«Такая литература – массаж мозга». Режиссерка, рекламист и организаторка книжного фестиваля советуют, что почитать

«Такая литература – массаж мозга». Режиссерка, рекламист и организаторка книжного фестиваля советуют, чт...
Каждый месяц вместе с «Мобильной библиотекой МТС» мы рассказываем, какие книги впечатлили интересных минчан за последнее время. В сегодняшних рекомендациях – альтернативная история, немного философии и даже биографии белорусских художников.

Каждый месяц вместе с «Мобильной библиотекой МТС» мы рассказываем, какие книги впечатлили интересных минчан за последнее время. В сегодняшних рекомендациях – альтернативная история, немного философии и даже биографии белорусских художников.

ЕКАТЕРИНА ЕРМОЛОВИЧ
PR-фрилансерка, PR-волонтерка и соорганизаторка минского книжного фестиваля «Город и Книги», основательница книжного блога
Haveaniceread.com.

– Я анекдотичный пример «книжного» человека. Если мои друзья видят какую-то картинку о книге, то сразу отправляют мне, накануне дня рождения у меня всегда спрашивают, какую книгу подарить, а однажды на мероприятии, где незнакомые люди представлялись и рассказывали какой-то интересный факт о себе, я просто достала из сумки томик Камю (смеется).

Откуда такая любовь к литературе? В детстве я наблюдала за старшим братом, который много читал и сидел за книгами даже с фонариком по ночам: было интересно, что же там такого в этих книгах. А потом мне в руки попался роман «Два капитана» с приключениями, взрослением героев и главной героиней Катериной – и пошло-поехало. Лучшие оценки по литературе, олимпиады по творчеству Сильвии Плат, а потом и диплом в университете по маркетинговым коммуникациям на книжном рынке. 

В книгах я нахожу всё: новые знания, эмоции, чувство языка, возможность спрятаться и пережить невероятные истории, которые вряд ли приключатся с тобой в рутинной повседневной жизни. В литературе я довольно всеядна и в этом году поставила себе цель в 100 книг.

Лоренс Даррелл, «Александрийский квартет»

С этой серией я впервые познакомилась в университете, а не так давно перечитывала ее по второму кругу. Автор, брат того самого Джеральда Даррелла, который лучше знаком постсоветской публике, – мой любимый писатель, а эта книга самая знаковая в его творчестве. В свое время тираж его тетралогии разошелся, и книги в бумажном варианте было практически не достать – разве что отдельные части. А в этом году они снова переиздаются, причем с какими-то дополнениями и комментариями. Первую часть даже экранизировали – не очень удачно, но все же.

Сюжет книги захватывает сразу: Александрия, Первая мировая война, тайные общества. Повествование нелинейное, а рассказ в каждой части ведется от лица разных героев. Ты открываешь первую книгу и начинаешь читать удивительную историю британского подданного, который работает учителем и влюбляется в местную замужнюю еврейку. А во второй части появляется другой герой, который рассказывает, что на самом деле все не так, как предыдущий рассказчик себе вообразил, и возлюбленная учителя чуть ли не возглавляет восстание против Британии на пару со своим мужем. В третьей возникает британский посол, а в четвертой все вообще переворачивается, и герои получают по заслугам. 

Несколько сюжетных линий, переходы и наслоения – все это может показаться сложным чтением, но на самом деле оно безумно захватывающее. Роман можно рассматривать как исторический, но в то же время в нем есть и элементы автобиографии.

Марсель Пруст, «В поисках утраченного времени»

Когда я увлеклась творчеством Даррелла и стала искать разную информацию о нем, я наткнулась на интервью, в котором автор признался, что позаимствовал элементы своего стиля у Пруста. И я загорелась идеей прочитать весь семитомник «В поисках утраченного времени». 

Это самое колоссальное и глобальное произведение, которое я читала, и оно очень повлияло на меня. Это роман-ностальгия, роман-воспоминание и психологический дневник героя, где не просто описываются какие-то якоря и значимые даты, а ракурс смещен на эмоции, впечатления и мелкие детали. Какого-то экшена тут вы не найдете, поэтому некоторым «В поисках утраченного времени» может показаться довольно занудным чтением. Но если вы хотите окунуться в спокойную и размеренную жизнь французской аристократии – это то, что нужно. Витиеватые обороты, большущие предложения на целый абзац и более 2000 героев – я бы назвала такую литературу интенсивным массажем мозга.

Кстати, недавно я была на встрече со Светланой Алексиевич, и в ответ на вопрос «какого автора вы посоветуете почитать» она тоже назвала Пруста. 

Энн Ламотт, «Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом»

Я очень люблю читать книги по контенту и писательству. Но если первое – это, скорее, нон-фикшн, то в произведениях о писательстве не только много полезной информации из разряда «пишите коротко» или «ставьте цель на каждый абзац», в них есть еще и рассказ автора про себя и свою жизнь. 

