Минск мечты. Как скандинавский дизайн делает из ребенка личность

Минск мечты. Как скандинавский дизайн делает из ребенка личность
На этот раз в рубрике о фантастических проектах расскажем о вполне себе реальном. 

На этот раз в рубрике о фантастических проектах расскажем о вполне себе реальном. 

Авторы необычного проекта: Саша Новиков, архитектор (справа), и Саша Синяк, друг-заказчик (слева). Друг-заказчик был чемпионом Беларуси по фехтованию, а потом стал тренером стокгольмского клуба.

– Все время складывается так, что архитекторы не понимают заказчиков, заказчики не понимают архитекторов, и проекты получаются неплохие, но странные, – рассказывает Александр Новиков. – А тут такая история: я Сашу называю «друг-заказчик». Мы познакомились тоже в спорте, он давал мне уроки фехтования. Потом он уехал в Швецию, а я в Москву. Через 5 лет я вернулся, а потом получил предложение поучаствовать в создании детской футбольной школы. Я был так увлечен этим проектом, что не мог спать и есть, пока его делал.

– Это школа раннего развития на базе футбола, – уточняет тот самый друг-заказчик Саша Синяк. – Мы даем общее развитие, физическую базу, социальные навыки – и все это в игровой форме, даже с мультиками. Программа разрабатывалась и адаптировалась в течение четырех лет, отлично подходит для детей младшего возраста. Похожие клубы есть в Киеве. Они сначала взяли европейскую модель, потом пригласили киевских футболистов ее доработать.

Саша-архитектор взялся провести экскурсию по свежему объекту и рассказал, как все задумывалось:

– Этот объект построен по сценарию: заходит человек с ребенком, их приветствуют на рецепции и показывают, где раздевалка. Школа создавалась для детей от 3 до 7 лет, нужно, чтобы их сопровождали родители. Дети переодеваются, родители им помогают. 

– Потом они идут на второй этаж: везде соблюдены два масштаба – есть перила для взрослых и для детей. Дети с родителями сверху смотрят на футбольное поле. На поле уже ждет тренер. И тут будет момент инициации: ребенку нужно оторваться от родителя и попасть к тренеру. Родитель сажает ребенка в горку, тот съезжает, внизу его ловит тренер. Инициация – это обычно больно, а вот в этой школе – нет. 

С горкой были самые большие сложности, но они решились – скоро будет установка. Вообще, для меня самым сложным было общение со строителями, избежать конфликтов мне помогал папа, архитектор Виктор Карако, – у нас семейное дело.

Первая тренировка обязательно должна проходить в присутствии родителей, потому что ребенок боится – он маленький. Родитель становится болельщиком. Проходит полчаса, и родитель должен удалиться, чтобы не мешать. Выходит администратор и зовет родителя. В холле есть два телевизора: один показывает, что происходит на поле, второй – просто для развлечения. Можно сделать себе кофе, что-то почитать.

– Архитектура сейчас становится чем-то большим, чем архитектура: когда форма не имеет значения, материал не имеет значения, когда архитектура помогает людям – например, переводит из одного социального класса в другой. Бедняк и больной за счет архитектуры становятся средним классом, их дети становятся здоровыми, и последнее биеннале в мире как раз таки об этом: сейчас кризисы, есть нечего в Африке, воды нет и так далее…

Модернизм отдыхает, это прошлый этап: сейчас архитектура – это нечто большее. Японец Тоёо Ито всегда выпендривался и строил безумно сложные концептуальные объекты, но после того, как он построил маленький домик для беженцев, ему дали Pritzker Prize. Этот домик создает коммуну, люди, которые пережили травму после цунами, перестают страдать. Самый простой деревянный домик – и ты лучший архитектор в мире! Такая архитектура гораздо важнее, чем поиски Захи Хадид и Фрэнка Гери.

После экскурсии Саша-заказчик объясняет, зачем он приехал в Минск и затеял этот проект:

– Я уже пять лет живу в Швеции, и хочется нашу жизнь подтянуть до шведского уровня – сделать красиво и надолго. Я там живу в доме 1960-х годов постройки, аккуратный, чистенький подъезд, все функционально. Отношение к детям и условия тоже не сравнить с нашими.

Я работаю с детьми уже больше 10 лет, и самая большая проблема – что никто не хочет работать с самыми маленькими. Но если с самого детства правильно построить образование ребенка – дальше ему самому будет интересно что-то новое.

Саша-архитектор тут же подхватывает разговор и объясняет идею не хуже самого заказчика:

– На мой взгляд, эта школа не про футбол, а про развитие молодого человека. Когда я ребенком занимался спортом, то ходил в школу таэквондо, и там был один момент: мы построились в строй, и один мальчик баловался. Тренер – здоровенная детина – орет этому мальчику на весь зал: «Я тебе сейчас ногой так дам по голове, что моя пятка в твой череп по колено залезет!» Если тебя прессуют с детства, то ты понимаешь, что все строится через силу: ты должен на кого-то надавить, чтобы что-то получить. Если к тебе относятся как к равному, тренер – это старший товарищ: он не приказывает, а дает выбор. В итоге получается человек, который требует уважительного отношения, не будет слушать силу, сам не будет пользоваться силой или хамить. Саша рассказывал про воспитание детей в Швеции: там ребенок должен быть практически на одном уровне с тренером.

Человек формируется с самого раннего возраста. Есть индивидуальные виды спорта, есть командные: там ты тоже хочешь быть первым, но не можешь себя отделить от других. Нужно со всеми договориться. Если человек с детства учится договариваться, то проблем с коммуникацией у него уже не будет.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
В Минске построят пешеходный мост с кафе?
Чуть ли не единственный в Минске: на Маяковского открыли приличный футбольный стадион
«Меня никто не учил, я сам – по книжке». Дети-айтишники о том, как начать программировать и зарабатывать
поделиться