«Стыдно, что тебе 23, а подбородок в черных, жестких волосах». Читательница прислала отчаянное письмо о болезни, с которой ей не могут помочь врачи

«Стыдно, что тебе 23, а подбородок в черных, жестких волосах». Читательница прислала отчаянное письмо о ...
«“Ситидог”, привет, меня зовут Аня. У меня никогда не было регулярного цикла, и за последние два года я более 15 раз посещала врачей-гинекологов, эндокринологов, маммологов».

«“Ситидог”, привет, меня зовут Аня. У меня никогда не было регулярного цикла, и за последние два года я более 15 раз посещала врачей-гинекологов, эндокринологов, маммологов».

Недавно на нашу редакционную почту пришло письмо от девушки Анны с просьбой о помощи (да, так можно делать). И мы не смогли не помочь. Ане 23 года, ее диагнозы – поликистоз яичников, мастопатия и гирсутизм, а ее походы по врачам не дают ни желаемых результатов, ни четких ответов, ни прогнозов на будущее. На вопросы читательницы мы попросили ответить гинеколога-эндокринолога – и она рассказала, можно ли вылечить поликистоз, есть ли шанс родить ребенка и как избавиться от «мужской» растительности.

Анна, 23 года

Имя изменено по просьбе героини

«Я уже просто не знаю, куда обращаться. На посещение дорогих, но действительно толковых и адекватных специалистов у меня просто нет денег. Может быть, у вас получится связаться с каким-нибудь хорошим врачом, который сможет ответить на эти вопросы?

Проблемы у меня начались с момента полового созревания: цикл изначально не был регулярным, менструация могла идти с периодичностью раз в пару месяцев. А в 18-19 лет появилась растительность там, где быть ее не должно. Она была довольно редкой, но я все равно испугалась и сразу пошла к врачу, который прописал гормональные препараты и поставил диагнозы: поликистоз яичников и гирсутизм».

Елена Герасимович
гинеколог-эндокринолог
высшей квалификационной категории,
кандидат медицинских наук

► Что за болезнь поликистоз, откуда она берется? 

– Понятия «поликистоз» в медицине не существует, это обиходное название у пациентов. В медицинской практике используется термин «синдром поликистозных яичников» (СПКЯ). До сих пор точно неизвестна причина развития заболевания, поэтому СПКЯ и называется синдромом – то есть сочетанием симптомов, – а не болезнью.

Наиболее часто в клинической практике встречаются четыре симптома СПКЯ: нарушения менструального цикла, вызванные хронической ановуляцией, бесплодие, проявления высокого уровня мужских половых гормонов (акне, гирсутизм, алопеция) и нарушения обмена веществ.

Часто у пациентов с СПКЯ на УЗИ органов малого таза врач видит мультифолликулярное строение яичников: в них много фолликулов маленького диаметра, которые напоминают пчелиные соты. Но невозможно поставить диагноз только по ультразвуковой картине яичников. Обязательно нужна еще и консультация гинеколога-эндокринолога.

Кстати, есть данные, что СПКЯ имеет семейную историю. Если кто-то из родственниц (мать, тетя, сестры) страдают этим заболеванием, есть риск столкнуться с такой же проблемой.

Симптомы заболевания также связаны с неправильным выделением гормонов: особое внимание обращаем на глобулин, связывающий половые гормоны, тестостерон, а также соотношение лютеинизирующего гормона и фолликулостимулирующего.

Тестостерон вырабатывается в небольших количествах в яичниках у всех женщин. У женщин с СПКЯ уровень тестостерона, как правило, выше среднего, и это может быть причиной ряда андрогенных симптомов.

Инсулин – тоже гормон, он контролирует уровень глюкозы в крови. Если у вас есть СПКЯ, ваше тело может не реагировать на инсулин (это называется резистентность к инсулину), поэтому уровень глюкозы будет выше нормального. В ответ на высокий уровень глюкозы организм начинает вырабатывать больше инсулина.