Среди книг такого формата Ламотт написала мою любимую – это очень трогательное произведение. С одной стороны, оно показывает, как быть писателем: где брать идеи и сюжеты, как заставлять себя писать, когда все буквально валится из рук, и что делать с рукописью дальше. Сама писательница – американка, поэтому ее опыт, возможно, не полностью применим к нашим реалиям, но какие-то общие правила все равно будут полезны людям заинтересованным.

А с другой стороны, за всем этим фактическим повествованием и четкими рекомендациями Энн рассказывает про свою жизнь – а в ней у авторки было достаточно тяжелых и болезненных моментов. Она делится тем, как из боли можно делать что-то светлое и прекрасное, говорит, как переживать трудности, как справляться с горем и подбадривать себя. 

В общем, если у вас нет цели писать книги, но хочется почитать что-то доброе, светлое и приободряющее – это будет в самый раз. Кстати, в книге очень много классных и емких цитат, и они не похожи на те, что публикуют в пабликах во «ВКонтакте».

Дэн Вилета, «Дым»

У этой книги интересная предыстория: однажды в одном из своих произведений Диккенс предположил, что бы было, если бы все человеческие пороки и плохие мысли стали видны. Вилета эту мысль развил и создал альтернативную викторианскую Англию, в которой люди испускают из своего тела дым, когда испытывают негатив. Низшие сословия полностью пропитаны сажей, а аристократия практически не дымит и носит белые одежды. 

При таких необычных обстоятельствах действие происходит в частной закрытой школе, где подростки из знатного рода учатся, решают свои проблемы – и пытаются не дымить. А потом попадают в круговорот событий и узнают секреты природы этого самого дыма, встречаются с тайной полицией, народцем, который живет под землей, – и атмосфера произведения затягивает с головой. 

Кстати, сама бумажная книга очень красиво оформлена: у нее черная обложка и корешок. Когда листаешь ее, есть ощущение, что это сажа и сейчас она останется у тебя на руках.

 

МАКСИМ ОСИПОВ
Рекламист, блогер, один из организаторов 
кiрмаша «Вялiкi гасцiны двор»

– С юного возраста я покупал книги и к моменту начала самостоятельной жизни не имел микроволновки, но зато обладал солидной библиотекой, которая каждый раз усложняла переезды. В минувшем году, в очередной раз сменив жизненную парадигму, я вывез около 60 килограммов книг в подарок ближайшей городской библиотеке. Дело даже не в том, что читаю я в основном с телефона, не питая никаких сантиментов к шелесту бумажных страниц. Просто в какой-то момент я стал оценивать книги как хорошую еду: есть блюда, которые хочется есть медленно и пробовать время от времени снова. Модные обсуждаемые романы, как и уважаемые отмеченные премиями авторы, часто проходили сквозь меня, как кусок сала через утку, и не оставляли никакого послевкусия. Псевдонаучная, мотивационная и специальная литература тоже оказалась в этой группе. Все эти книги написаны по одному шаблону, и единственная польза от них – несколько остроумных выражений, которые можно запихивать в собственные тексты, выдавая их за свои. Поэтому моя подборка не содержит книг вроде «Как преодолеть творческую импотенцию» или «Как найти осознанность в сырых местах». 

Тед Чан, «История твоей жизни»

Кино и сериалам я уделяю больше внимания, чем книгам. И на этого автора вышел благодаря фильму «Прибытие» и чтению его биографии в «Википедии». Тед Чан крут не потому, что литературных наград у него больше, чем произведений: он может быть максимально разным. Тут у него мелодрама, тут арабская сказка, тут лингвистический триллер, а тут математическая головоломка. Он настольно мультизадачен, что это не может не вдохновлять изменять выбранному пути и пробовать делать что-то новое. И меня подкупает, что автор не стал Барбарой Катленд или Стивеном Кингом – его книги хочется читать медленно, растягивая удовольствие, что сейчас случается довольно редко. 

Iван Мележ, «Людзi на балоце»

Это единственная книга из школьной программы, которую я перечитываю в среднем раз в два года. В школе она привлекала моих одноклассников главным образом потому, что там были довольно откровенные сцены. Потом я обратил внимание и на другие детали. И каждый раз, даже зная отдельные фрагменты наизусть, я нахожу в ней что-то новое. Не до конца осознаю, в чем тут фокус. Как танцующая Саломея, книга раз за разом снимает покровы, и я нахожу в ней все новые детали и истории, которые мне нравятся до дрожи. Мележ сумел пронести через текст свое потрясающее визуальное воображение, контакт с которым порождает в голове очень живые картинки. Поэтому я даже не хочу, чтобы эта книга дождалась хорошей экранизации (кстати, «Людзі на балоце» была экранизирована в 1981 году режиссером Виктором Туровым. – Ред.), ведь даже очень хорошая экранизация будет проигрывать тому, что нагенерировал мозг за все прочтения.

