда-то дальше. И да, для школы уже надо будет пройти собеседование и написать мотивационное письмо.

– А каких людей вы ждете в Летучем университете?

– Мы обычно говорим о том, что ищем людей, которые желают странного, – улыбается Татьяна, – а желать странного можно в любом возрасте и с любой профессией. К нам приходят люди, которые ищут осмысленной жизни – скажем, не просто работы, а дела, которое было бы для них чем-то существенным и важным. И когда они начинают задавать себе такие вопросы, то могут прийти к нам. У нас нет ответов, но в Университете они могут найти точку опоры для того, чтобы начать отвечать на собственные вопросы. Еще они могут, как мы это называем, «помыслить об кого-то», самоопределиться или увидеть другие траектории движения по жизни.

– Должно ли у человека быть гуманитарное образование или какие-то специальные знания, чтобы он мог понять что-то на лекциях? Есть ли вероятность, что кто-то придет и вообще не поймет, о чем речь?

– Да, есть вероятность, что кто-то придет и ничего не поймет. Но человек может иметь не только гуманитарное образование, но и несколько степеней – и при этом не понять ничего, потому что его восприятие будет забито готовыми схемами и ответами. А может оказаться, что человек, у которого только школьное образование, мыслящий, глубокий, готов задавать вопросы и искать ответы. И если ему там какой-то конкретный термин непонятен, то это не проблема – есть лекторы, книги, интернет, в конце концов.

Но да, мы специально не ориентируемся на то, чтобы быть понятными. Нам кажется, что не нужно оказывать услуги и все разжевывать. Если человека что-то цепляет, то он с этим разберется. В общем, наша идея в том, чтобы завышать, а не занижать планку.

 

Запись на курсы и школы магистров игры продлится до 5 декабря. Видео с презентации образовательной программы Летучего университета можно посмотреть здесь.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, архив Летучего университета.

Еще по этой теме:
Веды: как бесплатно получить европейское образование, не выезжая из Минска
Веды: как не быть тряпкой и не бросить онлайн-курсы уже через день
«Веды» на осень: где в Минске бесплатно учить иностранные языки
поделиться