Минск на цветных открытках 100-летней давности

Минск на цветных открытках 100-летней давности
CityDog.by нашел уже известные и не совсем фото- и графические открытки, которые вносят некоторые цветокоррективы в образ Минска столетней давности. А тут и повод отличный нарисовался: завтра столице исполняется 946 лет.

CityDog.by нашел уже известные и не совсем фото- и графические открытки, которые вносят некоторые цветокоррективы в образ Минска столетней давности. А тут и повод отличный нарисовался: завтра столице исполняется 946 лет.

Бывший кляштар бернардинок, а сегодня православный Кафедральный собор Св.Духа.

Цветные рисованные открытки стали появляться в Минске в конце 19 столетия. Точную дату выпуска таких раритетов сейчас не определишь: историки ориентируются или на штемпель с датой отправки, или на год построения / реставрации здания на почтовой карточке. В те годы не предполагалось, что люди будут писать на открытках какие-то личные послания – это был просто «художественный привет». Поэтому на оборотной стороне были только места для адреса и для марки.

В нашем случае нарисованные открытки были сделаны, скорее всего, в 1910-20 годы.

Это здание называли Польским банком. Минские землевладельцы организовали товарищество, этакую кассу взаимопомощи. К ее услугам прибегали, кстати, и госконторы. Сюда приходили не только за ссудами и кредитами: минчане любили посмотреть и показать странный купол здания, а также весь застекленный второй этаж (невиданный шик того времени!). Здание возвели в 1910-м. До Второй мировой войны оно стояло на месте известного ныне учреждения с «башенкой Цанавы» (Независимости, 12 / Комсомольская, 30). Тут был Госбанк, а в 1934-ом открылся ГУМ. После войны здания не стало.

Бывший коллегиум иезуитов (2-этажное здание), Кафедральный Мариинский костел и дом губернатора (здание с часами). От последнего сейчас ничего не осталось – он стал частью красного 4-этажного дома, где выдают французские визы (пл.Свободы, 11).

А ниже фотографические открытки. Автор открытки с видом на Свислочь, например, – минчанин Элиас Каплан: возможно, он сам и издавал свои работы. На резонный вопрос, зачем нужно было пачкать лицевую сторону открытки подписями и надписями, ответ мы обозначили выше: старый тип открыток не предусматривал мест для пожеланий на обороте. После почтовой реформы 1904 года у почтовых открыток стал более привычный для нас вид: места для пожеланий и для адреса отделены друг от друга вертикальной полосой. Плюс марка.

 

На этой и следующих открытках обозначен еще один автор: А.И. Фиалко, из Вильни. По крайней мере, так можно подумать первоначально. Однако Абрам Фиалко – легендарный виленский издатель, который приглашал местных, в том числе минских фотографов продавать свои фотографии с видами городов. Кто сделал это и другое фото, сказать затруднительно.

Улица Скобелевская, сегодня Красноармейская. В начале прошлого века тут стоял дворец графа Чапского; в советские времена на ней появились здания «ленинки» и партийные «стратегические объекты». Кстати, для того чтобы фотографировать видарисы Минска, до революции тоже нужно было специальное разрешение.

Открытки Фиалко оказывались в Минске, в Вильне и в других частях Северо-Западного края. Стоили ли такие «Открытые письма» дороже обычных, «черно-белых»? Хороший вопрос…

Еще по этой теме:
Как Минск изображали на почтовых конвертах
Один день с почтальоном
поделиться