Вольга Лабачэўская, «Палескiя былi ў творах Iвана Супрунчыка»  і «Сялянская энцыклапедыя ў творах Мікалая Тарасюка»

Эти художественные альбомы – чуть ли не единственные бумажные книги, приобретенные мной за последние лет пять. И они вызывают у меня больше эмоций, чем иные романы. 

С художником Иваном Супрунчиком я познакомился на какой-то ремесленной ярмарке в Витебске году в 2002-м. Я скакал вокруг его работ, источая восторги, он же уделил мне внимания не больше, чем голубю, присевшему на одну из его скульптур. Угрюмый, необщительный полешук. Его картины – некий непонятный микрокосмос с современным миром белорусской деревни, замаскированной под работы, посвященные прошлому. 

Ныне покойный Николай Тарасюк жил в вымершей деревне и в итоге населил ее собственным деревянным народом. Этот художник тоже обманывает зрителя: даже под самыми незамысловатыми сюжетами его работ явно скрывается что-то очень драматическое и личное. Можно листать книгу вновь и вновь, но загадка этого художника все равно будет продолжать ускользать от тебя.

 

ВАЛЕНТИНА МОРОЗ
Режиссерка, театральный педагог, магистрка театрального искусства. В декабре состоялась премьера ее документального спектакля 
«Родные люди?». Его, кстати, можно будет посмотреть 29 января в ОК16

– Мой ритм жизни сейчас такой, что художественную литературу я читаю, к сожалению, не так часто, как хотелось бы, – впереди все-таки книги профессиональные и околопрофессиональные. Летом, когда бывает какая-то пауза, и в новогодние праздники у меня появляется время, чтобы смотреть фильмы и читать книги из своего листа ожидания – там уже накопилось несколько произведений. 

Я не могу сказать, что предпочитаю какие-то конкретные стили и жанры. И даже не особо отслеживаю новинки: у меня есть устоявшиеся ресурсы, откуда я черпаю информацию, будь то афиша или рекомендации друзей. А сейчас на столе у меня сразу несколько книг, и читаю я их параллельно.

Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза»

Я давно собиралась прочитать этот роман и, будучи в Москве, открыла его в книжном магазине, прочла немного и поняла: надо брать. 

Я «провалилась» в книгу с первых же страниц. 1930-е, период коллективизации, разрушение старого мира и создание нового – эту историю читатель видит глазами молодой женщины. Историю безумно сложную и драматичную, но невероятно увлекательную. Несмотря на то что роман рассказывает об очень серьезных вещах, он еще и невероятно динамичен – тут есть энергия, которая заставляет все время быть «включенным» и ждать, что же будет дальше.

Книга заинтересовала меня еще и из-за биографии авторки: она действительно очень талантливая и перспективная – недавно вышел второй ее роман, и его тоже очень хвалят. Сама Яхина из Казани, но училась в Москве на сценаристку. И то, как она излагает, – это абсолютное кино. Мне как режиссерке кажется, что эту историю можно было бы перенести и на театральную сцену.

Дариуш Косинский, «Польский театр. Истории»

Эта книга новая, ожидаемая и какая-то невероятно важная. И она будет интересна не только тем, кто занимается театром профессионально. 

Автор – исследователь польского театра и профессор Ягеллонского университета. По нашему приглашению он читал несколько лекций в ECLAB (Европейский колледж «Либерал Артс» в Беларуси), и это было крайне увлекательно. Его книга – это не история театра в сухом изложении, а описание каких-то отдельных событий, фактов, спектаклей и праздников начиная с 10-го века. Она интересно иллюстрирована, да сам стиль изложения очень занимателен. 

Для меня эта тема интересна еще и потому, что мы граничим с Польшей, а в 20-м веке польский театр всерьез повлиял развитие европейского и в целом мирового театра. Но при всех этих обстоятельствах белорусский театр, к сожалению, оказался почти не тронутым: тот занавес, что существовал между нами, не дал напитаться опытом Польши.

Ольга Шпарага, «Сообщество-после-холокоста, на пути к обществу инклюзии»

Ольга моя колежанка по ECLAB, и в ноябре вышла книга, которую она очень долго готовила: первый тираж раскупили сразу, а второй почти готов. И то, что она написала, будет полезно не только философам и людям, связанным с общественными науками, но и любому мыслящему человеку, который задумывается о вопросах сегодняшней реальности и ответственной жизни в обществе.

Авторка размышляет на тему прав человека, практик уважения, солидарности и инклюзии, и, разумеется, я не могу сказать, что это какое-то легкое чтение: оно требует погружения и размышления. Но тем не менее эта книга не из тех, что читаются сложно.

 

МОБИЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА МТС
Книжные новинки –
прямо сейчас, в вашем смартфоне
ПЕРВЫЕ 3 ДНЯ – БЕСПЛАТНО!
Попробовать:
Попробовать:


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 

УП «Проспектпресс», УНП 101520868

поделиться