«А вдруг что-то случится, как выбраться?» Минчане о том, почему боятся ездить в метро

«А вдруг что-то случится, как выбраться?» Минчане о том, почему боятся ездить в метро
Шесть лет назад в минском метрополитене произошел теракт. Многие об этом вспоминают все реже, а кто-то до сих пор не спускается в метро. Мы поговорили с минчанами, которые по разным причинам боятся ездить в подземке. 

Шесть лет назад в минском метрополитене произошел теракт. Многие об этом вспоминают все реже, а кто-то до сих пор не спускается в метро. Мы поговорили с минчанами, которые по разным причинам боятся ездить в подземке. 

ОЛЬГА
30 лет

– Я не езжу на метро после теракта. В тот день была на работе, но должна была уже ехать домой. Если бы не задержалась, возможно, попала бы туда. Мне потом звонили друзья и родственники, спрашивали, все ли в порядке. Слава богу, никто из близких и знакомых не пострадал.

Когда я зашла на «Кастрычніцкую» в первый раз после теракта, представила все, что показывали и о чем писали в новостях, весь этот ужас... У меня потемнело в глазах, я начала задыхаться. Когда вышла из метро и отдышалась, подумала, что это просто физиологический фактор сработал: я ведь курю, вдруг просто плохо стало из-за нехватки кислорода.

После этого ездила по привычному маршруту в метро, и все было нормально, но, как только заходила на «Кастрычніцкую», мне становилось плохо. Я пошла к психологу, он мне прописал таблетки: и седативные, и легкие психотропы, и снотворное. Сказал, что это просто мощный психический взрыв, толчок в мозгу, что не надо накручивать себя. Посоветовал абстрагироваться, в метро слушать в наушниках музыку и думать о хорошем.

Я неделю пила препараты, следовала его инструкциям, но ничего не помогало. От таблеток в итоге отказалась, потому что не считаю себя тем человеком, которому нужно медикаментозное лечение. Продолжала ездить на метро, но постепенно начала замечать, что мне становится плохо уже на всех станциях, когда много людей. Я только спускаюсь, сажусь в вагон и понимаю, что мне плохо, хочется поскорее выйти. А когда выхожу на улицу, через минуты три все снова нормально. 

Да, дело в испуге и в том, что я сама себе надумала. Но после этих событий я не могу спускаться в подземку, обхожу метро стороной. Использую только наземный транспорт. Это не очень удобно, но приходится жертвовать временем: я выезжаю из дома примерно за два часа, прокладываю себе маршрут с помощью карты на телефоне. Если очень спешу, вызываю такси.

Однажды проехала на метро после корпоратива, и вроде все было нормально. Наверное, сказалось действие алкоголя на организм, мозг расслабился. Но в обычном состоянии я туда ни ногой.

ПОЛИНА
26 лет

– Метро я начала бояться еще в детстве. Помню, мне было лет девять, мы с бабушкой и сестрой спустились на станцию «Партызанская» – сестру ударило турникетом. 

В метро я не езжу – одолевает страх «а вдруг что-то случится, как выбраться?», начинается паника. Спускаюсь туда только в крайних случаях, когда нет других вариантов. Но мне обязательно нужно, чтобы кто-то знакомый был рядом.

Все уже свыклись с тем, что метро и я несовместимы. Моя тетя, например, не ездит на метро после теракта в Минске. На вопрос «почему?» отвечает: «Зачем спускаться под землю, когда можно добраться по ней?» И она права: в метро большое скопление людей, теракты в мире стали происходить все чаще.

Думаю, на страх сильно повлияло и рождение ребенка.

Конечно, невозможно себя уберечь от всего – те же автокатастрофы случаются гораздо чаще. Но метро я решила исключить: как только захожу за турникет, начинается паническая атака. Больше всего пугает то, что метро под землей и в случае опасности или обрушения придется совсем туго.

Я пыталась успокаивать себя, мол, «все хорошо», «нет почвы для появления плохих мыслей». Но все равно на подсознании присутствует страх, холодеют руки, бросает в жар.

