«Не дурите головы ни себе, ни людям». 65-летняя минчанка рассказывает о неудавшемся автостопе до Индии

В 65 лет Людмила Лабыкина решила впервые в жизни попробовать автостоп. Журналистка Елена Косенчук узнала о том, как минчанка ехала в Индию, из-за чего вынуждена была прервать свое путешествие и почему автостоп подходит не всем.

Первый раз я встретила Людмилу в октябре 2015 года в Грузии: мы остановились в придорожном кафе в Зестафони, где через каучсерфинг нашли место для ночлега. Мы с Антоном тогда возвращались автостопом из Турции, а Людмила вместе с попутчиком Евгеном ехала в сторону Индии. Тогда я решила, что это бабушка-хиппушка путешествует с внуком – необыкновенное знакомство вызвало у меня много восторга.

Надо сказать, что место, где мы остановились, не отличалось особой комфортностью: эта было обычное кафе на трассе, где на заднем дворе хозяева натянули тенты, поставили столы и стулья и стали принимать там диких путешественников. В нашем распоряжении было место под навесами и чердак, заваленный разным хламом. Душа не было. Но жаловаться не приходилось: когда ты уже не первый месяц в дороге, привыкаешь и спать на голой земле, и мыться в реках. Людмила с Евгеном остались ночевать под тентами, на ковриках и в спальниках – мы полезли на чердак.

Мне было очень интересно, что заставило эту необыкновенную женщину бросить все и отправиться автостопом в Индию. Хотелось расспросить Людмилу обо всем еще вечером, но она слишком рано пошла спать. Следующим утром мы разъезжались в разные стороны: за завтраком Людмила была не очень разговорчивой, рисовала табличку «Батуми» и загадочно улыбалась. Перед самым отъездом женщина угостила всех семечками. Мы накинули на спину походные рюкзаки – у Людмилы был серьезный 60-литровый монстр, по сравнению с которым мой рюкзак казался школьным ранцем, – и стали по разные стороны дороги ловить машины.

Не знаю, сколько времени Людмила с Евгеном ждали попутку, – мы уехали первыми. Поговорить удалось только несколько месяцев спустя, уже в Минске: Людмила пригласила нас домой и угостила чаем с булочками.

Людмила рассказала, что уже много лет занимается энергетическим волновым целительством и какое-то время преподавала славянско-арийские практики исцеления. Сейчас она меньше обучает, но больше ездит по тематическим фестивалям. Оказалось, что женщина выехала из дома в июле 2015 года, а вернулась в последних числах октября:

– Мне очень понравилось на фестивале «Возрождение» под Геленджиком. Я была там две недели. Посещала различные практики: были и йога, и чистка организма, и всевозможные массажи… Там на водопадах я познакомилась с молодым человеком Евгением из Могилева. Он сказал, что хочет пройти пешком до Индии. Ну и у меня глаза загорелись. И я так спонтанно спросила: «А если и я с тобой пойду?», – Людмила рассмеялась, вспомнив выражение лица Евгения, когда он услышал это предложение, а потом продолжила: – И мы пошли в Индию. В пути говорили, что мы родственники, бабушка и внук, чтобы люди не смотрели на нас косо. Потому что со стороны это действительно странное сочетание – 25-летний молодой человек и 65-летняя бабуля, чужие люди, которые странствуют вместе.

И действительно, даже те путешественники, которые во время нашей остановки в Зетафони показались нам открытыми людьми без предубеждений, смотрели на Евгена и Людмилу с удивлением и даже недоумением. Было чему удивляться – в 65 лет мать троих детей и бабушка шестерых внуков решилась поехать автостопом в первый раз в жизни!

На мои восхищенные комментарии о ее смелости и умении выходить из зоны комфорта Людмила отвечает с иронией:

– Скажу честно, я не испытала от этого удовольствия. Может быть, это потому, что я уже стала старой. Для меня оказалось трудным стоять на дороге с рюкзаком, ждать, что тебя кто-то подберет. Дальнобойщики не останавливались, разводили руками – мол, мы двоих не можем взять. Я понимала, что, если бы я была молодой женщиной, мы бы ехали быстрее.

