Минск мечты: что активисты хотят сделать с троллейбусным депо на площади Победы

Минск мечты: что активисты хотят сделать с троллейбусным депо на площади Победы
Десять хороших идей для того, чтобы наконец сделать уютным пустырь в самом центре Минска.

Десять хороших идей для того, чтобы наконец сделать уютным пустырь в самом центре Минска.

Полгода назад социолог, рекламщица и городская активистка Анна Позняк организовала исследовательский марафон «Парк №1 моей мечты. Картографирование будущего территории». Инициативные группы были заняты на воркшопе две недели, но горячие обсуждения и подготовка отчетов под руководством тьюторов Гоши Заборского, Дмитрия Бибикова, Марго Лазаренковой и Надежды Илькевич продолжалась еще несколько месяцев. Всю эту историю поддерживала галерея «Ў»: территория заброшенного депо начинается прямо с их черного выхода. 




В 19 веке здесь был конный рынок и проводились ежегодные ярмарки, первую очередь трамвая пустили в 1929 году, а через два десятка лет добавили и троллейбусы.

Во второй половине 1960-х депо уже не вмещало весь состав, часть троллейбусов «ночевала» прямо на улице у забора. После открытия нового депо на Ботанической транспорт переместили туда, а троллейбусы и вовсе убрали с проспекта. В начале нулевых на месте депо собирались строить элитное жилье, бизнес-центр и отель, но закончилось все как всегда, «невыполнением инвестором обязательств». 

С 2006 тут ничего не менялось: участок за забором приспособлен под автостоянку, здания продолжают ветшать. Мы за возвращения города его жителям, так что решили рассказать вам, какие идеи активистов мы поддержим всеми руками.

1

Создать девелоперскую компанию

Группа архитектора Андрея Бибикова поработала на славу, изучив и минский, и заграничный опыт: в Минске уже освоили МЗОР и «Горизонт» – заводы заполняют территорию небольшими частными арендаторами. Удобнее всего общаться с ними через девелоперскую компанию (как «Горизонт-Белинвест-девелопер»), которая заключает договора, регулирует вопросы эксплуатации и занимается развитием территории. Активисты предлагают работать с территорией централизованно: девелоперская компания будет заниматься и планированием, и контактами с предпринимателями.


2

Убрать забор

Или хотя бы немного перенести, или сделать в нем дырки – сплошная стена и выглядит некрасиво, и ходить неудобно! Активисты предлагают сформировать пешеходную зону через территорию депо – там, где ходят люди, малый бизнес начинает расти как грибы после дождя! Части бетонного забора можно заменить на визуально-проницаемые, а оставшиеся фрагменты отдать под стритарт и рекламу. 

3

Открыть черный выход галереи «Ў»

Мы подозреваем, что и с вами такое случалось: чтобы попасть из «Корпуса» или с ул. Красной к галерее, вы долго пешкарили вдоль забора и поворачивали во дворы. Если забора не будет и можно будет ходить по диагонали, то галерее пригодится второй вход. Кроме этой простой меры, архитекторы предлагают позвать художников и расширить функции галереи: открыть мастерские, организовать крытую террассу. Галерея уже готова к такому шагу: за зданием активисты не первый год разбивают городской огородик.

4

открыть кофейню и фастфуд

Первый «ход конем» после удаления забора – это кофейня на углу Красной и Машерова, а еще фастфуд в киоске, где раньше продавали проездные. Точно будут пользоваться спросом. Еще ребята предлагают в ближайшую пятилетку поставить временные павильоны для магазинчиков, вернуть трамвайную остановку и переход на перекресток. Это сделает улицу живее и удобнее.

5

Вернуть памятник первому троллейбусу

Ломать – не строить, конечно, но ломать на территории депо придется много: большинство зданий уже не восстановишь. Но сохранить атмосферу места просто необходимо: так что те постройки, которые можно, надо использовать, здание автомойки сохранить как историческую ценность и вернуть памятник троллейбусу! 

6

сделать нормальную парковку

На территории есть явный перепад высот: в таких местах людям ходить и отдыхать не очень удобно, но машины без проблем постоят на ручнике. Тем более, что асфальт менять надо на всей территории, а с парковкой в центре все стабильно плохо.

7

Объединить депо с «Горизонтом»

Не буквально, а пространственно: архитекторы предлагают устроить улицу, по которой пешеходы легко бы перемещались из одного «креативного базара» в другой. Представляете, как будет круто?

8

Устроить фестиваль с фуд-траками

Что еще можно быстро сделать с необжитой территорией? Кинопоказы, фермерские ярмарки, выставку ретро-автомобилей или архитектурный фест – жаль только, что зелени там нету, но в этом году благодаря Vulica Brasil началось озеленение ул. Октябрьской, так что мы верим в лучшее!

9

Устроить скейт-парк

Группа Марго Лазаренковой не очень углублялась в исследования, зато ребята проинтервьюировали активных горожан из разных сфер: один из них вспомнил, что Белорусской федерации скейтбординга не хватает своей площадки. Мы за любой спортивный движ, так что если «депо» пойдет этим путем – будем только рады!

10

дать арендаторам гарантии

Самая большая проблема для Парка№1 сейчас – это постоянная угроза сноса. Поэтому «Минсктранс» не заключает договоры больше чем на год, а арендаторы не слишком заинтересованы делать ремонт (был даже инцидент с повышением коэффициента на аренду после того, как арендаторы сделали свое помещение красивым). Если дать людям уверенность в завтрашнем дне, то они точно сделают красивее место, в котором обитают.

 

Полную презентацию смотрите здесь https://issuu.com/natallialistopad/docs/depo_booklet

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: Tina Siehoff, CityDog.by, Антон Муравлев

Еще по этой теме:
Кто есть кто в минской урбанистике
Урбанист Святослав Мурунов: «Минску нужна общая столешница»
Ретро-красавцы. Автобусы, троллейбусы и трамваи, которые вы уже никогда не увидите на улицах Минска
поделиться