 

Высокий уровень инсулина в свою очередь может привести к увеличению веса, нерегулярным менструациям, проблемам с фертильностью и к более высоким уровням тестостерона. Именно поэтому сейчас авторитетные исследования, как англоязычные, так и отечественные, рассматривают инсулинорезистентность (ИР) как ведущий путь развития СПКЯ.

Но у нас в Беларуси нет достоверных тестов, которые могли бы ее выявить. Точнее, есть один – эугликемический клэмп-тест, но это сложный и достаточно дорогой тест, поэтому в практике он используется нечасто. По внешности ИР тоже не определишь: есть худышки с выраженным нарушением обмена сахара, а есть женщины пухленькие, но с нормальным метаболизмом. Поэтому важна лабораторная диагностика.

«С таблетками все было в порядке, я пропила положенный курс и не пошла за новым, ведь думала, что проблема решена. Меня никто не предупредил, что все не только вернется, но еще и станет хуже, волос будет гораздо больше. Больше я так не делаю, потому что боюсь последствий.

Сейчас мне 23, я по-прежнему пью оральные контрацептивы, потому что только с ними цикл остается регулярным. Это, кстати, и есть все мое лечение. На самом деле таблетки не лечат, а, грубо говоря, маскируют проблему: визуально яичники выполняют свою функцию, но по факту отключаются и отдыхают.

Гормональные препараты подбираются индивидуально, я сдавала очень много дорогих анализов. Мне подобрали те таблетки, которые, ко всему прочему, еще и сокращают рост волос, и их на самом деле стало меньше, они растут менее интенсивно, но подбородок все равно в черных, жестких волосах, а от ежедневного выщипывания у меня постоянное раздражение на коже.

Я и сама пыталась искать проверенную информацию, читала разные форумы, где девушки делятся своими историями, но нигде не нашла ответов на свои вопросы. Пока я пришла к выводу, что или у нас не знают, как это лечится, или в принципе лечения никакого нигде нет».

► Мне непонятно, правильно ли я поступаю, продолжая пить таблетки? Или есть какие-то радикальные методы, которые лечат поликистоз, а не маскируют?

– К сожалению, как такового лечения СПКЯ не существует, нет такой таблетки или укола, которые могли бы навсегда избавить вас от этой проблемы. Существует несколько линий терапии, которая подбирается с учетом симптомов заболевания, возраста и репродуктивных планов женщины на ближайшее время.

Так как мы не можем точно установить причину синдрома, нам остается только лечить симптомы. Причем самое неприятное то, что мы, врачи гинекологи-эндокринологи, никогда не можем лечить все сразу. Симптомы очень вариабельны: у некоторых женщин их очень мало, в то время как другие могут иметь все сразу. Но в наших силах сделать так, чтобы этот диагноз женщине почти не мешал и не влиял на качество жизни.

Мой совет – найти своего врача, который в курсе именно ваших проблем, это очень важно. И только раз в два года иметь для подтверждения правильности выбранного курса второе экспертное мнение. Часто такие пациенты бегают от одного врача к другому, и это плохо. Получается как в поговорке «у семи нянек ребенок без досмотра».

Обычно женщины с СПКЯ становятся нашими хорошими знакомыми: сначала мы с пациенткой регулируем цикл, потом рожаем деток, в перерывах сбрасываем вес. Кстати, в моей врачебной практике есть пациентки, которые помнят меня еще на первом году после интернатуры. Эти женщины меняют со мной мои места работы, ждут моего возвращения после семинаров, отпусков и конференций, потому что СПКЯ – это надолго, и это честно.

 

Продолжая пить оральные контрацептивы (КОК), вы поступаете правильно, потому что так вы контролируете цикличность своего менструального цикла, проводите профилактику рака эндометрия и не даете шанса развиться другому, более опасному заболеванию в слизистой матки – гиперплазии эндометрия. И да, в случае с СПКЯ все вопросы решаются постепенно, по мере необходимости.

Лечение, направленное на коррекцию инсулинорезистентности (ИР), о которой я говорила выше, при СПКЯ назначается всем, а вот помогает немногим, потому что не все его выдерживают – это серьезная работа над собой, своим образом жизни, питанием и поведением.

