Полукилометровая очередь и бесплатные значок с пакетиком. Американская выставка, про которую помнят многие минчане

Полукилометровая очередь и бесплатные значок с пакетиком. Американская выставка, про которую помнят мног...
Вместе с Samsung мы делаем рубрику «Мінск 1067» о неизвестных и полузабытых историях Минска. Сегодня вспоминаем о выставке 1988 года, которую никогда не забудут минские подростки того времени.

Вместе с Samsung мы делаем рубрику «Мінск 1067» о неизвестных и полузабытых историях Минска. Сегодня вспоминаем о выставке 1988 года, которую никогда не забудут минские подростки того времени.

– Мы с Деней поехали к «ромашке» сразу после уроков. Не помню, откуда узнали про эту выставку, – скорее всего, кто-то притащил в школу металлический значок с белой заливкой и двумя профилями на фоне американского флага, – минчанин Сергей Писарев подчеркивает слово «американского». – Он был как черная метка, мол, назад пути нет – надо прорываться через страх заблудиться в неизвестном районе и ехать за своим счастьем даже на Орловку, где мы никогда не бывали.

 

Ультрамодный звездно-полосатый флаг на фантастическом значке с «иностранной» застежкой – за него минские дети готовы были пойти на любые ухищрения.

 

– Мы доехали до проспекта Пушкина, сели на тралик и минут через 20 были у здания, – продолжает Сергей. – Когда я увидел у «ромашки», над входом в которую висела яркая растяжка «Информатика в жизни США», полукилометровую очередь, понял: не видать мне ни значка, ни пакетика, ни журнала. В дефицитном советском детстве мы слишком хорошо усвоили правило: забудь про добычу, если перед тобой в очереди больше 20 человек.

 

Сергею и Денису все-таки повезло: очередь хоть и была полукилометровая, но у входа они оказались через 40 минут. На дворе стояла стандартная минская «зимаосень» – с неба шел то ли дождь, то ли снег; ноги в полуразвалившихся сапожках окоченели в первые 10 минут, а руки перестали слушаться через 15. Но, когда вам 9 лет, вы рванули с родной Карлочки за тридевять земель и впереди у вас встреча с настоящими американцами – любой форс-мажор превращается в нервный смешок: «Главное, чтобы пакеты со значками не разобрали».

Их не разобрали. Прекрасный полиэтиленовый пакет с рекламой Pepsi, скучный (потому что для взрослых) лощеный журнал-каталог выставки, неинтересный плакат и, конечно же, тот самый заветный белый значок – этот набор всю жизнь будет напоминать нашим героям о дне, когда они впервые прикоснулись к аmerican dream.

 


14 мИЛЛИОНОВ за возможность ПОКАЗАть чудо

В книге Мартина Мэннинга и Роберта Ромерштайна «Historical Dictionary of American Propaganda» (2004) выставке «Информатика в жизни США» посвящена отдельная статья.

«Information USA – первая, начиная с 1979 года, официальная выставка обмена между Соединенными Штатами и Советским Союзом, которая была организована в рамках женевских соглашений 1985 года. Созданная USIA (Информационное агентство США. – Ред.) выставка открылась в Москве 4 июня 1987 года и прошла там с огромным успехом. Потом выставка демонстрировалась в Киеве, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Ташкенте, Магнитогорске, Иркутске, Ленинграде и Минске, где в декабре 1988 года и закончилась. В каждом городе выставку посетило около 200 тысяч человек. <…> Она стала последней из подобных перед крахом СССР и окончанием Холодной войны».

Эту выставку в USIA готовили больше года: активно консультировались с американскими советологами на предмет того, что стоит показать и как можно удивить советских людей. Во время ее подготовки специалисты спорили: на что делать упор – на высокую технологичность или на общедоступность технологии? Остановились на последнем, чем, как выяснилось позже, слегка разочаровывали советских физиков, математиков, инженеров и программистов.

 

Бесплатный журнал-каталог, который, мы почти уверены, валяется в память о выставке где-то и у вас дома. А этот – из коллекции минчанина Дениса Демченко.
 

Выставка площадью 1250 м2 обошлась американскому правительству в 14 миллионов долларов. Спроектировала ее нью-йоркская «Ассоциация Ральфа Аппельбаума» – это одно из самых крупных выставочных и музейных агентств мира. Как признаются собеседники CityDog.by, оформление выставки не оставило такого следа в их памяти, как гиды и, естественно, экспонаты, предоставленные 130 американскими и японско-американскими компаниями.

