Горожане не первый год гадают: сколько в Минске Мухлей? И какая из них правильная? Мы разобрались – почитайте

Горожане не первый год гадают: сколько в Минске Мухлей? И какая из них правильная? Мы разобрались – почи...
Когда минчане заводят разговор о Мухле, жди споров и недопониманий. И вот почему.

Когда минчане заводят разговор о Мухле, жди споров и недопониманий. И вот почему.

В чем проблема

Многие минчане хорошо знают места, где живут и работают, но даже о соседних районах могут иметь весьма смутное представление. Поэтому одно и то же название местности – пускай и неофициальное – может означать совершенно разные места в разных районах.

Приключилась такая история с топонимом Мухля. Никто не отрицает, что Мухля в Минске – это всегда водоем, точнее пруд. А дальше начинаются проблемы: кто-то говорит об одной Мухле, собеседник представляет себе совсем другую, а слушатель этого диалога может иметь в виду что-то третье.

Сколько же Мухлей на самом деле? Почему эти водоемы так называются и какая между ними связь?

Итак, мы насчитали в Минске три Мухли. Ой, нет – сразу пять!

Один пруд Мухля находится в районе улицы Харьковской, второй – в районе Волоха, а еще один – в Малиновке.

Также встречаются упоминания, что Мухля – простонародное название речки Мышки, впадающей в Лошицу в районе улицы Семашко.

И уж совсем редко можно услышать, что Мухлей называют Грушевский ручей, который протекает в районе транспортной развязки на пересечении проспектов Жукова и Дзержинского. Из-за эпизодических упоминаний с этой версией мы вовсе не работали.

Вы меня совсем запутали!

Если взглянуть на карту, можно заметить, что все эти пруды, ручьи и речки находятся примерно в одной части города – юго-западной.

Грушевский ручей, если проследить его подземные истоки, берет свое начало не так уж далеко от прудов на Харьковской и Волоха и в районе Петровщины впадает в ту же Мышку. Ну а Мышка – приток Лошицы, частью которой является Мухля, находящаяся в Малиновке.

Одним словом, все так или иначе связано.

Откуда взялось название Мухля? И где оно впервые появилось?

Изначально его связывают с водоемами, находящимися на улицах Харьковской и Волоха. Эта местность раньше называлась Тучинка и была известна множеством находившихся тут кирпичных заводов.

Глину для кирпичей брали в карьерах, которые позже со временем могли заполняться водой – так и получались сегодняшние пруды.

Городская легенда гласит, что один из таких прудов был назван по фамилии хозяина кожевенного завода, рабочие которого вымачивали в воде кожи. Известно, что еще до революции в Минске действительно жил владелец кожевенной фабрики Мустафа Яковлевич Мухля, который сдавал свое производство в аренду еврейской семье.

Только не запутайтесь: это – Мухля на Харьковской.

Вообще фамилия Мухля довольно распространена среди минских татар, многие из которых жили в окрестностях Тучинки и Медвежино. В районе Тучинки когда-то вместе жили белорусы, евреи и татары. Все изменилось с приходом в город Второй мировой: осенью 1941 года именно на Тучинке нацисты устроили одни из первых массовых казней местного населения.

Минских евреев в течение ноября расстреливали в бывших карьерах кирпичных заводов, когда-то тоже принадлежавших еврейским семьям.

На месте казней, между улицами Харьковской и Волоха, сегодня нет памятных знаков, и лишь мемориал у Кальварийского кладбища напоминает, что неподалеку погибли около 14 тысяч минчан.

А водоемы, которые в народе упрямо называют Мухлями, продолжают хранить память о Минске. Сквер, который располагается вокруг пруда на Харьковской улице, с недавнего времени официально называется Тучинским.

А это – Мухля на Волоха, в Медвежино.

А как же Мухля в Малиновке?

Официально это место называется парком имени Михаила Павлова, который был главой Минска в 2000–2009 годах. Река, которую в этом месте зовут Мухлей, официально называется Лошицей – и, как мы уже говорили, у нее есть приток Мышка, которую в народе тоже иногда зовут Мухлей.

Мухля в парке Павлова.

Есть мнение, что название Мухля когда-то могло относиться и к Мышке, и к Лошице в ее верхнем течении, до впадения Мышки. Словом, в этом случае все немного запутаннее.

И самый главный вопрос: не упустили ли мы еще одну?

Или, возможно, завтра в городе появится новая? Таинственные приключения блуждающего названия продолжаются.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.

поделиться