Основная цель лечения состоит в том, чтобы максимально уменьшить количество неприятных симптомов, снизить все возможные риски, связанные с наличием СПКЯ, и избежать отдаленных последствий заболевания.

Первая и самая важная ступень любого лечения – здоровый образ жизни. Во-первых, это здоровое сбалансированное питание, которое включает в себя фрукты, овощи, цельнозерновые злаки, неочищенный рис, нежирные сорта мяса, рыбу и прочее. Важно правильное регулярное питание (3 раза в сутки без перекусов – снижение выработки инсулина достигается уменьшением количества приемов пищи), особенно важно не пропускать утренний прием пищи. Увеличьте потребление клетчатки и забудьте про газировку, сократите количество сахара, соли и кофеина, алкоголя.

Во-вторых, стоит проверить уровень витамина D, принимать цинк и селен, дефицит которых ассоциируется с высокими андрогенами.

В-третьих, важно регулярно заниматься спортом: минимум 30 минут хотя бы три раза в неделю.

Нужно стремиться поддерживать свой вес в пределах нормальных значений. Определить их можно с помощью расчета индекса массы тела (ИМТ): делите массу на рост в метрах квадратных. Например, ваш рост составляет 174 см, а вес 65 кг. В таком случае ваш ИМТ = 65 : (1,74 * 1,74) = 21,7. Идеальные значения ИМТ – 19-25; 25–30 – избыточный вес, выше 30 – ожирение.

Преимущества потери веса при СПКЯ: уменьшение риска развития инсулинорезистентности и сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, рака матки; контроль и восстановление более или менее регулярных менструаций, восстановление овуляций и увеличение вероятности спонтанного зачатия, уменьшение кожных и косметологических проблем, таких как акне и гирсутизм, улучшение психологического самочувствия. И для того чтобы добиться всего этого, нужно всего лишь нормализовать свой вес и питание.

«И при этом все как один пишут, что это очень распространенная проблема, а врачи говорят “сейчас все этим болеют, ничего страшного”. А мне ведь страшно – от неясности, невнятности и кардинально противоположных мнений».

► Это на самом деле настолько распространенная проблема?

– Распространенность СПКЯ среди молодых женщин разных этнических рас во всем мире составляет 5–20%.

«Поликистоз яичников – это мой основной диагноз, с которого все началось. Уже потом к нему присоединился гирсутизм и проблемы с грудью – мастопатия и постоянно появляющиеся фиброаденомы.

Последние, я думаю, появились на фоне таблеток, потому что без них фиброаденом не было. Я постоянно хожу на УЗИ, и мне все время советуют наблюдаться дальше, возвращаться через три месяца – и на этом все, не предлагают никакого решения проблемы. В последнее время фиброаденомы растут, и мне немного страшно, я не знаю, что с ними будет дальше. Плюс ко всему у меня бабушка умерла от рака груди, и я знаю, что по материнской линии это передается».

► Мастопатия и фиброаденомы связаны с поликистозом? А с таблетками?

– Мастопатия и фибороаденомы не связаны напрямую с поликистозом, но опосредованная связь все же отмечается. К сожалению, и в молочных железах, и в матке есть эстрогеновые рецепторы. Поэтому двойное диспансерное наблюдение у гинеколога и маммолога должно быть в обязательном порядке. Диффузная мастопатия есть у каждой второй женщины, грудь – как дополнительный бонус, который отягощен соматикой, реагирует не только на внутренние проблемы, но и на стресс.

При двух этих проблемах оральные контрацептивы не противопоказаны, они не способствуют развитию фиброаденом, а, наоборот, профилируют, лечат мастопатию и даже снижают риск возникновения трудно диагностируемого рака кишечника на 50%.

Риска рака молочных желез на фоне КОК, согласно доказательным научным исследованиям, нет. Рак молочной железы – многофакторное заболевание, развитие которого связано с изменением генома клетки под воздействием различных причин.