 

Ксерокс, компакт-диски, магазинные чеки – и другие диковинки

Скотт Роланд, который уже в наше время стал Поверенным в делах США в Беларуси, был одним из 24 гидов на выставке в Минске. Он вспоминал, как с семьей приехал в столицу БССР, где его ждали различной драматичности квесты – например, поиск памперсов для сына.

– Сын ходил здесь в детский сад. В Америке он носил памперсы, но здесь их не было. Нам сказали в детском саду, что хотят, чтобы наш сын носил колготки. Хорошо, колготки! Пошли в ГУМ – нет колготок, в ЦУМ – нет, в других магазинах тоже не было. В конце концов, я уже у своего стенда на выставке стал рассказывать: знаете, моему сыну нужны колготки, но я не могу их найти в таком большом городе, как Минск, что мне делать? Не помню, кто именно мне сказал: я достану. И для нашего сына достали колготки.

Стоит ли удивляться, что у минчан, отвыкших от элементарных бытовых вещей, был культурный шок, когда на 56 мониторах они смотрели повседневную жизнь американцев. В магазинах нет колбасы, мяса, обычных колготок?

Давайте лучше посмотрим на американского мальчика с необычным именем Натан. Вот он приходит домой, занимается лошадьми, гуляет с друзьями, а потом идет к домашнему персональному компьютеру. И вдруг эта жизнь магическим образом материализуется тут же, в Минске, на расстоянии вытянутой руки.
 

Американский Натан из фильма, который показывали на одном из 56 мониторов, садился за комп после школы уже в 1988 году.
 

Представьте себе: вы в жизни не видели иностранную легковушку. А из аудионосителей знаете только кассетник и проигрыватель пластинок. И тут гиды выставки – чаще всего американцы, которые знали русский язык, – с элегантным и притягательным акцентом рассказывают о том, почему «Крайслер» стоит так дорого и что компакт-диск за 15 долларов – это, конечно, недешево даже для США. Но ведь CD становятся доступнее!
 

Это кадры из фильма, снятого USIA по итогам выставки.
 

«Памятаю, як дзядзька-амерыканец літаратурнай беларускай мовай казаў, што мае ў доме чатыры стрэльбы. Мяне ўразіла і беларуская мова, і стрэльбы», – вспоминает минчанин Северин Квятковский.

«А я запытаў там амерыканскага валанцёра, чаму ў іх выбары не прамыя, а праз калегію выбаршчыкаў. Сэнс адказу не зразумеў», – смеется политолог Юрий Чаусов, который тоже попал на легендарную выставку.

В презентационном фильме, снятом USIA по итогам «Информатики», есть много сцен, которые сейчас смотришь не то чтобы с ностальгией, но с легким чувством недоумения. Вот (09:59) американская гид сначала сканирует упаковку, а потом пробивает чек на крутейшем кассовом аппарате («Какая фирма производит?» – раздается деловитый голос из-за кадра. «Это Монарк», – отвечает гид. «Монарх?» – «Да, Монарк».) и предлагает забирать обычный кассовый чек в качестве сувенира.
 


 


 

Такой чек в качестве сувенира тоже забирали с выставки.

Особенной диковинкой среди экспонатов оказался ксерокс. Чтобы в 1988 году сделать ксерокопию, нужно было разрешение отдела КГБ: «Мы стояли возле ксерокса, объясняли, как он работает, – вспоминает Скотт Роланд. – Потом спросили: кто хочет сделать копию водительских прав? Люди стали толкать друг друга, был такой наплыв, что они погнули стальное ограждение вокруг экспоната! Пришлось закрыть машину».

Компьютерный симулятор полетов, сказочная видеокамера, компьютерная графика, которую показывают тут же. Да что там: просто домашний (!) компьютер и настоящий экран с тачскрином – выставка «Информатика в жизни США» была фантастическим фильмом, за участие в котором ты получал сувениры из Америки.

 

Первые ламеры, хакеры и охотники за ништяками

Кстати, на выставке можно было посмотреть и легендарные «Звездные войны» Лукаса, которые в доперестроечное время клеймила как могла советская пресса. А значит, космическая сага априори нравилась всем советским подросткам.

Правда, посмотреть Star Wars могли не все, а лишь те, кто попал в VIP-зону выставки: журналисты, чиновники, сотрудники дипмиссий. Попал сюда и 13-летний подросток Илья Прохоров – благо его дядя-фоторепортер работал на одну из республиканских газет.

– Представьте: на здоровенном полутораметровом экране показывали все три серии. Нет, я до этого слышал про фильм, но никогда не смотрел. Тут показывали без титров – но и так все было понятно. Рядом стояла «пепси» в жестяной баночке, из колонок шел шикарный звук – все по-серьезному, – улыбается Илья. – Если я не ошибаюсь, тут же давали фруктовый «Ригли». Так я и просидел целый день в кресле перед этим экраном: посмотрел все серии, а потом еще раз – это было грандиозно!

В отличие от минчанина Ильи, который был поглощен приключениями Скайуокера, его одногодки были более расчетливыми. Например, минчанин Андрей Петкевич вспоминает, как на протяжении месяца приходил с друзьями к «ромашке» в 7 утра: «Очередь была на километр. Но мы не один раз крутились на выходе, чтобы получить несколько пакетиков и значков». Андрею завидовал весь класс, когда он приносил «ништяки от американцев» и хвастался перед всем классом.

А вот газета The New York Times в репортаже с открытия выставки в Москве писала про каких-то гиков-подростков, которые задавали «острые» технические вопросы, а еще просили скопировать на свои болгарские или японские флоппи-диски операционку Lotus, благодаря которой смогут запустить компьютеры. Гиды наотрез отказались нарушать законы США об авторском праве.

«Господин Федынский сказал, что несколько посетителей-подростков задавали подробные вопросы о строительстве спутниковых антенн и о радиочастотах, на которых они работали. “Некоторые люди были разочарованы, – сказал он. – Они ожидали действительно высоких технологий”», – с тревогой писала The New York Times.
 


Как мы изменились после выставки

Но все-таки зря волновались устроители выставки, когда думали, рассказывать жителям СССР про высокие технологии или просто показать, как высокие технологии проникают в повседневную жизнь американцев. Все, с кем CityDog.by разговаривал по поводу выставки, утверждают одно:

– О том, что мы увидали на выставке, мы только читали. Это был шок, просто шок: неужели так можно жить?! – говорит Сергей Писарев.

– Это было ощущение грандиозного события. Я никогда не забуду то чувство свободы, которое дала выставка, – вторит Илья Прохоров. – Я увидел, что люди живут совершенно по-другому!

Есть ли в этих возгласах горесть или сожаление? Кажется, нет. Спустя многие годы наши герои говорят, что выставка «Информатика в жизни США» оставила внутри какие-то ростки. Кто-то, как Сергей, стал больше интересоваться Америкой, тот же Илья с тех пор стал фанатом «Звездных войн», а кто-то спустя 10 лет стал одним из первых продавать в Минске американские компьютеры.

Через год, в 1989 году, USIA привезло в Советский Союз выставку «Дизайн в США». Она с успехом прошла в Донецке, Кишиневе, Душанбе, Алма-Ате, Новосибирске, Волгограде, Баку, Владивостоке и Хабаровске. В этом списке не оказалось Минска, а жаль: кто знает, как бы выставка повлияла на красоту и дизайн в нашем городе?
 


Если вам нравится рубрика «Мінск 1067», делайте репост статьи и не забывайте про хэштеги #сваё, #SamsungBelarus, #Minsk1067. Дзякуй!

 

 
РУБРИКУ «МIНСК 1067» МЫ СОЗДАЕМ ВМЕСТЕ С КОМПАНИЕЙ SAMSUNG ELECTRONICS*.
Кликните, чтобы подписаться на новости Samsung Беларусь.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Скотт Роланд, Вадим Качан, CityDog.by.

*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

Еще по этой теме:
«Мама боялась сюда заходить». История про самое культовое, пугающее и теплое, как мороженое, кафе «Пингвин»
Стильно и дорого. Уникальные фото интерьеров домов и усадеб самых богатых и влиятельных белорусов
Вы должны это знать: как создавали и кто разрушал Немигу, которая могла быть нашей «маленькой Вильней»
поделиться