Порой мне некомфортно и в переходах. Например, переходы на «Пушкінскай», «Каменнай Горцы» и «Акадэміі навук» не люблю: они большие, там много людей. Если мне нужно перейти дорогу и это займет не больше минуты времени, все в порядке. Если времени нужно больше, я испытываю дискомфорт.

 

АНТОН
23 года

– Уже года два я боюсь ездить на метро и на другом общественном транспорте. На самом деле я толком не помню, как именно все началось. Просто ехал в метро и вдруг начал задумываться, что не бывает в жизни все хорошо, должно быть что-то плохое. Наверное, это звучит глупо, но ты будто ожидаешь подвоха, ждешь чего-то плохого.

В голове сразу возникли мысли: «А вдруг сейчас поезд сойдет с рельсов?» Такие детские страхи, думаю, были у многих, особенно после просмотра ужастиков вроде «Пункта назначения».

Любой страх начинается с учащенного сердцебиения и затрудненного дыхания. Что-то схожее люди могут почувствовать, катаясь на аттракционах. У меня были такие ощущения. Я просто вышел из метро, прошелся по улице, успокоился, сел и поехал обратно. Но со временем, вместо того чтобы побороть этот страх, я начал потакать ему. То есть если была возможность не ехать на метро, я не ехал, потому что боялся.

Думаю, для меня «моментом икс» был перелом руки. Три года я про перелом не вспоминал, а тут он всплыл из ниоткуда: я стал бояться. Пока приходится передвигаться как в модной европейской стране – на велосипеде. Но я знаю, что все страхи можно побороть. И знаю, что часто достаточно просто веры в себя. Я сейчас борюсь с фобией – вроде бы успешно. 

 

АННА
20 лет

– Раньше я ездила на метро довольно часто, а сейчас только в случаях крайней необходимости. Меня всегда преследует страх упасть на рельсы. Я никогда не подхожу близко к путям, стою спиной к колоннам. Если колонн нет, как на «Плошчы Леніна», чувствую себя неуютно, отхожу назад и стою спиной к рельсам: боюсь, что кто-нибудь толкнет, спеша на поезд, что мне станет плохо и я упаду. 

Я бы не сказала, что страх панический, просто возникает некомфортное ощущение, из-за которого нужно смотреть, кто и как на тебя идет. Или просто приходится прятаться. Думаю, эта боязнь связана с довольно частыми новостями о том, что кто-то падает на рельсы. В детстве такого не было.

Бороться с этим страхом я не пробовала. А как? Избегать метро совсем и никогда туда не спускаться не вариант: иногда очень нужно, особенно когда движение наземного транспорта перекрывают. Я всегда стараюсь прислоняться к колоннам, так страх проходит.

Вообще, сейчас я переехала, у меня поменялся маршрут на учебу, и езжу я на наземном транспорте. Если нужно куда-то в город, то еду на машине с мужем. 

 

РИТА
24 года

– В метро я боюсь ездить примерно с 6 лет. Так как свое детство я провела в городе, где такого вида транспорта нет, для меня была большим стрессом длительная поездка с семьей в Питер. До сих пор помню те глубокие тоннели и свою первую паническую атаку.

Примерно через 10 лет после этого я в поисках самостоятельной жизни перебралась в Минск, где опять появилась необходимость передвигаться на метро. Но это сводящее с ума чувство паники, нехватки воздуха заставляло снова и снова придумывать что угодно, лишь бы не спускаться в подземку. А после теракта появился еще один пунктик в голове – дикая боязнь умереть глубоко под землей.

Естественно, из-за этого усложняется передвижение по городу. Когда куда-то можно доехать за 20 минут на метро, я лучше проложу маршрут с тремя пересадками и временным отрезком в два часа, зато буду спокойна.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 

Еще по этой теме:
Музей метро подарил минчанину VIP-жетон в обмен на вагон
Наш эксперимент: как мы искали туалет в метро
Посиделки с семьей, придумавшей первый логотип минского метро
поделиться