Просто слово «гормоны» в Беларуси магически отрицательно. Они на самом деле не страшные и не плохие. Эти таблетки современные, адаптированы под женский организм, прошли массу испытаний. Плюс подбираются они действительно индивидуально.

 

► Как эти проблемы с грудью нужно решать?

– Наблюдаться у гинеколога и маммолога, слушать и выполнять их рекомендации. Удалять ли фиброаденомы, решает врач. Обычно это делают тогда, когда они становятся больше двух сантиметров в диаметре, но перед этим часто выполняют пункцию: если фиброаденома без отрицательной динамики, ее можно просто наблюдать.

► А что делать с гирсутизмом?

– От таблеток внутренние волосы не уйдут, они станут реже появляться. На фоне таблеток депиляция все равно нужна, но не так часто. Если волосы смущают, делайте лазерную эпиляцию, восковую, шугаринг. А вообще, у меня есть пациенты, которые вполне спокойно принимают себя такими, они успешны в социуме.

«Еще прошлым летом я попала в больницу с полипом в матке. После этого мне назначали очень много разных таблеток, в том числе сказали пить гормоны, потому что есть риск, что это будет постоянно возникать. Говорят, что нужно дать яичникам отдохнуть, что они перевыполняют свою функцию, не справляются».

► Полипы тоже связаны с поликистозом или это отдельное заболевание?

– Да. Понимаете, у женщины нет менструации, а яичник работает, в итоге гормоны «стреляют» по эндометрию – слизистой внутри матки. Поэтому при длительном нахождении фолликулов в матке и отсутствии менструаций формируется пролиферативный процесс – возникновение полипов.

► Как бороться с этой проблемой?

– Они могут рецидивировать, и любой полип нужно удалять, потому что они могут переходить в злокачественные формы. Наилучший способ – гистероскопия, у молодых нерожавших женщин с небольшими полипами предпочтительна офисная гистероскопия.

«В последнее время я снова хожу по врачам, потому что начала думать о будущем, о возможности родить ребенка. За последние два года я больше 15 раз посещала гинекологов, эндокринологов, маммологов, в основном ходила в госучреждения, даже в пресловутый эндокринологический диспансер, куда очень сложно попасть: с пяти утра стояла там в очередях.

Мне никто не говорит ничего конкретного, самый частый ответ – “продолжайте принимать таблетки, пока не захотите забеременеть, а потом приходите, и там видно будет”. Вообще, очень часто слышу фразу “вам родить надо, и тогда все пройдет”, и при этом так же часто говорят, что с поликистозом забеременеть очень сложно. То есть перспективы мне до сих пор неясны, я даже не знаю, насколько реально в моем случае родить ребенка».

► Каковы мои шансы иметь детей в будущем?

– СПКЯ – сложное, но поддающееся лечению заболевание. Так как с овуляцией у женщины с СПКЯ есть проблемы, яйцеклетка вырабатывается редко, женщине помогают медикаментозно в формировании лидирующего фолликула в яичнике. И с такой помощью девушки благополучно беременеют.

То есть шансы на благополучную беременность в руках грамотного и профессионального доктора и при настойчивости пациента достаточно высокие.

► После рождения ребенка лучше не станет?

– Нет, это заболевание на всю жизнь. В старости, в позднем репродуктивном возрасте это заболевание наиболее опасно: в возрасте 55+ встречаются гиперплазия эндометрия, возвращающиеся полипы эндометрия, и мы насторожены в отношении рака слизистой полости матки. СПКЯ – это патология, которая требует наблюдения у доктора, она не уйдет после родов.

Женщины с СПКЯ должны принять свою болезнь, как, например, сахарный диабет, и научиться с ней жить, постоянно быть под контролем врача. Как сказал известный российский ученый, профессор, доктор медицинских наук Владимир Серов, «лечите симптомы болезни, заболевание, а не анализы. Не надо постоянно выполнять анализы крови на гормоны при СПКЯ».

Это важно! У вас есть проблема – и вы не знаете, к кому с ней бежать? Напишите нам на citydogby@gmail.com, мы постараемся помочь.

 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться