Как вас могут обмануть? Собрали все новые схемы мошенников в Беларуси – и рассказываем, как на них не попасться

Как вас могут обмануть? Собрали все новые схемы мошенников в Беларуси – и рассказываем, как на них не по...
CityDog.by уже рассказывал о новом виде мошенничества, с которым столкнулись белорусы. В целом же схем, по которым злоумышленники пытаются нас обмануть, развелось немало. Мы собрали самые популярные из них – а заодно лайфхаки, как не попасться на «развод».

CityDog.by уже рассказывал о новом виде мошенничества, с которым столкнулись белорусы. В целом же схем, по которым злоумышленники пытаются нас обмануть, развелось немало. Мы собрали самые популярные из них – а заодно лайфхаки, как не попасться на «развод».

Телефонные звонки от банков

Это один из самых распространенных видов мошенничества, известный белорусам. Чаще всего представители фейковых банков звонят через мессенджеры. Мошенники рассказывают, что с вашей карты проводятся подозрительные операции, и просят сообщить личные данные.

Сейчас эта схема усложнилась. Следственный комитет рассказывает, что мошенники могут попросить вас установить приложение или назвать коды подтверждения из SMS-сообщений.

Другой вариант – кредиты. Белорусам рассказывают, что сейчас ищут сотрудников банка, которые обманывают клиентов, и для помощи следствию просят оформить кредит. На самом деле же эта «проверка» – фейковая.

Не забывайте, что банковские сотрудники не уточняют у клиентов конфиденциальную информацию по телефону. Они не связываются с клиентами через мессенджеры и не просят устанавливать приложения. В случае подозрительных финансовых операций лучше обратиться в отделение банка самостоятельно.

Звонки от онлайн-магазинов

Эта схема похожа на предыдущую: цель мошенников – получить доступ к ДБО (дистанционное банковское обслуживание. – Ред.)

Во время звонков от лица онлайн-магазинов клиенту рассказывают, что на него по ошибке оформлен заказ или кредит на покупку с доставкой. Потом человеку предлагают сделать отмену.

Помните, что представители онлайн-магазинов не звонят через мессенджеры. Они также не могут спрашивать у вас информацию о реквизитах, логинах, паролях и сеансовых ключах к интернет-банкингу. Проверить заказ можно самостоятельно на официальном сайте магазина.

Ночные звонки

Другой тип звонков – ночной. Барановичский ГОВД замечает, что тут рассчитывают на невнимательность абонента, когда спросонья у человека недостаточно концентрации, чтобы распознать мошенника.

Ночной звонок идет с иностранных номеров. Звонок сразу же сбрасывают. Когда человек перезванивает, с его счета списываются деньги.

При таких ночных звонках всегда проверяйте номер абонента. Международный код Беларуси: +375. В остальных случаях звонки стоит игнорировать и не пытаться перезвонить подозрительному абоненту.

Походы по квартирам с «услугами»

В квартиры мошенники сейчас заходят как сотрудники по проверке газоснабжения или вентиляции. Униформы на них нет, удостоверение показывают быстро, чтобы не было возможности распознать подделку.

За «проверку» вентиляции требуют плату. В КУП «ЖКХ Советского района г. Минска» напоминают, что настоящая проверка входит в техническое обслуживание и платить за нее не надо.

Также «специалисты» по газоснабжению предлагают купить у них сигнализатор загазованности помещения. Цена, конечно же, завышена в несколько раз.

В УП «Мингаз» замечают, что о приходе их специалистов жильцов должны предупреждать заранее.

Накануне, не позже чем за три дня, на информационных досках подъездов вывешивают объявления с указанием контактных телефонов, уведомляют местное ЖКХ, председателя товарищества собственников или ЖСПК о предстоящих работах.

Иногда производят SMS-рассылку, а жителям частного сектора стараются дозваниваться напрямую и согласовывать время визита. Если требуется ремонт, замена, подключение, отключение бытового газового оборудования, потребитель подает заявку, оговаривается время.

Техническое обслуживание газовых отопительных котлов и водогрейных колонок проводят один раз в год, газовых плит – один раз в 10 лет.

Проверить специалистов от «Мингаза» можно, позвонив по телефону 162 или в аварийную службу. Там можно уточнить, проходят сейчас работы или нет.

Акции, призы и соцопросы от фейковых страниц известных компаний

В последнее время мошенники стали чаще рассылать сообщения о конкурсах и акциях. Например, опрос в мессенджерах, за который можно получить деньги или купон на покупки от «Евроопта».

Сама сеть магазина рассказывает, что такой акции не проводит. Про такой же фейк предупредила и сеть магазинов «Остров чистоты». Тут мошенники тоже обещали призы.

Сталкиваются с фейковыми акциями не только магазины. В «Газпромнефти» рассказали, что в интернете появилась их фейковая страница, на которой проводят розыгрыш с подарками, промокодами и купонами на бесплатные покупки.

«Акцию» якобы проводила и «Белоруснефть». Мошенники создали страницу, где обещали денежный выигрыш. Для победы нужно было разослать сообщение 20 друзьям и 5 группам.

Еще больше случаев мошенничества у «Белпочты». Мошенники звонят белорусам и предлагают поучаствовать в акции или розыгрыше.

Абонент отвечает на вопросы, отправляет варианты ответа на предложенные номера или переходит по отправленным ссылкам на ложные сайты. Так мошенники получают доступ к телефону и могут его заблокировать.

Как не попасться на такой вид мошенничества? Проверяйте название сайтов и ссылок, не переходите по фейковым линкам и узнавайте информацию об акциях на официальном сайте магазина. Если решаете проверить присланную ссылку в браузере, вводите ее вручную.

Онлайн-заказы через фишинговые сайты

«Белпочту» мошенники используют не только в схемах с акциями и розыгрышами. Известны случаи, когда пользователям предлагали купить товар с оплатой через фишинговый сайт. Так можно получить доступ к банковскому счету покупателя.

Иногда с мошенниками сталкиваются пользователи Kufar.by, если они позволяют увести себя с площадки объявлений. Служба поддержки ресурса рассказала про несколько схем по обману покупателей и продавцов.

Самим продавцам могут писать в социальных сетях и мессенджерах. Мошенники предлагают купить товар и для предоплаты высылают поддельную ссылку. Так они получают доступ к счету продавца.

С покупателями тоже могут связываться вне сайта. Для оплаты товара им присылают фейковую страницу «Куфара», где потом списывают деньги. Точно так же работает схема, когда покупателю предлагают вернуть сумму.

В мессенджере вам может написать и фейковая служба поддержки. Покупателю предлагают вернуть списанные средства – и через ту же фишинговую страницу списывают деньги.

Чтобы избежать обмана, покупателям и продавцам стоит общаться друг с другом исключительно на самих сайтах для продаж. Там же можно оплатить товар и следить за его статусом. Напоминаем, продавец получает деньги только после того, как покупателю пришел товар. Служба поддержки же общается через электронную почту и не может попросить у вас банковские данные.

А вот эти памятки от Следственного комитета вы можете сохранить себе, чтобы не попасть на мошенников и сохранить свою личную информацию.

 
 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: БЕЛТА, t.me/skgovby/4885.

поделиться