Людмила с Евгеном направились в сторону Грузии, Турции и планировали оттуда как-то прорваться в Индию… Но получилось так, что, уже доехав до Батуми, Людмила вынуждена была оставить молодого человека и повернуть назад – не хватало денег на иранские визы. Евген решил, что он будет собирать в Турции фрукты, чтобы заработать денег, но для пожилой женщины это было слишком сложным заданием.

Родственники, которым Людмила писала сообщения и просила выслать деньги, не поверили в то, что их бабушка уехала в путешествие, – они решили, что это проделки мошенников, и просили Людмилу выйти в скайп для подтверждения информации. Но выйти в интернет все не получалось. Когда путешественники добрались до Батуми, там резко похолодало, пошел дождь – даже не успев искупаться в Черном море, Людмила вынуждена была вернуться в Беларусь.

Людмила делилась впечатлениями от поездки, и было видно, что даже самые неприятные ситуации в дороге она принимает как полезный опыт. Грустные истории она рассказывает с улыбкой и самоиронией, что не всегда характерно для людей ее возраста.

– Мне было тяжело не только физически, но и морально. Люди очень неоднозначно к нам относились. Я не знаю грузинского языка, но по выражениям лиц и насмешкам в наш адрес понимала, что люди настроены недоброжелательно. Они не понимали, зачем мы путешествуем. Когда мы стояли в кришнаитском храме в Грузии, один дядька лет за 50 сказал мне: «Матушка, возвращайся домой. Это не для тебя. Люди не понимают вас». Это был толчок. Я поняла, что пора домой.

Они разъехались в Батуми: Людмила купила билет до Тбилиси, а потом словила через сайт для поиска попутчиков машину из Гори до Москвы. Людмила говорит, что было непросто ехать двое суток без остановок, но женщину грела мысль о том, что она возвращается домой.

На вопрос о том, что все-таки заставило Людмилу сорваться в такое авантюрное путешествие, женщина отвечает, не задумываясь: «Подтолкнула мысль об Индии! Глаза загорелись! Захотелось попасть в Индию, минуя все границы. Евгений говорил, что там не нужно будет нигде ничего платить, что за границей подвозят бесплатно. Оказалось, всё намного сложнее. Я слежу за Евгением: сейчас уже январь месяц, а он все еще в Иране и до Индии не добрался. Я бы такого не выдержала. Сейчас я понимаю, что если ехать в таком возрасте, то нужно иметь машину, собрать несколько человек и вместе оплачивать бензин; нужно, чтобы и визы были, и какой-то денежный запас. А со 100 долларами по миру так не проедешь…»

В этот момент нас прервал мальчонка лет пяти, который забежал в комнату, обнял бабушку и попросил у нее бутерброд. За ним, стесняясь, зашла девочка помладше. Людмила намазала хлеб маслом, положила сверху сыр и отдала детям. Те разглядывали меня еще несколько минут, а потом вернулись в комнату к родителям.

– Что я вынесла полезного из этого путешествия? – с улыбкой подытожила Людмила. – Бабушки! Сидите дома, смотрите внуков и не дурите головы ни себе, ни людям (смеется). Я хоть и оптимистка, меня и лягушкой-путешественницей прозвали, но это было за пределами моих возможностей. Путешествовать надо, но молодым. Я думаю, лет до 45 еще можно, а дальше не стоит. Потом лучше сосредоточить внимание на семье, детях, внуках. Они ждут бабушку, а не лягушку-путешественницу.

Больше про путешествия Людмила говорить не захотела. Сказала только, что в ближайшие несколько лет никуда не собирается, а там посмотрит. После чего наша беседа изменила направление, и мы еще долго говорили о семейных ценностях, о здоровье и необходимости духовных практик.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Евгений Шкробов.

Еще по этой теме:
«С коренными не пересекались» – как наши бабушки становились минчанками
Девушки, которые одеваются в вещи своих мам и бабушек